Резолютивная часть решения оглашена 04 декабря 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 18 декабря 2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: с участием представителей:<_>
- ответчика: МУП "Рязанские городские распределительные электрические сети" - <_.>, <_.>, <_.>,
- заявителя: ООО "Частная охранная организация "Центр безопасности"" <_.>,
- заинтересованного лица: ООО ЧОП "Зубр" - <_.>, в отсутствие представителей ООО "Частная охранная организация "Омега плюс"" (извещенного надлежащим образом),
- лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах: представителя МКУ "Муниципальный центр торгов" - <_.>?
при рассмотрении дела N489-04-1/2018 по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием "Рязанские городские распределительные электрические сети" (ул. Радищева, д. 5, г. Рязань, 390023; ИНН 6227007428, КПП 623401001) пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в части создания участнику торгов преимущественных условий участия в торгах,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Рязанского УФАС России поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Центр безопасности" (ООО "ЧОО "Центр безопасности") на действия заказчика - МУП "Рязанские городские распределительные электрические сети" (МУП "РГРЭС") при проведении открытого конкурса N0859300019618000557 на оказание услуг по централизованному наблюдению, охране зданий, имущества и территорий МУП "РГРЭС", техническому обслуживанию сопутствующего оборудования (далее - открытый конкурс).
Заявитель считает, что заказчик, осуществив изменение критериев конкурсной документации в значении и величине значимости показателя "Наличие служебного огнестрельного оружия" (пункт 35 Информационной карты конкурсной документации), создал преимущественные условия одному из участников.
28.08.2018 приказом Рязанского УФАС России N 61 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МУП "РГРЭС" по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Представитель ответчика с нарушением антимонопольного законодательства не согласился по следующим основаниям.
Указал, что спорные величины значимости показателя, содержащиеся в конкурсной документации, были изменены заказчиком в связи с выдачей Рязанским УФАС России предписания по делу N243-03-3/2018 от 11.05.2018. Заказчик исключил из пункта 35 Информационной карты конкурсной документации критерий "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия бронированного транспорта, оснащенного ГЛОНАСС/GPS треккерами" с величиной значимости показателя 40%. Данное обстоятельство послужило основанием для изменения величин и коэффициентов значимости показателей нестоимостных критериев.
В соответствии с конкурсной документацией в редакции от 18.05.2018 была уменьшена величина значимости показателя нестоимостного критерия "Деловая репутация" и увеличена значимость показателя нестоимостного критерия "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия служебного автотранспорта", увеличена и значимость показателя нестоимостного критерия "Наличие огнестрельного оружия".
С целью установления потенциального круга лиц, которые могли принять участие в конкурентной закупочной процедуре, оказывающей охранные услуги, представитель ответчика заявил ходатайство о необходимости истребования в Управлении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в Рязанской области сведений об организациях, осуществляющих на территории города Рязани охранную деятельность и обладающих в целях осуществления такой деятельности на законных основаниях огнестрельным оружием с количеством единиц более 26.
Комиссией антимонопольного органа данное ходатайство рассмотрено и отклонено как не имеющее правового значения для рассмотрения дела.
Лицо, располагающее сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, пояснило, что ограничение конкуренции при проведении открытого конкурса отсутствовало, поскольку участники, подавшие заявки на участие в конкурсе, были допущены, и процесс состязательности не нарушен.
Представитель заинтересованного лица ООО ЧОП "Зубр" поддержал доводы представителя заявителя.
Заслушав аргументы сторон, изучив материалы дела, оценив доказательства по делу в их достаточности и взаимосвязи, комиссия Рязанского УФАС России приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС) под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о ФКС документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о ФКС конкурсная документация, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 8 статьи 53 Закона о ФКС в сфере закупок предусмотрено, что победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Таким образом, в соответствии с требованиями Закона о ФКС целью проведения конкурса является выявление участника, который предложил лучшие условия исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении закупки за N0859300019618000557 с изменениями от 11.04.2018, 18.04.2018, 18.05.2018, конкурсная документация для проведения открытого конкурса на оказание услуг по централизованному наблюдению, охране зданий, имущества и территорий МУП "Рязанские городские распределительные электрические сети", техническому обслуживанию сопутствующего оборудования (далее - конкурсная документация).
Объект закупки: оказание услуг по централизованному наблюдению, охране зданий, имущества и территорий МУП "Рязанские городские распределительные электрические сети", техническому обслуживанию сопутствующего оборудования.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 196 666,66 рублей.
Пунктом 35 Информационной карты (в редакции от 18.04.2018) установлены стоимостные и нестоимостные критерии оценки заявок на участие в конкурсе, а также величины значимости критериев:
Наличие служебного огнестрельного оружия;
Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия служебного автотранспорта;
Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия бронированного транспорта, оснащенного ГЛОНАСС/GPS треккерами;
Деловая репутация.
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по установленным в конкурсной документации критериям показали следующие результаты:
Наименование участника конкурса
Критерии оценки |
ООО "ЧОП "ЗУБР" |
ООО "ЧОО "Омега плюс" |
1. Стоимостной критерий - цена контракта |
2 900 000 (Два миллиона девятьсот тысяч) рублей 00 копеек |
3 098 333 (Три миллиона девяносто восемь тысяч триста тридцать три) рубля 00 копеек |
2. Нестоимостной критерий - квалификация участников |
|
|
2.1. Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличие служебного огнестрельного оружия |
Заявлено: 20 |
Заявлено: 26 |
Подтверждено: 20 |
Подтверждено: 26 |
|
2.2. Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия служебного автотранспорта |
Заявлено: 22 |
Заявлено: 22 |
Подтверждено: 22 |
Подтверждено: 22 |
|
2.3. Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия бронированного транспорта, оснащенного ГЛОНАСС/GPS треккерами |
Заявлено: 4 |
Заявлено: 4 |
Подтверждено: 4 |
Подтверждено: 4 |
|
2.4. Деловая репутация |
наличие |
Наличие |
В соответствии с протоколом вскрытия конвертов с заявками от 08 мая 2018 года N 0859300019618000557 - 1 на участие в открытом конкурсе поступило 3 (три) заявки:
ООО "ЧОП "ЗУБР",
ООО "ЧОО "Центр безопасности",
ООО "ЧОО "Омега плюс".
Согласно протоколу N0859300019618000557 - 2 от 10 мая 2018 года рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе победителем конкурса признано ООО "ЧОО "Омега плюс" с наиболее высоким показателями по цене контракта - 56,16, квалификация участника - 40, итоговый рейтинг - 96,16.
При этом показатели у ООО "ЧОП "ЗУБР" в итоговом рейтинге составили по цене контракта 60, квалификации участника - 33,6, итоговый рейтинг - 93,6.
Как следует из материалов дела, участники конкурса указали следующие количество показатели в заявках относительно критерия "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия служебного огнестрельного оружия":
- ООО "ЧОО "ЗУБР" - 20 единиц,
- ООО "Центр безопасности" - 21 единица,
- ООО "ЧОО "Омега плюс" - 26 единиц.
11.05.2018 Рязанское УФАС России выдало МУП "РГРЭС" предписание N243-3-3/2018, согласно которому заказчику надлежало выполнить действия по приведению конкурсной документации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Основанием для выдачи предписания послужила жалоба ООО "Частное охранное предприятие "Амулет-1" (от 26.04.2018), в рамках которой рассматривался факт включения в конкурсную документацию нестоимостного критерия "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия бронированного транспорта, оснащенного ГЛОНАСС/GPSтреккерами" с величиной значимости показателя 40% и коэффициентом значимости показателя - 0,4.
После выполнения предписания Рязанского УФАС России N243-3-3/2018 заказчиком внесены изменения в конкурсную документацию (в редакции от 18.05.2018): Нестоимостной критерий "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия бронированного транспорта, оснащенного ГЛОНАСС/GPSтреккерами" был исключен.
Как пояснил представитель ответчика, данные обстоятельства послужили основанием для изменения оставшихся нестоимостных критериев.
Показатели критериев, значения показателей, величины значимости выглядели таким образом:
Характеристика/ показатель (шкала) |
В редакции от 18.04.2018 |
В редакции от 18.05.2018 |
|||
Значе-ние показа-теля |
Величина значимости показателя, % |
Значе-ние показа-теля |
Величина значимости показателя, % |
||
1. Наличие служебного огнестрельного оружия |
|
|
|
|
|
1.1 - от 1 до 10 (включительно) единиц служебного огнестрельного оружия |
30 |
40% |
10 |
80% |
|
1.2. - от 11 до 24 (включительно) единиц служебного огнестрельного оружия |
60 |
20 |
|||
1.3 - 25 и более единиц служебного огнестрельного оружия |
100 |
100 |
|||
|
Величина значимости показателя 40% Коэффициент значимости показателя - 0,4. |
Величина значимости показателя 80% Коэффициент значимости показателя - 0,8. |
|||
2. Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия служебного автотранспорта |
|
5% |
|
10% |
|
2.1 - От 1 до 10 (включительно) технических средств |
30 |
10 |
|||
2.2. - От 11 до 19 (включительно) технических средств |
60 |
20 |
|||
2.3. - 20 и более транспортных средств |
100 |
100 |
|||
|
Величина значимости показателя 40% Коэффициент значимости показателя - 0,4. |
Величина значимости показателя 10% Коэффициент значимости показателя - 0,1. |
|||
3. Деловая репутация |
|
|
|
|
|
3.1 - отсутствие |
0 |
15% |
0 |
10% |
|
3.2 - наличие |
100 |
100 |
|||
|
Величина значимости показателя 15% Коэффициент значимости показателя - 0,15. |
Величина значимости показателя 10% Коэффициент значимости показателя - 0,1. |
|||
4. Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия бронированного транспорта, оснащенного ГЛОНАСС/GPS треккерами |
|
|
|||
4.1. - 1 транспортное средство |
10 |
40% |
Критерий исключен |
||
4.2 - От 2 до 3 (включительно) транспортных средств |
60 |
||||
4.3. - 4 и более транспортных средств |
100 |
||||
|
Величина значимости показателя 40% Коэффициент значимости показателя - 0,4. |
|
|||
|
|
|
|
|
|
В соответствии с протоколом вскрытия конвертов с заявками от 04 июня 2018 года N 0859300019618000557 - 1 на участие в открытом конкурсе поступило 3 (три) заявки:
ООО "ЧОО "Центр безопасности",
ООО "ЧОО "Омега плюс",
ООО "ЧОП "ЗУБР".
Согласно протоколу N0859300019618000557 - 2 от 06 июня 2018 года рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе победителем конкурса признано ООО "ЧОО "Омега плюс" с наиболее высоким показателями по цене контракта - 35,92, квалификация участника - 40, итоговый рейтинг -75,92.
При этом показатели у ООО "ЧОО "Центр безопасности" в итоговом рейтинге составили по цене контракта 60, квалификации участника - 14,4, итоговый рейтинг - 74,40; показатели у ООО "ЧОП "ЗУБР" в итоговом рейтинге составили по цене контракта 25,69, квалификации участника - 11,2, итоговый рейтинг - 36,89.
Вместе с тем ООО "ЧОО "Центр безопасности", обращаясь в антимонопольный орган, пояснило, что установление критерия оценки заявок "Наличие служебного огнестрельного оружия" и его показателей в то время, когда заказчик обладал информацией о количестве огнестрельного оружия у участников конкурса, с учетом изменения значений показателя и величины значимости в сторону увеличения, ограничило конкуренцию и необоснованно создало участнику конкурса (ООО "ЧОО "Омега-плюс") преимущественные условия участия в закупке.
Довод представителя ответчика о том, что изменение величин значимости показателей нестоимостных критериев не привело к созданию преимущественных условий доступа одному из участников открытого конкурса и ограничению конкуренции, комиссией антимонопольного органа отклоняется, поскольку 06.06.2018 комиссией заказчика произведена оценка и сопоставление заявок тех же участников, которые подавали заявки на участие в этом же конкурсе до 08.05.2018, и заявки содержали те же самые показатели.
Кроме того, результаты подведения итогов проведения открытого конкурса, когда в первом и втором случае победителем конкурса становилось одно и то же лицо - ООО "ЧОО "Омега плюс"", получившее максимальное количество баллов, позволяют сделать вывод об установлении значительного преимущества одному конкретному участнику закупки путем значительного снижения значения данного показателя у других участников.
Комиссия также отмечает, что установленный заказчиком порядок оценки и сопоставления заявок участников с учетом фактически известного и ограниченного круга потенциальных участников, позволил ООО "ЧОО "Омега плюс" получить 100 баллов (максимальная величина) по критерию "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия служебного огнестрельного оружия".
Доводы МУП "РГРЭС" о том, что его действия были продиктованы исполнением предписания Рязанского УФАС России по делу N243-03-3/2018 от 11.05.2018 отклоняются, поскольку смысл предписания по указанному делу предполагал лишь повторную оценку поданных на торги заявок без учета необоснованного критерия "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия бронированного транспорта, оснащенного ГЛОНАСС/GPS треккерами", но не существенное изменение системы показателей и их значимости при известности заказчику данных, содержащихся в заявках, что фактически позволило заказчику манипулировать их итоговым рейтингом.
В соответствии с положениями статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Для квалификации действий (бездействия) по организации и проведению конкурентных процедур как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений специального законодательства, регламентирующего порядок проведения торгов, и Закона о защите конкуренции с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкуренцию.
Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что признаками ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Закона о ФКС контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно статье 8 Закона о ФКС контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
С учетом вышеизложенного, действия заказчика, связанные с внесением изменений в конкурсную документацию на оказание услуг по централизованному наблюдению, охране зданий, имущества и территорий МУП "РГРЭС", техническому обслуживанию сопутствующего оборудования, при обладании данными о заявках участников конкурса (их показателей), с изменением показателей критериев "Наличие служебного огнестрельного оружия", нарушили пункт 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции комиссия
РЕШИЛА:
Признать Муниципальное унитарное предприятие "Рязанские городские распределительные электрические сети" (ул. Радищева, д. 5, г. Рязань, 390023; ИНН 6227007428, КПП 623401001) нарушившим пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в части создания участнику торгов преимущественных условий участия в торгах.
Выдать Муниципальному унитарному предприятию "Рязанские городские распределительные электрические сети" предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
Председатель Комиссии <_>
Члены комиссии <_>
ПРЕДПИСАНИЕ N N489-04-1/2018
"18" декабря 2018 года г. Рязань
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_>
с участием представителей:
- ответчика: МУП "Рязанские городские распределительные электрические сети" - <_.>, <_.>, <_.>,
- заявителя: ООО "Частная охранная организация "Центр безопасности"" <_.>,
- заинтересованного лица: ООО ЧОП "Зубр" - <_.>, в отсутствие представителей ООО "Частная охранная организация "Омега плюс"" (извещенного надлежащим образом),
- лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах: представителя МКУ "Муниципальный центр торгов" - <_.>,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 18.12.2018 по делу N489-04-1/2018 о нарушении Муниципальным унитарным предприятием "Рязанские городские распределительные электрические сети" (ул. Радищева, д. 5, г. Рязань, 390023; ИНН 6227007428, КПП 623401001) пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в части создания участнику торгов преимущественных условий участия в торгах,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а именно: совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, для чего с учетом выводов, содержащихся в решении по делу N489-04-1/2018 от 18.12.2018, принять конкретные меры, направленные на недопущение действий (бездействия), приводящих к ограничению состязательности при проведении торгов (с аналогичным предметом торгов).
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее 25 декабря 2018 года.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии: <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 4 декабря 2018 г. N 489-04-1/2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.12.2018