Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия Московского УФАС России, Комиссия) в составе:
председателя Комиссии -<...>
членов Комиссии - <...><...>
рассмотрев дело N 3-18-106/77-18, возбужденное в отношении ПАО "ВымпелКом", ООО "ОСК", ПАО Банк "ФК Открытие" по факту распространения на телефонный номер <...> рекламы посредством СМС-сообщения следующего содержания:
"Вам должно это понравиться! Вклад до 8,30%, по промо-коду БОНУС (покажите код сотруднику банка при открытии вклада). Подробнее 88005002001", поступившей 09.08.2017 в 18:55, отправитель: OTKRITIE,
с признаками нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), выразившегося в распространении рекламы посредством использования телефонной связи без предварительного согласия абонента на получение рекламы,
в присутствии представителя ПАО Банк "ФК Открытие" в лице <...> (по доверенности N б/н от 22.02.2018),
в отсутствие представителей ПАО "ВымпелКом", ООО "ОСК" (уведомлены надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
Дело N 3-18-106/77-18 возбуждено в отношении ПА?"ВымпелКом", ООО "ОСК", ПАО Банк "ФК Открытие" на основании заявления физического лица по факту распространения на телефонный номер <...> рекламы посредством СМС-сообщений следующего содержания:
"Вам должно это понравиться! Вклад до 8,30%, по промо-коду БОНУС (покажите код сотруднику банка при открытии вклада). Подробнее 88005002001", поступившей 09.08.2017 в 18:55, отправитель: OTKRITIE.
Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.
ПАО "ВымпелКом" (адрес: 127083, г. Москва, ул. 8 Марта, д. 10, стр 14) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 28.08.2002 за основным государственным регистрационным номером 1027700166636, ИНН 7713076301, КПП 771301001.
ООО "ОСК" (адрес: 115114, г. Москва, ул. Летниковская, д. 10, стр. 1) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 18.04.2005 за основным государственным регистрационным номером 1057746705631, ИНН 7705658056, КПП 770501001.
ПАО Банк "ФК Открытие" (адрес: 115114, г. Москва, ул. Летниковская, д. 2, стр. 4) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, за основным государственным регистрационным номером 1027739019208, ИНН 7706092528, КПП 770501001.
Согласно материалам дела N 3-18-106/77-18 на номер телефона <...> 09.08.2017 в 18:55 по сетям электросвязи поступила рассматриваемая реклама от отправителя OTKRITIE.
Поступление указанной рекламы на номер телефона +7 926 457 15-71 подтверждается фотографией экрана мобильного телефона, содержащей текст рассматриваемого сообщения, а также детализированной выпиской от оператора связи, представленной физическим лицом и ПАО "ВымпелКом" в материалы дела.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126 ФЗ "О связи" абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации; электросвязь - любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.
Информация, передаваемая посредством использования сетей электросвязи, является индивидуализированной по способу распространения, так как направляется определенным абонентам.
В силу специфики способа распространения по сетям электросвязи, такая индивидуализация, а именно направление рекламы на конкретный номер лица, предполагается диспозицией части 1 статьи 18 Закона о рекламе и не является обстоятельством, исключающим рекламный характер распространенного СМС-сообщения.
Кроме того, под неопределенным кругом лиц применительно к Закону о рекламе следует понимать тех лиц, которые не могут быть заранее определены в качестве получателей рекламной информации.
При этом, исходя из буквального толкования упомянутой нормы права, следует, что квалифицирующим признаком информации как рекламной является именно ее адресованность неопределенному кругу лиц, но не факт непосредственного доведения названной информации до ее получателей.
В этой связи при разрешении вопроса относительно рекламного характера той или иной информации необходимо исходить, в том числе, из наличия либо отсутствия в тексте такой информации указания на ее конкретного получателя.
Отсутствие в тексте информации какого-либо указания на средства индивидуализации, позволяющие идентифицировать ее получателя, позволяет говорить о том, что названная информация адресована неопределенному кругу лиц, вне зависимости от того, каким количеством лиц она была получена.
В тексте рекламы отсутствуют персональные данные лица, на восприятие которого направлена распространенная информация. Текст рекламных сообщений не содержит в себе указания на конкретного адресата, в связи с чем реклама, исходя из ее содержания, не имеет ограничений по кругу лиц.
В материалы дела не представлено доказательств направления спорных СМС-сообщений исключительно в адрес одного физического лица - заявителя.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Исходя из текста сообщения, в котором содержится предложение об открытии вклада, предлагаемого ПАО Банк "ФК Открытие", Комиссия приходит к выводу, что спорная информация направлена на привлечение внимания потенциального потребителя к услугам, предоставляемым ПАО Банк "ФК Открытие".
Таким образом, информация, распространенная посредством отправки на номер телефона <...>, отвечает всем признакам рекламы: распространена посредством СМС-сообщений; адресована неопределенному кругу лиц; направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение.
Однако Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 15 постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя. Вместе с тем, согласие на получение от конкретного лица информации справочного характера, например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы.
Буквальное толкование указанных положений позволяет сделать вывод о том, что согласие адресата должно быть получено на распространение именно рекламы, а обязанность доказывать наличие такого согласия возложена на рекламораспространителя.
Согласно поступившему заявлению физического лица, владельца телефонного номера <...>, согласие на получение рекламы от ПАО "ВымпелКом", ООО "ОСК", ПАО Банк "ФК Открытие" он не давал.
Надлежащих доказательств получения согласия абонента на получение рекламы ПАО "ВымпелКом", ООО "ОСК", ПАО Банк "ФК Открытие" не представлено, а умолчание абонента (непредставление оператору сведений о согласии на получение рекламы) не может быть расценено как согласие на ее получение.
Каких-либо документов, свидетельствующих об объективной невозможности получения ПАО "ВымпелКом", ООО "ОСК", ПАО Банк "ФК Открытие" информации о наличии либо отсутствии согласия гражданина, подавшего заявление в Московское УФАС России, на получение рекламы, лицами, участвующими в деле, также не представлено.
Исходя из материалов дела N 3-18-106/77-18, указанная реклама распространялась на основании следующих договоров: Договора об оказании услуг связи "Билайн" N 544959199 от 01.01.2015, заключенного между ПАО "ВымпелКом" и ООО "ОСК" (далее - Договор 1); Договора N SMS 02/07-09 от 04.06.2009, заключенного между ООО "ОСК" и КБ "РБР" (ЗАО) (присоединился к ПАО Банк "ФК Открытие" 15.06.2015) (далее - Договор 2).
Согласно пункту 1.1 Договора 1 данный Договор регулирует отношения между ПАО "ВымпелКом" и ООО "ОСК" при оказании ПАО "ВымпелКом" услуг связи. ПАО "ВымпелКом" оплачивает на условиях Договора оказанные услуги связи Билайн, а ООО "ОСК" оплачивает на условиях Договора 1 оказанные услуги связи.
При этом, согласно разделу "Термины и определения" Договора 1 под услугой понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи. Под услугами в рамках Договора понимаются услуги подвижной радиотелефонной связи и дополнительные услуги, оказываемые в сети подвижной связи, телематические услуги связи, услуги в сети передачи данных, оказываемые оператором абоненту в соответствии с правилами оказания соответствующего вида услуг и условиями выданных оператору лицензий.
Согласно подпункту 4 пункта 4.1 части 4 Договора 1 ООО "ОСК" обязан не использовать телефонный номер (в том числе уникальные коды идентификации): для проведения лотерей, голосований, конкурсов, викторин, рекламы, опросов, массовых рассылок и т. д.
Таким образом, Договор 1, заключенный между ПАО "ВымпелКом" и ООО "ОСК" не содержит условия предоставления услуг, связанных с распространением рекламы, а равно напрямую запрещает абоненту использовать телефонный номер для целей предпринимательской деятельности и получения дохода.
Кроме того, согласно пункту 4.2 дополнительного соглашения N 1 от 01.01.2015 к Договору 1 ООО "ОСК" осуществляет рассылку коротких текстовых сообщений на телефонные номера только тех пользователей, которые предоставили ООО "ОСК" и или партнерам свое согласие на получение рекламных, информационных и иных материалов путем рассылки коротких текстовых сообщений. ООО "ОСК" по требованию ПАО "ВымпелКом" в течение срока указанного требования, но не более 10 рабочих дней с даты получения соответствующего запроса предоставляет ПАО "ВымпелКом" данные и документы, подтверждающие наличие согласия пользователей на получение рекламных информационных и иных материалов путем рассылки коротких текстовых сообщений, а также информацию о партнерах, являющихся инициаторами рассылки.
Также согласно пункту 4.7 дополнительного соглашения N 1 от 01.01.2015 к Договору 1 ООО "ОСК" обеспечивает соблюдение требований действующего законодательства Российской Федерации при формировании текстов коротких текстовых сообщений, в том числе недобросовестной, недостоверной рекламы/информации.
При этом в случае нарушения ООО "ОСК" данного условия, ПАО "ВымпелКом" вправе не принимать к исполнению заказы на рассылку, незамедлительно приостановить оказание услуг ООО "ОСК" до устранения последним нарушений.
Согласно пункту 1.1 Договора 2 ООО "ОСК" предоставляет за плату КБ "РБР" (ЗАО) услуги по предоставлению доступа к программному приложению, обеспечивающему формирование, доставку и подтверждение о доставке SMS-сообщений (далее - Услуги).
В соответствии с пунктом 14 Приложения N 2 к Договору 2 КБ "РБР" (ЗАО) обязуется не использовать услугу для распространения ненужной получателю, незапрошенной информации вида СПАМ; в частности, являются недопустимыми следующие действия: рассылка информации получателям, высказавшим ранее явное нежелание получать эту информацию.
При этом согласно пункту 15 Приложения N 2 к Договору 2 в случае нарушения в том числе пункта 14 Приложения, ООО "ОСК" вправе приостановить предоставление услуг и расторгнуть Договор 2 в одностороннем порядке в соответствии с пунктом 6.2 Договора 2.
Согласно разделу 1 Договора 2 под абонентом понимается работник КБ "РБР" (ЗАО), или иное лицо, с которым у КБ "РБР" (ЗАО) имеется договоренность об отправке на мобильный телефон (стандарта GSM) SMS-сообщений. Под термином СПАМ понимается массовая рассылка SMS-сообщений рекламного или иного характера лицам, не являющимся абонентами КБ "РБР" (ЗАО), а также рассылка абонентам КБ "РБР" (ЗАО) информации, не относящейся к предмету договора о банковском обслуживании.
Исходя из анализа упомянутых положений договоров представляется возможным сделать вывод о том, что распространение смс-сообщений осуществляется путем их передачи последовательно от ПАО Банк "ФК Открытие" к ООО "ОСК", от ООО "ОСК" к ПАО "ВымпелКом" в целях непосредственного доведения таких сообщений до их конечных получателей.
Таким образом, каждое лицо, участвующее в деле, является неотъемлемой частью правоотношений, складывающихся в процессе передачи смс-сообщений конечным потребителям. Отсутствие любого из них в этих правоотношениях сделает распространение указанных сообщений невозможным.
Согласно статье 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
ПАО Банк "ФК Открытие" к ООО "ОСК" в настоящем случае не предприняли достаточных мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства о рекламе.
Кроме того, исходя из положений договоров, следует, что субъекты приняли на себя обязанность по соблюдению требований законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства о рекламе, при распространении рекламных сообщений, а также по осуществлению отправки сообщений только тем пользователям, которые выразили свое согласие на их получение.
В этой связи действия лиц, участвующих в деле, противоречат ранее приведенным положениям договоров и, кроме того, не имеют правового значения, поскольку данные лица были осведомлены о цели использования предоставляемых ими услуг, а именно о рассылке смс-сообщений информационного и рекламного характера неопределенному кругу лиц.
Обратного ПАО Банк "ФК Открытие", ООО "ОСК", ПАО "ВымпелКом" не доказано, в связи с чем не представляется возможным говорить о том, что на субъектов не могут быть возложены обязанности, предъявляемые к рекламораспространителям.
Названный правовой подход наиболее полно отвечает соблюдению баланса частных и публичных интересов, поскольку направлен на повышенную защиту граждан как наиболее слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях от получения нежелательной рекламы, а также способствует усилению контроля за соблюдением законодательства со стороны всех лиц, принимающих участие в передаче соответствующих сообщений, на всех этапах распространения.
Ссылка ПАО "ВымпелКом" на то, что им осуществляются лишь технологические действия путем предоставления технической возможности совершать рассылки, не влияя на их содержание, представляется Комиссией несостоятельной ввиду следующего.
В силу пункта 7 статьи 3 Закона о рекламе под рекламораспространителем понимается лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Таким образом, рекламораспространителем является лицо, осуществляющее фактическое доведение объекта рекламирования до сведения потребителей. При этом законодательно установленное определение распространителя рекламы в зависимость от обязательной осведомленности им относительно ее содержания не
поставлено.
Вместе с тем, по смыслу приведенной нормы права, а также в целях соблюдения принципа справедливости юридической ответственности, при разрешении вопроса относительно признания лица распространителем рекламы необходимо исходить из наличия у такого лица возможности либо непосредственно ознакомиться с содержанием распространяемой рекламы, либо предполагать, что ее распространение станет возможным посредством его действий.
Обратное может привести либо к необоснованному возложению на лицо ответственности за чужие нарушения и, как следствие, несоблюдению конституционно закрепленного принципа всеобщего равенства перед законом либо, наоборот, к злоупотреблению своими правами со стороны участников таких правоотношений, стремящихся одновременно извлечь выгоду из своего незаконного поведения и избежать ответственности за совершенные нарушения, что противоречит законодательно закрепленным принципам добросовестности участников гражданских правоотношений, недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного и недобросовестного поведения.
ПАО "ВымпелКом" является неотъемлемой частью правоотношений, складывающихся в процессе передачи смс-сообщений, в том числе рекламного характера, конечным потребителям. Отсутствие в этих правоотношениях такого звена, как оператор связи, сделает распространение указанных сообщений невозможным.
Анализ упомянутых выше положений Договора 1 и Дополнительного соглашения к нему в своей совокупности и взаимной связи позволяет говорить о том, что ПАО "ВымпелКом" предоставлена возможность блокировать отправку sms-сообщений в случае возникновения такой необходимости и, как следствие, видеть тексты передаваемых сообщений. Таким образом, ПАО "ВымпелКом" обладает возможностью осуществления контроля за действиями заказчика соответствующей рассылки, вопреки его утверждению об обратном.
Желание лиц, участвующих в деле, получать обусловленную договором плату за оказание услуг по передаче смс-сообщений, в том числе рекламного характера, и при этом избегать ответственности за нарушение законодательства о рекламе при их передаче представляет собой исключительное злоупотребление правом, которое в силу части 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также ГК РФ) не подлежит защите.
Кроме того, согласно части 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательская деятельность направленная на систематическое извлечение прибыли осуществляется субъектом на свой риск. Право общества на осуществление предпринимательской деятельности не должно нарушать права и интересы лица, не изъявившего желание получать рекламные сообщения.
В этой связи, заключив вышеупомянутые договоры ПАО Банк "ФК Открытие", ООО "ОСК", ПАО "ВымпелКом" приняли на себя все обязательства по указанным договорам (в том числе по направлению сообщений только лицам, изъявившим согласие на их получение) со всеми вытекающими правовыми последствиями их исполнения, в том числе и в случае, когда исполнение этих обязательств нарушает требования законодательства Российской Федерации о рекламе.
На основании изложенного, учитывая то обстоятельство, что действия по непосредственному доведению смс-сообщений до их конечных получателей осуществлены лицами, участвующими в деле, а также то, что они были осведомлены относительно передаваемых сообщений и о цели оказания ими соответствующих услуг, в данном случае имеются все основания считать ПАО Банк "ФК Открытие", ООО "ОСК", ПАО "ВымпелКом" рекламораспространителями в понимании пункта 7 статьи 3 Закона о рекламе.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Таким образом, распространение на телефонный номер <...> рекламы посредством смс-сообщения, поступившего 09.08.2017 в 18:55 от отправителя OTKRITIE с нарушением части 1 статьи 18 Закона о рекламе, является ненадлежащим.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.
Таким образом, рекламораспространителем является лицо, осуществляющее фактическое доведение объекта рекламирования до сведения потребителей.
Комиссией Московского УФАС России установлено, что распространение рассматриваемой рекламы на телефонный номер <...> осуществили ПАО Банк "ФК Открытие", ООО "ОСК", ПАО "ВымпелКом".
На основании изложенного, ПАО Банк "ФК Открытие", ООО "ОСК", ПАО "ВымпелКом" являются рекламораспространителями вышеуказанных рекламных сообщений.
Объективных доводов, свидетельствующих о невозможности соблюдения требований части 1 статьи 18 Закона о рекламе ПАО Банк "ФК Открытие", ООО "ОСК", ПАО "ВымпелКом" не представлено.
Ссылки лиц, участвующих в деле, на Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи), в частности на тот факт, что данным законом исключается ответственность оператора связи за рассылку его клиентами смс-сообщений, не соответствующих требованиям закона и условиям договора, не может быть приняты Комиссией Московского УФАС России в связи со следующим.
Согласно части 3 статьи 3 Закона о связи отношения в области связи, не урегулированные Законом о связи, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области связи.
Так отношения по распространению посредством средств связи рекламной информации регулируется законодательством Российской Федерации о рекламе, в том числе в части ответственности лиц, признаваемых рекламораспространителями.
Нормы Закона о связи сами по себе не исключают ответственность того или иного лица в соответствии с Законом о рекламе.
Как установлено выше, лицами, участвующими в деле, осуществляется предпринимательская деятельность по осуществлению смс-рассылок, в том числе рекламного характера, подпадающих под понятие СПАМ. Осуществление любого рода деятельности с целью извлечения прибыли влечет за собой определенные последствия, включая набор определенных рисков.
Субъект договорных отношений, предполагая возможность нарушения контрагентом законодательства Российской Федерации, ответственность за которое будет нести он, может включить в договор условия о компенсации понесенных убытков. Однако, данные положения договора лишь регулируют взаимоотношения между лицами, заключившими такой договора, но не могут влиять на привлечение таких лиц к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации.
Таким образом, лица, участвующие в настоящем деле, в рамках рассмотрения данного дела признаются рекламораспространителями, а равно несут ответственность, предусмотренную Законом о рекламе для данного субъекта правоотношений.
Иное фактически выводило бы такого важного участника распространения рекламы по сетям электросвязи как оператор связи из под обязанности по соблюдению Закона о рекламе лишь на основании наличия соответствующей лицензии.
Таким образом, Комиссией Московского УФАС России в действиях ПАО Банк "ФК Открытие", ООО "ОСК", ПАО "ВымпелКом" установлено нарушение части 1 статьи 18 Закона о рекламе, выразившееся в распространении на телефонный номер +<...> посредством СМС-сообщений рекламы следующего содержания:
"Вам должно это понравиться! Вклад до 8,30%, по промо-коду БОНУС (покажите код сотруднику банка при открытии вклада). Подробнее 88005002001", поступившей 09.08.2017 в 18:55, отправитель: OTKRITIE, без предварительного согласия абонента на ее получение.
Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.
Также, в дело не представлено документальных доказательств невозможности продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а равно подтвержденной информации о прекращении действия либо расторжении договоров, гражданско-правовых отношений или иных внутренних актов, на основании которых рассматриваемая реклама размещалась.
Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.
На основании изложенного, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ПАО Банк "ФК Открытие", ООО "ОСК", ПАО "ВымпелКом" предписаний о прекращении (недопущении дальнейшего) нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно размещения (распространения) рекламы, нарушающей положения Закона о рекламе.
Частью 4 статью 38 Закона о рекламе, частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе.
Исходя из части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о рекламе не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
При этом местом и временем совершения правонарушения является место и время получения каждым конкретным абонентом данной рекламы. Согласно представленным в материалах дела документам и сведениям, спорное сообщение было распространено 09.08.2017.
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности в настоящем случае не истек.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать ПАО Банк "ФК Открытие", ООО "ОСК", ПАО "ВымпелКом" нарушившими часть 1 статьи 18 Закона о рекламе при распространении на телефонный номер <...> посредством СМС-сообщения ненадлежащей рекламы следующего содержания:
"Вам должно это понравиться! Вклад до 8,30%, по промо-коду БОНУС (покажите код сотруднику банка при открытии вклада). Подробнее 88005002001", поступившей 09.08.2017 в 18:55, отправитель: OTKRITIE.
2. Выдать ПАО Банк "ФК Открытие", ООО "ОСК", ПАО "ВымпелКом" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Московского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
<...> |
Члены Комиссии |
<...> |
|
<...> |
ПАО Банк "ФК Открытие"
Летниковская ул., д. 2, стр. 4,
г. Москва, 115114
ПРЕДПИСАНИЕ N 194
о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
"14" июня 2018 года г. Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия Московского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии - <...>
членов Комиссии - <...><...>
на основании своего решения по делу N 3 18-106/77 18 о признании ПАО Банк "ФК Открытие", ООО "ОСК", ПАО "ВымпелКом" нарушившими часть 1 статьи 18 Закона о рекламе при распространении на телефонный номер <...> посредством СМС-сообщения ненадлежащей рекламы следующего содержания:
"Вам должно это понравиться! Вклад до 8,30%, по промо-коду БОНУС (покажите код сотруднику банка при открытии вклада). Подробнее 88005002001", поступившей 09.08.2017 в 18:55, отправитель: OTKRITIE, поскольку при распространении нарушены требования части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1, частью 3 статьи 36 Закона о рекламе, пункта 44, пункта 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ПАО Банк "ФК Открытие" в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить распространение ненадлежащей рекламы <...> по сетям электросвязи, в том числе на номер телефона <...>с нарушением части 1 статьи 18 Закона о рекламе.
2. ПАО Банк "ФК Открытие" в трехдневный срок со дня исполнения настоящего предписания представить в адрес Московского УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего Предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Московское УФАС России в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
<...> |
Члены Комиссии |
<...> |
|
<...> |
Исполнитель:<...>
ООО "ОСК"
Летниковская ул., д. 10, стр. 1,
г. Москва, 115114
ПРЕДПИСАНИЕ N 193
о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
"14" июня 2018 года г. Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия Московского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии - <...>
членов Комиссии - <...><...>
на основании своего решения по делу N 3 18-106/77 18 о признании ПАО Банк "ФК Открытие", ООО "ОСК", ПАО "ВымпелКом" нарушившими часть 1 статьи 18 Закона о рекламе при распространении на телефонный номер <...> посредством СМС-сообщения ненадлежащей рекламы следующего содержания:
"Вам должно это понравиться! Вклад до 8,30%, по промо-коду БОНУС (покажите код сотруднику банка при открытии вклада). Подробнее 88005002001", поступившей 09.08.2017 в 18:55, отправитель: OTKRITIE, поскольку при распространении нарушены требования части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1, частью 3 статьи 36 Закона о рекламе, пункта 44, пункта 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО "ОСК" в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить распространение ненадлежащей рекламы <...> по сетям электросвязи, в том числе на номер телефона <...> с нарушением части 1 статьи 18 Закона о рекламе.
2. ООО "ОСК" в трехдневный срок со дня исполнения настоящего предписания представить в адрес Московского УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего Предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Московское УФАС России в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
<...> |
Члены Комиссии |
<...> |
|
<...> |
Исполнитель: <...>
ПАО "ВымпелКом"
8 Марта ул., д. 10, стр. 14,
г. Москва, 127083
ПРЕДПИСАНИЕ N 192
о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
"14" июня 2018 года г. Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия Московского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии - <...>
членов Комиссии - <...><...>
на основании своего решения по делу N 3 18-106/77 18 о признании ПАО Банк "ФК Открытие", ООО "ОСК", ПАО "ВымпелКом" нарушившими часть 1 статьи 18 Закона о рекламе при распространении на телефонный номер <...> посредством СМС-сообщения ненадлежащей рекламы следующего содержания:
"Вам должно это понравиться! Вклад до 8,30%, по промо-коду БОНУС (покажите код сотруднику банка при открытии вклада). Подробнее 88005002001", поступившей 09.08.2017 в 18:55, отправитель: OTKRITIE, поскольку при распространении нарушены требования части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1, частью 3 статьи 36 Закона о рекламе, пункта 44, пункта 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ПАО "ВымпелКом" в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить распространение ненадлежащей рекламы <...> по сетям электросвязи, в том числе на номер телефона <...>, с нарушением части 1 статьи 18 Закона о рекламе.
2. ПАО "ВымпелКом" в трехдневный срок со дня исполнения настоящего предписания представить в адрес Московского УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего Предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Московское УФАС России в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
<...> |
Члены Комиссии |
<...> |
|
<...> |
Исполнитель:<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 июня 2018 г. N 3-18-106/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.06.2018