Резолютивная часть решения оглашена 14 августа 2018 года г. Псков
В полном объеме решение изготовлено 21 августа 2018 года
Комиссия Псковского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
"_" - заместитель руководителя - начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России.
Члены Комиссии:
"_" - главный специалист-эксперт отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России;
"_" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России,
рассмотрев материалы дела N 07/05/18Р, о признаках нарушения п. 2 ч. 3 ст. 5, п. 6 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38 "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) выразившегося в размещении рекламы на платежных документах по оплате коммунальных услуг, оказываемых собственникам жилых помещений многоквартирного дома, следующего содержания: "ООО "А" т. "_". НЕ ПЕРЕПЛАЧИВАЙ ЗА ВОДУ!!! ПРОВЕРКА СЧЕТЧИКОВ ВОДЫ - без демонтажа; с выдачей свидетельства; согласовано с Горводоканалом, Теплосетями, Управляющей компанией. Аттестат аккредитации: "_"",
в присутствии представителя ООО УО "В" "_", представителя Заявителя - "_".,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Псковского УФАС России поступило заявление муниципального предприятия г. Пскова "Г" (вх. N 274з от 25.04.2018) в отношении действий ООО "А" по факту размещения и распространении рекламы, размещенной на платежных документах по оплате коммунальных услуг, оказываемых собственникам жилых помещений многоквартирного дома, вышеуказанного содержания.
Согласно заявлению, муниципальным предприятием г. Пскова "Г" (далее - Заявитель) ни УО "В", ни ООО "А" согласования и разрешения на проведение подобного вида работ не выдавалось, в связи с чем, Заявитель полагает, что данная реклама является незаконной.
В ходе рассмотрения материалов дела Комиссией установлено следующее.
Признаки рекламы установлены пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе:
1. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
Объектом рекламирования в информации, размещенной на квитанции являются услуги по поверке счетчиков воды.
2. Информация направлена на неопределенный круг лиц, поскольку распространена на квитанциях, распространяемых среди плательщиков коммунальных услуг и представляет интерес для иных лиц, не входящих в целевую аудиторию квитанций.
3. Содержащаяся информация, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и продвижению услуг на рынке.
По данным основаниям Комиссия пришла к выводу, что рекламная информация, размещенная на квитанции, является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услуге по поверке счетчиков воды.
При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В размещаемой на оборотной стороне квитанции информации содержатся сведения о согласовании поверки счетчиков воды с Горводоканалом, Теплосетями, Управляющей компанией, вместе с тем, согласно представленной Заявителем информации, согласование и разрешение на выполнение указанного вида работ не предоставлялось.
Следовательно, при размещении рассматриваемой рекламы нарушено требование п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.
В соответствии с п. 6 ст. 7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия.
В размещаемой на оборотной стороне квитанции рекламе также содержались сведения о наличии аттестата аккредитации N "_".
Счетчики воды приравниваются к средствам измерения, эксплуатация которых регулируется Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений". В соответствии с ч. 2 ст. 13 данного закона поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Полномочиями для выдачи аттестата аккредитации на право проведения поверки счетчиков воды на территории РФ наделена Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация).
Согласно сведениям, размещенным в информационной системе общего пользования на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации в сети Интернет http://fsa.gov.ru/, в разделе "Реестр аккредитованных лиц в области обеспечения единства измерений" аттестат аккредитации N ".." аннулирован.
На основании вышеизложенного следует, что ООО "А" не является лицом, аккредитованным на право проведения поверки средств измерений (приборов учета воды).
Частью 1 статьи 5 Закона "О рекламе" установлен запрет на недобросовестную и недостоверную рекламу.
Ответственность за нарушение требований, установленных п. 2 ч. 3 статьи 5, п. 6 статьи 7 Закона о рекламе, несёт рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе).
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем рассматриваемой рекламы признается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В ходе заседания 29.06.2018 г. представителем Заявителя по доверенности N 15/10-1198 от 20.03.2018 г. "_" поддержаны доводы, изложенные в заявлении, а так же уточнено, что квитанции печатаются непосредственно ООО УО "В".
В ходе заседания 13.07.2018 г. представителем ООО УО "В" "_" - директором, действующим на основании Устава, даны пояснения о том, что квитанции печатаются непосредственно ООО УО "В", документов, подтверждающих размещение информации именно ООО "А", не предоставлено.
В ходе заседания 27.07.2018 г. представителем ООО УО "В" "_" - директором, действующим на основании Устава, предоставлена копия договора б/н от 10.01.2018 г., заключенного между ООО УО "В", ООО "К", ООО "А" о размещении платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг ООО УО "В" на бумаге формата А4 с информацией об услугах, предоставляемых ООО "А" и ООО "К". Между тем, указанный договор не подписан ООО "А".
Поскольку ООО УО "В" не представлено доказательств о предоставлении рекламной информации для распространения от ООО "А", то рекламодателем вышеуказанной рекламы является Общество с ограниченной ответственностью УО "В", как лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.2 п.1 ст.33, ч.1 ст.36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пп. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать ненадлежащей рекламу, размещенную ООО УО "В" на платежных документах по оплате коммунальных услуг, оказываемых собственникам жилых помещений многоквартирного дома, следующего содержания: "ООО "А" т. "_". НЕ ПЕРЕПЛАЧИВАЙ ЗА ВОДУ!!! ПРОВЕРКА СЧЕТЧИКОВ ВОДЫ - без демонтажа; с выдачей свидетельства; согласовано с Горводоканалом, Теплосетями, Управляющей компанией. Аттестат аккредитации: "_"";
Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с прекращением распространения ненадлежащей рекламы;
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Псковского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии _____________ "_"
Члены Комиссии: _____________ "_"
_____________ "_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 14 августа 2018 г. N 07/05/18Р
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.08.2018