Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...>
в присутствии представителя АО "Промышленные инновации" <...>
в отсутствие представителей АО "Металлон" (извещено о заседании Комиссии надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 09.11.2018 N ИГ/54397/18),
рассмотрев жалобу АО "Металлон" (далее - Заявитель) на действия АО "Промышленные инновации" (далее - Организатор торгов) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку германия поликристалического зонноочищенного (извещение N 2487538) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Организатора торгов выразилось в неправомерном отклонении его заявки от участия в закупочной процедуре.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о закупках данный Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг:
Государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
Дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 настоящей части юридическим лицам;
Дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 настоящей части дочерним хозяйственным обществам.
Бюджетные учреждения при условии соблюдения требований, установленных пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Таким образом, законодателем установлен перечень субъектов, которые осуществляют закупочную деятельностью в соответствии с Законом о закупках.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих любому участнику закупки обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, организатора торгов при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с извещением о проведении Закупки заказчиком выступает АО "ПО "ЭХЗ" (далее - Заказчик, Общество), а Организатором торгов является АО "Промышленные инновации", которое имеет статус уполномоченного органа по организации закупочной деятельности предприятий, входящих в Топливную компанию "ТВЭЛ".
На заседании Комиссии представитель Организатора торгов пояснил, что спорная Закупка проводится в соответствии с Единым отраслевым стандартом закупок Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации "Росатом" от 23.06.2018 (далее - Положение о закупках).
В соответствии с пунктом 1 Приложения N 1 к Положению о закупках все организации атомной отрасли подразделяются на две группы:
заказчики первой группы - заказчики, осуществляющие закупки, регулируемые Законом о закупках и Положением о закупках;
заказчики второй группы - заказчики, осуществляющие закупки, регулируемые Положением о закупках и не регулируемые Законом о закупках.
В соответствии с письмом от 14.11.2018 N 13-20K/16624 в настоящее время акции АО "ПО "ЭХЗ" находятся в собственности АО "Объединенная компания "РСК" и АО "ТВЭЛ". В свою очередь, 100 % акций АО "Объединенная компания "РСК" принадлежат АО "ТВЭЛ", акции которого принадлежат АО "Атомэнергопром", принадлежащего Госкорпорации "Росатом".
Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного и муниципального имущества.
Резюмируя изложенное, Комиссия приходит к выводу, что как АО "ПО "ЭХЗ", так и АО "Промышленные инновации" не относятся к видам юридических лиц, поименованным в пункте 2 статьи 1 Закона о закупках, то есть закупки, проводимые для удовлетворения нужд данных обществ не являются обязательными торгами.
Одновременно Заявителем не представлено доказательств обязательности проведения Закупки для Заказчика в силу норм действующего законодательства.
Таким образом, Закупка проведена не в рамках Закона о закупках, а обязательность проведения Закупки в силу норм действующего законодательства не доказана, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для рассмотрения жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Относительно доводов жалобы о возможных признаках нарушения статей 10 и 17 Закона о защите конкуренции Комиссия сообщает, что в рамках рассмотрения жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, у антимонопольного органа отсутствует возможность рассмотрения доводов о нарушении вышеназванных статей Закона о защите конкуренции. Указанный правовой подход подтверждается позицией Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 02.10.2017 N 309-КГ17-7502 по делу N А50-9299/2016.
Вместе с тем вышеизложенное не лишает права Заявителя обратиться в антимонопольным орган с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции с приложением необходимых документов и описанием существа правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Оставить жалобу АО "Металлон" (ОГРН: 1027810260895: ИНН:7826032457) на действия АО "Промышленные инновации" (ОГРН: 1047796861793; ИНН: 7725524660) при проведении Закупки без рассмотрения.
2. Снять ограничения на размещение Запроса предложений, наложенные письмом Московского УФАС России от 09.11.2018 N ИГ/54397/18.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 ноября 2018 г. N 1-00-2025/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.12.2018