Резолютивная часть решения объявлена 18 июля 2018 года.
Решение изготовлено в полном объеме 1 августа 2018 года.
г. Тамбов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - руководитель Гречишникова Е.А.,
члены Комиссии - ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н., специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Абанкин А.А.,
рассмотрев дело N Р-32/18 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, части 11 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) по факту распространения рекламы, содержащей недостоверные сведения, с использованием иностранного языка без перевода на государственный язык РФ,
в присутствии ИП <_>,
У С Т А Н О В И Л А:
Тамбовским УФАС России в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе в июне 2018 года установлено, что при входе в магазин "Диана" (г. Тамбов, ул. Коммунальная, д. 26) в оконной витрине размещается реклама следующего содержания: "NAIL-SHOP. Все для ногтей по лучшим ценам. Товары для стерилизации и дезинфекции инструментов, стартовые наборы, инструменты для маникюра и педикюра, гели для наращивания ногтей, дизайн в ассортименте, УФ, лэд лампы, гель лаки, кисти, пилки".
В указанной рекламе содержится утверждение "все для ногтей по лучшим ценам", однако указаний, на основании каких данных сделан такой вывод, в рекламе не содержится.
Кроме того, в вышеуказанной рекламе использовано словосочетание на иностранном языке без перевода на государственный язык Российской Федерации.
Хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность в указанной торговой точке, является ИП <_>.
Определением от 21.06.2018 (исх. N 58-3-06/2759) по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе в отношении ИП <_> возбуждено настоящее дело.
ИП <_> письмом от 06.07.2018 (вх. N 4131н) указала, что рекламный баннер был изготовлен и размещен в частном порядке, документов на оплату не сохранилось. Утверждение "лучшие цены" было сформировано по данным ценового анализа 15 магазинов города. Реклама размещалась с 20 мая 2018 по 02 июля 2018 года, в настоящее время демонтирована.
Изучив материалы и представленные доказательства, выслушав пояснения лица, участвующего в деле, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.
С 20 мая 2018 по 02 июля 2018 года при входе в магазин "Диана" (г. Тамбов, ул. Коммунальная, д. 26) в оконной витрине размещалась реклама следующего содержания: "NAIL-SHOP. Все для ногтей по лучшим ценам. Товары для стерилизации и дезинфекции инструментов, стартовые наборы, инструменты для маникюра и педикюра, гели для наращивания ногтей, дизайн в ассортименте, УФ, лэд лампы, гель лаки, кисти, пилки".
Исходя из статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая реклама адресована неопределенному кругу лиц, направлена, прежде всего, на продвижение реализуемых товаров торговой точки и привлечение клиентов, указанное в рекламе словосочетание воспринимается не просто как информация о торговой точке, а именно как реклама, поскольку формирует интерес потребителей к приобретению указанной в рекламе продукции и способствуют возникновению желания купить рекламируемые товары по лучшим ценам.
Рекламируемые таким образом товары, определяющие сравнительные характеристики предлагаемого ассортимента, посредством использования такого словосочетания как "ЛУЧШИЕ ЦЕНЫ" несут смысловую нагрузку, связанную с выражением превосходной степени в ценовом сравнении с иными торговыми точками, представленными на рынке. Форма выражения рекламной информации исключает двусмысленность ее восприятия, использование в рекламе данного словосочетания предполагает, что рекламируемая таким образом продукция, предлагаемая в торговой точке по продаже товаров для ногтей, является самой востребованной с точки зрения цены со стороны потребителей, ориентирует клиентов на обращение в указанный магазин для покупки товаров только в данной точке в связи с тем, что только в рассматриваемом месте лучшие цены на данную категорию товаров.
Однако, объективных подтверждений, свидетельствующих о достоверности сведений, размещенных в вышеуказанной рекламе, не представлено.
В материалы дела не представлены документы, подтверждающие, что указанная торговая точка соответствует указанным в рекламе показателям и что, по сравнению с конкурентами, в данном месте лучшие цены на предлагаемую продукцию.
В соответствии со статьей 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона о рекламе, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Таким образом, для утверждения в рекламе "самый", "лучший", "первый" перед другими продавцами необходимо наличие оснований, позволяющих судить о данном превосходстве.
Указанная реклама создает впечатление, что продавец, указавший в рекламе сравнительную характеристику, путем употребления слова "лучший" является "первым", обладает более высокими достоинствами и преимуществами по отношению к другим продавцам. Таким образом, рекламируемые товары для ногтей представляются потребителю наиболее востребованными с точки зрения цены по сравнению с другими торговыми точками.
С учетом изложенного, указанная реклама в силу пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе является недостоверной.
В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации").
В силу пункта 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе.
В вышеуказанной рекламе использовано словосочетание на иностранном языке "NAIL-SHOP", что в переводе на русский язык означает "nail" существительное (ноготь, гвоздь, ноготок), "shop" существительное (магазина, лавка, магазинчик, бутик).
Словосочетание "NAIL-SHOP" в переводе на русский язык означает "Маникюрный магазин, магазин для ногтей".
Поскольку в рассматриваемой рекламе использовано словосочетание на иностранном языке без перевода на государственный язык Российской Федерации, указанная реклама нарушает часть 11 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе является ненадлежащей.
Статьей 38 Закона о рекламе установлено, что за нарушение требований части 3 статьи 5 Закона о рекламе ответственность несет рекламодатель.
ИП <_> на рассмотрении дела представила письменные пояснения от 06.07.2018 (вх. N 4131н) указав, что макет рекламы был разработан лично, рекламный баннер был изготовлен и размещен в частном порядке, документы на оплату не сохранились. Реклама размещалась с 20 мая 2018 по 02 июля 2018 года, в настоящее время демонтирована (в доказательства приложены фотографии витрины, на которой реклама вышеуказанного содержания отсутствует). ИП <_> признала нарушение, впредь обязалась подобных нарушений не допускать.
Таким образом, ИП <_> является рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы.
Нарушение прекращено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 37-45 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 N 508, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать ненадлежащей рекламу торговой точки для ногтей следующего содержания: "NAIL-SHOP. Все для ногтей по лучшим ценам. Товары для стерилизации и дезинфекции инструментов, стартовые наборы, инструменты для маникюра и педикюра, гели для наращивания ногтей, дизайн в ассортименте, УФ, лэд лампы, гель лаки, кисти, пилки", распространяемой с 20 мая 2018 по 02 июля 2018 года при входе в магазин "Диана" (г. Тамбов, ул. Коммунальная, д. 26), поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5, части 11 статьи 5 Закона о рекламе.
В связи с тем, что распространение указанной ненадлежащей рекламы добровольно прекращено, предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.
Председатель Комиссии Е.А. Гречишникова
Члены Комиссии А.Н. Мясникова
А.А. Абанкин
Исп. Мясникова Алена Николаевна,
8(4752) 72-93-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 18 июля 2018 г. N Р-32/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 01.08.2018