Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: <_> - руководителя управления;
Членов Комиссии: <_> - начальника отдела судебной и правовой работы;
<_> - начальника отдела топливно-энергетического комплекса;
<_> - начальника отдела ЖКХ, транспорта и связи;
<_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти.
при участии:
- <_> - представителя департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области.
в отсутствие:
- представителя ООО "ПроектСервис", извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения настоящей жалобы.
рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ N 135-ФЗ), жалобу ООО "ПроектСервис" и материалы жалобы N 153/11-18.1-2018
УСТАНОВИЛА:
03.12.2018 в адрес Кемеровского УФАС России поступила жалоба ООО "ПроектСервис" на действия департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области при организации и проведении предварительного отбора N 3.ПО.ТСП.18 для выполнения работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену) лифтового оборудования.
По мнению заявителя, нарушение выразилось в:
- необоснованном установлении в подпункте "л" раздела 5 документации о проведении предварительного отбора требований к участникам торгов, противоречащих пунктам 23, 24 положения о привлечении специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615;
- некорректном определении в подпункте "л" раздела 5 документации о проведении предварительного отбора, минимального количества квалифицированного персонала, вида специалистов; неуказании требования к трудовому стажу, повышению квалификации, а также условия о включении специалистов в соответствующий национальный реестр.
Уведомлением от 05.12.2018 N 11/11904 рассмотрение жалобы было назначено на 11.12.2018 на 11 часов 00 минут.
11.12.2018 Комиссией Кемеровского УФАС России был объявлен перерыв до 13.12.2018 до 14 часов 00 минут в связи с необходимостью получения дополнительной информации, необходимой для полного и всестороннего рассмотрения жалобы N 153/11-18.1-2018.
11.12.2018 Кемеровским УФАС России в адрес департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области был направлен запрос о предоставлении правового обоснования установления в подпункте "л" раздела 5 документации о проведении предварительного отбора N 3.ПО.ТСП.18 требования о необходимости наличия в штате участника предварительного отбора следующих специалистов:
- главный инженер проекта - 1;
- инженер конструктор - 1;
- специалист по обследованию и обмерным работам - 1;
- инженер-сметчик - 1.
13.12.2018 в адрес Кемеровского УФАС России от департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области поступили письменные пояснения по изложенным в материалах жалобы N 153/11-18.1-2018 обстоятельствам.
Из представленных письменных пояснений следует, что предварительный отбор N 3.ПО.ТСП.18 для выполнения работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену) лифтового оборудования был организован в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Подробно доводы изложены в письменных пояснениях.
13.12.2018 Комиссией Кемеровского УФАС России был объявлен перерыв до 17.12.2018 до 14 часов 00 минут в связи с необходимостью получения дополнительной информации, необходимой для полного и всестороннего рассмотрения жалобы N 153/11-18.1-2018.
14.12.2018 Кемеровским УФАС России в адрес департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области был направлен запрос о предоставлении копии протокола рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе N 3.ПО.ТСП.18.
На заседании Комиссии, состоявшемся 17.12.2018 представитель департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области по существу прояснений не давал, поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях от 13.12.2018.
Изучив имеющиеся материалы по жалобе N 153/11-18.1-2018, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:
Частью 1 статьи 18.1 ФЗ N 135-ФЗ установлено, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 ФЗ N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Приказом департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области от 09.11.2018 N 129 "О проведении предварительного отбора квалифицированных подрядных организаций N 3.ПО.ТСП.18 для оказания услуг и (или) выполнения работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену) лифтового оборудования.
12.11.2018 на сайте департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области - http//жкх42.рф, а также на сайте электронной площадки - http://www/rts-tender.ru размещено извещение о проведении предварительного отбора квалифицированных подрядных организаций N 3.ПО.ТСП.18 для оказания услуг и (или) выполнения работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену) лифтового оборудования.
Согласно указанному извещению:
Дата начала подачи заявок - 12.11.2018, дата окончания подачи заявок - 03.12.2018.
Дата рассмотрения заявок - 14.12.2018. Период действия результатов предварительного отбора - 3 года.
Требования к участникам предварительного отбора установлены разделом 5 документации о проведении предварительного отбора N 3.ПО.ТСП.18.
В соответствии с пунктом "л" раздела 5 документации о проведении предварительного отбора N 3.ПО.ТСП.18 к участникам предварительного отбора установлено требование о наличии в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации квалификационным требованиям, в количестве, которое устанавливается в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора, но не ниже количества, установленного пунктом 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при этом необходимо учитывать, что для разработки каждого раздела проектной документации необходимо наличие следующих специалистов:
- главный инженер проекта - 1;
- инженер-конструктор - 1;
- специалист по обследованию и обмерным работам - 1;
- инженер-сметчик - 1.
Минимальное количество квалифицированного персонала при этом рассчитывается в зависимости от предполагаемых объемов работ на разработку проектно-сметной документации, а также с учётом того, что один сотрудник может обладать несколькими квалификациями.
Положение о привлечении подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение).
Настоящее Положение определяет порядок привлечения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в целях повышения эффективности, результативности привлечения подрядных организаций, обеспечения гласности и прозрачности привлечения подрядных организаций, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в процессе привлечения подрядных организаций путем проведения предварительного отбора подрядных организаций, формирования реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом "о" пункта 23 Положения при проведении предварительного отбора к участникам предварительного отбора установлено требование о наличии в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации квалификационным требованиям, в количестве, которое устанавливается в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора, но не ниже количества, установленного пунктом 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации требования к членам саморегулируемой организации, устанавливаемые в стандартах саморегулируемой организации и во внутренних документах саморегулируемой организации, не могут быть ниже чем минимально установленные в настоящей части:
- квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, а также руководителям юридического лица, самостоятельно организующим выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, - наличие высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем пять лет;
- требования к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации инженерных изысканий (главных инженеров проектов), специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), трудовая функция которых включает соответственно организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, выполнения работ по подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства и сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьей 55.5-1 настоящего Кодекса - не менее чем два специалиста по месту основной работы.
Пунктом 24 Положения установлено, что орган по ведению реестра не вправе устанавливать иные требования к участникам предварительного отбора, кроме требований, установленных пунктом 23 настоящего Положения.
Минимальные требования к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2017 N 559 "Об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов" (далее - Требования).
Согласно пункту 1 раздела V Требований минимальными требованиями к члену саморегулируемой организации, осуществляющему строительство, реконструкцию и капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением объектов использования атомной энергии, в отношении кадрового состава являются:
а) наличие у члена саморегулируемой организации в штате по месту основной работы:
- не менее 2 работников, занимающих должности руководителей, имеющих высшее образование по специальности или направлению подготовки в области строительства соответствующего профиля, стаж работы по специальности не менее 5 лет и являющихся специалистами по организации строительства, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства, а также не менее 3 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы в области строительства не менее 5 лет, - в случае, если стоимость работ, которые член саморегулируемой организации планирует выполнять по одному договору о строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства, составляет не более 60 миллионов рублей;
- не менее 2 руководителей, имеющих высшее образование по специальности или направлению подготовки в области строительства соответствующего профиля, стаж работы по специальности не менее 5 лет и являющихся специалистами по организации строительства, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства, а также не менее 4 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы в области строительства не менее 5 лет, - в случае, если стоимость работ, которые член саморегулируемой организации планирует выполнять по одному договору о строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства, составляет не более 500 миллионов рублей;
- не менее 2 руководителей, имеющих высшее образование по специальности или направлению подготовки в области строительства соответствующего профиля, стаж работы по специальности не менее 5 лет и являющихся специалистами по организации строительства, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства, а также не менее 5 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы в области строительства не менее 5 лет, - в случае, если стоимость работ, которые член саморегулируемой организации планирует выполнять по одному договору о строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства, составляет не более 3 миллиардов рублей;
- не менее 3 руководителей, имеющих высшее образование по специальности или направлению подготовки в области строительства соответствующего профиля, стаж работы по специальности не менее 5 лет и являющихся специалистами по организации строительства, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства, а также не менее 6 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы в области строительства не менее 5 лет, - в случае, если стоимость работ, которые член саморегулируемой организации планирует выполнять по одному договору о строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства, составляет не более 10 миллиардов рублей;
- не менее 3 руководителей, имеющих высшее образование по специальности или направлению подготовки в области строительства соответствующего профиля, стаж работы по специальности не менее 5 лет и являющихся специалистами по организации строительства, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства, а также не менее 7 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы в области строительства не менее 5 лет, - в случае, если стоимость работ, которые член саморегулируемой организации планирует выполнять по одному договору о строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства, составляет 10 миллиардов рублей и более;
б) наличие у руководителей и специалистов квалификации, подтвержденной в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации, с учетом требований законодательства Российской Федерации;
в) повышение квалификации в области строительства руководителей и специалистов, осуществляемое не реже одного раза в 5 лет;
г) наличие у члена саморегулируемой организации системы аттестации работников, подлежащих аттестации по правилам, установленным Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, в случае, если в штатное расписание такого члена включены должности, в отношении выполняемых работ по которым осуществляется надзор указанной Службой и замещение которых допускается только работниками, прошедшими такую аттестацию.
При этом в вышеуказанном Требовании отсутствует указание о наличии у члена саморегулируемой организации в штате по месту основной работы сотрудников с такими должностями, как главный инженер проекта, инженер-конструктор, специалист по обследованию и обмерным работам, инженер-сметчик.
Учитывая изложенное Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что пункт "л" раздела 5 документации о проведении предварительного отбора N 3.ПО.ТСП.18 не соответствует подпункту "о" пункта 23 Положения о привлечении подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615.
Установив в пункте "л" раздела 5 документации о проведении предварительного отбора N 3.ПО.ТСП.18 излишние требования к участникам предварительного отбора, а именно: о наличии в штате участника предварительного отбора главного инженера проекта, инженера-конструктора, специалиста по обследованию и обмерным работам - 1, инженера-сметчика, департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области нарушил пункт 24 Положения о привлечении подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615.
В процессе рассмотрения жалобы N 153/11-18.1-2018 Комиссией Кемеровского УФАС России также было установлено, следующее:
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие предварительном отборе N 3.ПО.ТСП.18 на выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену) лифтового оборудования от 14.12.2018 по окончании срока подачи заявок до 03.12.2018 было подано 8 заявок от участников.
Также из вышеуказанного протокола следует, что комиссией по проведению предварительного отбора по результатам рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе N 3.ПО.ТСП.18 принято решение о соответствии требованиям документации по предварительному отбору 6 участников, а также о несоответствии 2 участников требованиям, установленным подпунктом "п" пункта 23, подпункта "а" пункта 53 Положения, подпункта "м" раздела 5 документации о проведении предварительного отбора.
Установлено, что вышеуказанными участниками в составе поданных для участия в предварительном отборе N 3.ПО.ТСП.18 заявок в соответствии с пунктом "л" раздела 5 документации о проведении предварительного отбора были предоставлены, в том числе документы, подтверждающие наличие в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации квалификационным требованиям, в количестве, которое устанавливается в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора.
При этом наименование указанных участниками предварительного отбора должностей работников отличались от наименования должностей, которые были поименованы в пункте "л" раздела 5 документации о проведении предварительного отбора, но при этом соответствовали установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации квалификационным требованиям.
Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что в процессе рассмотрения комиссией по проведению предварительного отбора N 3.ПО.ТСП.18 заявок на участие в предварительном отборе на выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену) лифтового оборудования решения о несоответствии участников предварительного отбора требованиям, установленным подпунктом "о" пункта 23 Положения, пунктом "л" раздела 5 документации о проведении предварительного отбора в связи с предоставлением документов, подтверждающих наличие в штате участника предварительного отбора соответствующего требованиям персонала, но с иным наименованием должностей не принимались.
Кроме того в процессе рассмотрения жалобы N 153/11-18.1-2018 ООО "ПроектСервис" не представлено доказательств, что наличие в штате участника предварительного отбора соответствующего требованиям персонала, но с иным наименованием должностей привело к нарушению прав и законных интересов ООО "ПроектСервис", а также повлияло на возможность данного общества принять участие в предварительном отборе.
Учитывая изложенное, Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.
Комиссия Кемеровского УФАС России также считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 34 Положения о привлечении подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615, а также пунктом 9.1 документации о проведении предварительного отбора любое заинтересованное лицо вправе направить в орган по ведению реестра квалифицированных подрядных организаций запрос о разъяснении документации о проведении предварительного отбора.
Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПроектСервис" на действия департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области при организации и проведении предварительного отбора N 3.ПО.ТСП.18 для выполнения работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену) лифтового оборудования обоснованной.
2. Признать департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области нарушившим пункт 24 Положения о привлечении подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615.
3. Предписание департаменту жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области не выдавать.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу для разрешения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: <_>
Члены Комиссии: отпуск, приказ N 158-о от 10.12.2018 <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 17 декабря 2018 г. N 153/11-18.1-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.12.2018