Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
***. - заместитель руководителя Карельского УФАС России, председатель Комиссии;
*** - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;
***. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии,
рассмотрев дело N 03-02/42-2018, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью "ФМ" (ОГРН 1121031001178; ИНН/КПП 1004017511/100401001; юридический адрес: 186931, Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Ленина, д. 12; подвал 3; дата регистрации 06.11.2012; далее - ООО "ФМ") по признакам нарушения части 2 статьи 15 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе", Закон) в части превышения установленных законом объемов рекламы эфирного вещания на частоте 105,1 МГц в г. Костомукше двух радиоканалов "Европа Плюс" и "Европа - Плюс Костомукша" за 04.09.2018 и 07.09.2018, в присутствии представителя ООО "ФМ" "_" по доверенности от 11.12.2017 N 10АА0654329, в отсутствие представителя Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия (далее - Управление Роскомнадзора по Республике Карелия), надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела,
УСТАНОВИЛА:
В Карельское УФАС России поступило обращение Управления Роскомнадзора по РК от 28.09.2018 N 5065-04/10 (вх. N 4579) о наличии в действиях лицензиатора - вещателя ООО "ФМ" признаков нарушения статьи 15 ФЗ "О рекламе", в части превышения установленных законом объемов рекламы эфирного вещания на частоте 105,1 МГц в г. Костомукше двух радиоканалов "Европа Плюс" и "Европа - Плюс Костомукша" за 04.09.2018 и 07.09.2018.
Заявитель просит провести анализ содержания записи эфира радиоканалов "Европа Плюс" и "Европа - Плюс Костомукша", а в случае выявления признаков нарушений принять меры.
По результатам рассмотрения заявления определением от 28.11.2018 "О возбуждении дела N 03-02/42-2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" (далее - определение) рассмотрение дела N 03-02/42-2018 было назначено на 11 часов 00 минут 27.12.2018.
Письмом от 19.12.2018 N 6074 представитель ООО "ФМ" Горяев А.С. ходатайствовал об отложении рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе, в связи с невозможностью явки представителя Общества в назначенное время по причине отсутствия общественного транспорта в указанную дату в определении дату.
Определением от 20.12.2018 "Об изменении даты и времени рассмотрения дела N 03-02/42-2018 о нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" дата и время рассмотрения дела N 03-02/42-2018 перенесены с 11 часов 00 минут 27.12.2018 на 14 часов 30 минут 21.12.2018.
В письме от 21.12.2018 N 6968-04/10 Управление Роскомнадзора по РК ходатайствовало о рассмотрении дела N 03-02/42-2018 в отсутствие своего представителя, в связи с невозможностью его прибытия.
В ходе рассмотрения дела представитель Общества "_"подтвердил факт нарушения ООО "ФМ" объема вещания рекламы в эфирном вещании на частоте 105,1 МГц в г. Костомукше за 04.09.2018 и 07.09.2018.
Нарушение было допущено вследствие невыхода ряда передач в вечернее время по причине аварийной ситуации в помещении, где находится студия Общества, тогда дневная реклама в эфире была уже запущена.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя ООО "ФМ" Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе").
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о средствах массовой информации) под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющих постоянное название и выходящих в свет (в эфир) не реже одного раза в год. Правила, установленные Законом о средствах массовой информации для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации путем трансляции радио-, телепрограмм (вещание), демонстрации кинохроникальных программ и через иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное.
На основании части 2 статьи 15 ФЗ "О рекламе" в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток.
Таким образом указанной нормой установлена максимально допустимая продолжительность рекламы в радиопрограммах, не являющихся "рекламными" средствами массовой информации.
При этом, в силу положений части 14 статьи 15 ФЗ "О рекламе" требование части 2 настоящей статьи не распространяется на: размещаемую в радиопрограммах информацию о радиопередачах, транслируемых по соответствующему радиоканалу; сообщения о названии радиопрограммы и частоте ее вещания, а также иную информацию о данной радиопрограмме.
Статьей 31 Закона о средствах массовой информации установлено, что лицензия на вещание дает ее держателю право, используя технические средства эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания, в том числе находящиеся в его собственности, осуществлять с соблюдением лицензионных условий распространение продукции средств массовой информации, зарегистрированных в соответствии с настоящим Законом.
ООО "ФМ" (ОГРН: 1121031001178; ИНН: 1004017511) является лицензиатором - вещателем на основании выданной Роскомнадзором лицензии на осуществление радиовещания от 07.05.2014 серия РВ N 25333 (далее - лицензия). В соответствии с лицензией вещатель осуществляет эфирное вещание на частоте 105,1 МГц в г. Костомукше двух радиоканалов "Европа Плюс" (Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ N ФС 77 - 48287 от 23.01.2012) и "Европа - Плюс Костомукша" (Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ N ТУ 10 - 00270 от 30.12.2013), которые согласно указанным Свидетельствам не являются рекламными.
В соответствии с лицензией:
общий объем вещания составляет 168 часов в неделю, из них объем вещания СМИ радиоканала "Европа - Плюс Костомукша" 15 часов в неделю, объем вещания радиоканала "Европа Плюс" 153 часа в неделю;
примерная тематика и (или) специализация музыкально - информационная.
Из вышесказанного следует, что по лицензии распространяются два средства массовой информации региональное "Европа - Плюс Костомукша" и сетевой партнер "Европа Плюс".
Исходя из анализа представленных Управлением Роскомнадзора по РК документов следует, что Обществом нарушен объем рекламы, что зафиксировано справкой расчета времени трансляции передач по направлениям вещания радиоканала "Европа - Плюс Костомукша" за период с 03.09.2018 по 09.09.2018. Согласно справке, был произведен расчет объемов рекламы исходя из общего времени вещания за неделю, который составил: общее время вещания за неделю - 10 час. 33 мин. 44 сек., общее время вещания рекламы за неделю - 02 ч. 15 мин. 28 сек., направление вещания (информационое) - 45 мин. 38 сек., направление вещания (музыкальное) - 07 ч. 15 мин. 34 сек., выходные данные, джинглы и т.п. - 0 ч. 17 мин. 04 сек.
Превышение объемов рекламы от общего времени вещания в сутки зафиксировано 04.09.2018 (27,80%) и 07.09.2018 (23,40%).
ООО "ФМ" в ответ на запрос Карельского УФАС России от 05.10.2018 (исх. N 03-01/205/3942; далее - запрос), полученный Обществом 18.10.2018, запрашиваемую информацию не предоставило.
Кроме того, посредством электронной почты представитель Общества подтвердил факт получения запроса, а также получил ответ на вопрос о периоде за который установлено превышение рекламы, зафиксированный Управлением Роскомнадзора по РК в акте систематического наблюдения от 21.09.2018 N А-10/4/98, а именно, 04.09.2018 - 27,8%, а 07.09.2018 - 23,4%.
Карельским УФАС России по результатам проведенного анализа эфирного вещания на частоте 105,1 МГц в г. Костомукше радиоканала "Европа - Плюс Костомукша" за 04.09.2018 и 07.09.2018 установлено превышение продолжительности рекламы в указанные дни в течение суток.
Таблица анализа эфирного вещания
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 28 декабря 2018 г. N 03-02/42-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.12.2018