Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело N 06-06/74-2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения обществом с ограниченной ответственностью "Оконщик" (далее - ООО "Оконщик", Общество), ОГРН 1185543002402, ИНН 5506169032, место нахождения: 644076, г. Омск, пр. Космический, д. 26А, пом. 1П, рекламы, содержащей признаки нарушения требований части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в отсутствие законного представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Оконщик", извещенного надлежащим образом,
в присутствии представителя ООО "Оконщик" <_> (доверенность от 01.06.2018 б/н)
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Омским УФАС России выявлены факты распространения в газете "Ва-банкъ. Омск" N 42 (448) от 22.10.2018, N 44 (450) от 05.11.2018 и в журнале "ТОТ" ("Твой омский телегид") N 11 (11) от 14.11.2018 рекламы компании "ЕвроОкно Стандарт": "ЕвроОкно Стандарт БАЛКОНЫ ОКНА 700-007 www.eosomsk.ru рассрочка*на месте *подробности у менеджера Приглашаем к сотрудничеству дилеров_", содержащей признаки нарушения требований Федерального закона 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе").
В указанной рекламе помимо рекламы услуг, оказываемых хозяйствующим субъектом, привлекается внимание к услуге по предоставлению рассрочки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Размещенная информация подпадает под понятие "реклама", поскольку обладает всеми ее признаками: распространена наружным способом, в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к услугам компании, в том числе по предоставлению рассрочки.
По информации учредителя и издателя газеты "Ва-банкъ. Омск" и журнала "ТОТ" ООО "Новый Городовой", рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО "Оконщик" в силу Договора на оказание рекламных услуг N 18/01079/05 от 07 сентября 2018 года.
Определением от 05.12.2018 Омским УФАС России в отношении ООО "Оконщик" было возбуждено дело N 06-06/74-2018 по признакам нарушения требований части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 1 статьи 823 Гражданского кодекса Российской Федерации договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.
При этом товарный и коммерческий кредиты могут предоставляться и не финансовыми организациями, а самой торгующей организацией.
Приобретение товара (услуг) с его оплатой через определенное время (рассрочкой или отсрочкой) непосредственно у продавца отличается от приобретения товара в кредит, предоставленный банком или иной финансовой организацией.
Рекламный текст должен содержать сведения, которые бы позволили потребителю отличить финансовые услуги, оказываемые банком, от продажи организацией (не финансовой организацией) товаров в рассрочку или кредит.
Указанная информация является существенной, поскольку отсутствие в рекламе сведений о лице, предоставляющем рассрочку, может способствовать введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламным предложением, что противоречит положениям части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с требованиями нормы части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
На момент выявления факта распространения рекламы информация о лице, предоставляющем такую услугу, как приобретение товара (услуги) в рассрочку, в вышеуказанной рекламе отсутствовала.
Указание в тексте рекламы на возможность уточнения подробностей у менеджера (сноска "*подробности у менеджера") не заменяет размещения существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителей рекламы в заблуждение, следовательно, не может свидетельствовать о надлежащем соблюдении требований законодательства о рекламе.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.
По определению (пункт 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ООО "Оконщик" является рекламодателем, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицом.
На основании вышеизложенного, рассмотрев материалы дела, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ООО "Оконщик" требований части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" при распространении рекламы в печатных средствах массовой информации.
Учитывая пояснения ООО "Новый Городовой" об устранении нарушения законодательства о рекламе, что подтверждается представленными экземплярами газеты "Ва-банкъ. Омск" 47 (453) и журнала "ТОТ" N 13 (13), Комиссия Омского УФАС России приняла решение о нецелесообразности выдачи ООО "Оконщик" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу "ЕвроОкно Стандарт БАЛКОНЫ ОКНА 700-007 www.eosomsk.ru рассрочка*на месте *подробности у менеджера Приглашаем к сотрудничеству дилеров_" (ОГРН 1185543002402, ИНН 5506169032), размещенную ООО "Оконщик" в газете "Ва-банкъ. Омск" N 42 (448) от 22.10.2018, N 44 (450) от 05.11.2018 и в журнале "ТОТ" ("Твой омский телегид") N 11 (11) от 14.11.2018, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО "Оконщик" не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Решение изготовлено в полном объеме 26 декабря 2018 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 26 декабря 2018 г. N 06-06/74-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.12.2018