В Татарстанское УФАС России поступило Ваше обращение (вх. N16493/ж от 17.10.2018) по вопросу необоснованного отказа АО "Татэнергосбыт" от заключения договора.
По итогам рассмотрения указанной жалобы, изучения предоставленных сведений и документов, Татарстанское УФАС России сообщает следующее.
ООО "РТ-ЭТ" является энергосбытовой компанией и в качестве основного вида деятельности осуществляет продажу другим лицам приобретенной электрической энергии.
В целях энергоснабжения потребителя АО "ПОЗиС" ООО "РТ-ЭТ" приобретает электроэнергию на ОРЭМ по группе точек поставки РОАОРОZS.
Одним из субабонентов в группе точек поcтавки РОАОРОZS является АО "Межрегионэнергосбыт".
В соответствии с соглашением от 09.08.2018 договор энергоснабжения между ООО "РТ-ЭТ" и АО "Межрегионэнергосбыт" был расторгнут с 01.09.2018.
В связи с этим ООО "РТ-ЭТ" уведомило АО "Татэнергосбыт" о расторжении договора энергоснабжения с АО "Межрегионэнергосбыт" и напомнило о необходимости заключения договора энергоснабжения между АО "Татэнергосбыт" и ООО "РТ-ЭТ" в случае заключения договора между АО "Татэнергосбыт" и АО "Межрегионэнергосбыт", в виду исключительного права у ООО "РТ-ЭТ" на распоряжение электроэнергией в группе точек поставки РОАОРОZS.
Письмом от 05.10.2018 АО "Межрегионэнергосбыт" уведомило ООО "РТ-ЭТ" о том, что в целях исключения риска бездоговорною потребления между АО "Межрегионэнергосбт" и гарантирующим поставщиком АО "Татэнергосбыт" было заключено дополнительное соглашение к договору энергоснабжения 5602Э от 01.07.2018 в отношении сетей, арендованных АО "Межрегионснаб" у АО "ПОЗиС" в группе точек поставки POAPOZS.сроком действия с 01.09.2018.
На момент подачи обращения N 16493/ж от 17.10.2018 АО "Татэнергосбыт" не направило заявление о заключении договора о приобретении электроэнергии с целью энергоснабжения АО "Межрегионснаб" в адрес ООО "РТ-ЭТ".
Согласно материалам, направленным АО "Татэнергосбыт " в адрес Татарстанского УФАС России, 09.08.2018 письмом за исх. N 18/1060 в адрес АО "Татэнергосбыт" обратилось ООО "РТ-ЭТ" с просьбой направить в его адрес заявку на заключение договора энергоснабжения для АО "Межрегионэнергосбыт" после получения заявки на заключение договора энергоснабжения со стороны АО "Межрегионэнергосбыт".
Как сообщалось в указанном письме, необходимость расторжения договора энергоснабжения между ООО "РТ-Энерготрейдинг" и АО "Межрегионэнергосбыт" была вызвана тем, что АО "АТС" были выявлены замечания в части несоответствия указанного договора положениям постановления Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172.
23.08.2018 в адрес ООО "РТ-ЭТ" был направлен ответ АО "Татэнергосбыт" N 148-09/1841 о необходимости внесения изменений в группу точек поставки РОАОРОZS со стороны ООО "РТ-ЭТ" в соответствии с требованием АО "АТС".
10.09.2018 письмом N 18/1204 ООО "РТ-ЭТ" сообщило, что в настоящее время занимается подготовкой комплекта документов, с учетом замечаний, выявленных АО "АТС".
15.10.2018 ООО "РТ-ЭТ" письмом N 18/1336 направило в адрес АО "Татэнергосбыт" подписанный со своей стороны договор купли-продажи электрической энергии N 0212-РТ от 01.09.2018 в отношении потребителя АО "Межрегионэнергосбыт".
АО "Татанергосбыт", рассмотрев направленный договор купли - продажи электрической энергии N 0212-РТ от 01.09.2018, подписало его с протоколом разногласий. В протокол разногласий общество внесло обязанность ООО "РТ-ЭТ" внести изменения в группу точек поставки POPAOPOZS до 01.01.2019 г.
Подписанный с протоколом разногласий договор купли-продажи электрической энергии N 0212-РТ от 01.09.2018, и протокол разногласий от 16.10.2018 к указанному договору направлены в адрес ООО "РТ-ЭТ" письмом N 148-11/2417 от 26.10.2018. К моменту поступления материалов от АО "Татэнергосыт" в Тататрстанское УФАС ответ в адрес АО "Татэнергосбыт" от ООО "РТ-ЭТ" не поступал.
Таким образом, заявление о том, что гарантирующий поставщик необоснованно отказывает в заключении договора не соответствует действительности. На настоящей момент договор купли-продажи электрической энергии между АО "Татэнергосбыт" и ООО "РТ-ЭТ" находится на стадии заключения.
Тем не менее, Татарстанским УФАС России выявлены признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части навязывания АО "Татэнергосбыт" невыгодных условий договора для ООО "РТ-ЭТ".
Учитывая то, что мероприятия по осуществлению допуска к торговле по измененной группе точек поставки PAOPOZS носят длительный характер и требуют участия, помимо ООО "РТ-ЭТ", ряда других организаций, (согласовывающих необходимую документацию) в том числе сетевой организации, метрологических организаций и гарантирующего поставщика, срок, установленный АО "Татэнергосбыт", явно не соответствует фактически необходимому времени на осуществление доступа к торговле по измененной группе точек поставки PAOPOZS.
Кроме того, АО "Татэнергосбыт" указывает на необходимость установление указанных сроков в виду возникновения убытков у гарантирующего поставщика в случае заключения договора между АО "Татэнергосбыт" и ООО "РТ-ЭТ".
В соответствии с Правилами определения и применения Гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.11.2011 г. N 1179 (далее - постановление N 1179), продажа электрической энергии потребителям осуществляется Гарантирующими поставщиками с учетом применения сбытовой надбавки к цене покупки электрической энергии, в том числе энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций на розничном рынке.
Согласно п.4 Постановления N 1179, Предельный уровень нерегулируемых цен для первой ценовой категории определяется гарантирующим поставщиком по формуле:
где:
- предельный уровень нерегулируемых цен для первой ценовой категории, в рамках которого нерегулируемая цена применяется к фактически поставленному потребителю (покупателю), принадлежащему к n-й группе (подгруппе) потребителей, объему электрической энергии по нерегулируемой цене на j-м уровне напряжения за расчетный период (m), рублей/МВт·ч;
- средневзвешенная нерегулируемая цена на электрическую энергию (мощность), используемая для расчета предельного уровня нерегулируемых цен для первой ценовой категории за расчетный период (m), рассчитываемая гарантирующим поставщиком и опубликованная им на своем сайте в сети Интернет, рублей/МВт·ч, которая:
до 1 июля 2013 г. рассчитывается гарантирующим поставщиком по формуле (2);
с 1 июля 2013 г. рассчитывается гарантирующим поставщиком по формуле (3);
- дифференцированный по уровням напряжения одноставочный тариф на услуги по передаче электрической энергии с учетом стоимости нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях, определяемый органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в отношении расчетного периода (m) и j-го уровня напряжения, рублей/МВт·ч;
- плата за иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, которая рассчитывается в отношении расчетного периода (m) по формуле (28), рублей/МВт·ч;
- сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, учитываемая в стоимости электрической энергии (мощности) и определяемая в отношении расчетного периода (m) для первой ценовой категории и n-й группы (подгруппы) потребителей в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, рублей/МВт·ч.
Таким образом, доводы АО "Татэнергосбыт" относительно того, что заключение договора с ООО "РТ-ЭТ" повлечет убытки, не соответствует действительности.
В связи с наличием в действиях АО "Татэнергосбыт" признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предупреждает о необходимости прекращения нарушения путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно в срок до 25 декабря 2018 года:
- согласовать договор энергоснабжения с ООО "РТ-ЭТ" на компромиссных условиях, без установления требований, которые не соответствуют нормальным условиям осуществления деятельности на рынке энергоснабжения;
О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 7 декабря 2018 г. N СП-05/19670
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.12.2018