Дата изготовления решения: 24 декабря 2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <_>,
в присутствии представителей:
Отдела строительства и архитектуры администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район" (далее - Заказчик, Заявитель): <_>,
Общества с ограниченной ответственностью "ГАММА" (далее - ООО "ГАММА", Подрядчик, Общество): <_>,
у с т а н о в и л а:
07.12.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от Отдела строительства и архитектуры администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район" поступило обращение с просьбой о включении информации об ООО "ГАММА" (ИНН: 3728031730, ОГРН: 1023700557924; КПП: 370201001; место нахождения: ул. 10 Августа, д. 21, г. Иваново, Ивановская обл., 153000), а также о директоре и учредителе Общества - <_> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения муниципального контракта на выполнение ремонтных работ в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад общеразвивающего вида N12 "Звездочка", расположенном по адресу: г.Родники, ул. Народная, д.16 (извещение N0133300004718000065, реестровый номер контракта 3372100799218000012).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области на основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и ч. 11 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 года N1062 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков)" было решено провести проверку по факту обращения Заявителя на наличие либо отсутствие оснований для одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта и включения сведений об ООО "ГАММА" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Рассмотрев представленные Заказчиком и Обществом документы, заслушав представителей лиц, участвующих в заседании Комиссии Ивановского УФАС России, было установлено следующее.
05.06.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) было размещено извещение N0133300004718000065 о проведении электронного аукциона на выполнение ремонтных работ в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад общеразвивающего вида N12 "Звездочка", расположенном по адресу: г.Родники, ул. Народная, д.16.
По итогам проведения указанной закупки 09.07.2018 между Отделом строительства и архитектуры администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район" и ООО "ГАММА" был заключен муниципальный контракт N12/18 (далее - контракт).
На основании п. 1.1 контракта Подрядчик обязался выполнить ремонтные работы в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад общеразвивающего вида N 12 "Звездочка", по адресу: Ивановская область, г. Родники, ул. Народная, д.16 (далее - Объект) согласно Техническому заданию (Приложение N1), локальной смете (Приложение N 3), являющихся неотъемлемой частью контракта), а Заказчик обязался принять результаты работ, выполненные с надлежащим качеством, и оплатить их в размерах и в сроки, предусмотренные контрактом.
Согласно п. 4.1 контракта, срок выполнения работ: с даты подписания контракта по 15.08.2018.
Согласно п. 4.2 контракта Подрядчик обязан составить и представить Заказчику подписанный со своей стороны график производства работ в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента подписания контракта
Согласно письму Заказчика исх.N336 от 09.08.2018 график производства работ по состоянию на 09.08.2018 Подрядчиком не предоставлен.
10.08.2018 Заказчиком по адресу электронной почты, указанному в контракте, Подрядчику направлена претензия исх.N344, в которой указано, что, поскольку объем выполненных работ составляет менее 50%, Обществу необходимо принять срочные меры по ускорению производства работ, а также устранить дефекты выполнения работ по ремонту кровли, обозначенные в данной претензии.
Представители Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России пояснили, что работы по контракту в установленный срок Подрядчиком завершены не были.
Заказчиком неоднократно направлялись претензионные письма Подрядчику (исх.N336 от 09.08.2018, N344 от 10.08.2018, N356 от 17.08.2018, N357 от 17.08.2018, N366 от 22.08.2018, N385 от 29.08.2018, N401 от 07.09.2018, N409 от 12.09.2018, N428 от 19.09.2018), как по адресу электронной почты, указанному в контракте, так и заказными письмами с уведомлениями о вручении по адресу Общества, содержащемуся в контракте. Однако заказные письма Подрядчиком не получены, замечания, указанные в претензиях не устранены.
На вопрос членов Комиссии Ивановского УФАС России о причинах просрочки выполнения работ по контракту, представитель Подрядчика пояснил, что работы были завершены 03.09.2018, что также отражено в его письменных пояснениях исх.N210 от 14.12.2018. По его мнению, такая просрочка выполнения работ по контракту является допустимой. Просрочка вызвана тем, что у Подрядчика выполняется одновременно несколько контрактов, работы ведутся на нескольких объектах.
В письме Общества исх.N145 от 16.10.2018, адресованном Заказчику, указано, что работы были закончены 02.09.2018. Заказчику был позже передан комплект документов (сметы, журнал выполнения работ, приказ о назначении ответственного лица, сертификаты на материалы).
Актом экспертного исследования от 17.10.2018 N17-10/1, составленным ООО "СтройКонтрольБизнес", на основании представленных Заказчиком документов, а также проведенного в присутствии представителей Заказчика и Подрядчика осмотра 08.10.2018 зафиксировано, что работы по контракту выполнены не в полном объеме и не соответствуют указанным в локальной смете (Приложение N3 к контракту). В результате выполненных работ по контракту по ремонту кровли имеются нарушения нормативных требований и отступления от условий контракта и сметы, а именно:
- работы выполнены не в полном объеме;
- на участках сопряжения элементов профлистов кровли имеются многочисленные зазоры и несовпадения их профиля;
- прогибы кровли в продольном и поперечном направлении, деформации коньковых элементов кровли;
- отсутствует сплошная обрешетка на участках карнизных свесов, в коньковой части кровли (за исключением одного участка);
- фрагментарно при примыкании кровли к стенам выходов вентшахт отвороты фартуков при примыкании к кирпичным трубам и стенам слуховых окон выполнены не по всему периметру;
- гидроизоляция выполнена из трех типов пленок, монтаж гидропароизоляционной пленки выполнен небрежно - зафиксированы складки наличие пятен от огнебиозащитного состава, разрывы, швы сопряжения полотен не проклеены, фрагментарно пленка перевернута;
- "усиление" стропил выполнено фрагментарно с одной стороны стропила, часть элементов имеет ослабленное сечение, часть элементов установлена безсистемно не несущих функцию усиления, опирание вновь устроенных стропил выполнено с нарушениями (отсутствует крепление к элементам стропильной системы (коньку и мауэрлату).
Экспертами в данном заключении также указано, что в процессе исследования установлено наличие недостатков в результате выполненных Подрядчиком работ, которые являются следствием невыполнения предусмотренных объемов работ, указанных в локальной смете (Приложение N3 к контракту), допущенных нарушений технологии выполнения кровельных работ и отступлений от нормативных требований. Таким образом, использование результата выполненных работ по назначению невозможно без переустройства кровельного покрытия в виду наличия критических дефектов, негативно влияющих на основную функцию кровли, а именно предохранение здания от проникновения атмосферных осадков. Другие выявленные дефекты оказывают значительное негативное влияние на возможность использования результата работ.
В соответствии с п. 2.1.24 контракта Подрядчик обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств по контракту, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить Заказчику результаты работ, предусмотренных контрактом.
Подрядчик не представил доказательств надлежащего исполнения обязанностей, предусмотренных п. 2.1.24 контракта. На заседании Комиссии Ивановского УФАС России в ответ на вопрос членов Комиссии Ивановского УФАС России о том, каким образом Подрядчик исполнял обязанности, установленные п. 2.1.24 контракта, представитель Заказчика пояснил, что каких-либо писем в адрес Заказчика по данному вопросу от Подрядчика не поступало.
Согласно п. 10.1 контракта, контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами и прекращает свое действие 05.09.2018. Гарантийные обязательства сохраняют свою силу в течение срока, указанного в п. 6.2 контракта. Обязательства Подрядчика по контракту, неисполненные на дату истечения срока действия контракта, сохраняют свою силу до полного исполнения Подрядчиком своих обязательств. Обязательство Заказчика по оплате работ, неисполненное на дату истечения срока действия контракта, сохраняет свою силу до полной оплаты стоимости работ. Окончание срока действия контракта не освобождает стороны от ответственности за нарушение его условий в период действия контракта.
Поскольку контрактом не предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору, в силу п. 3 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Учитывая приведенные положения, а также, что по состоянию на 23.10.2018 работы по контракту не выполнены Подрядчиком в полном объеме и надлежащим образом, Заказчик 23.10.2018 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
П. 10.5 контракта предусмотрено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях:
- существенное нарушение Подрядчиком требований к качеству работ, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков (п. 2 ст. 475 ГК РФ);
- неоднократное нарушение Подрядчиком сроков выполнения работ (п. 2 ст. 523 ГК РФ);
- отступление Подрядчика от условий Контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми (п. 3 ст. 723 ГК РФ).
Согласно ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результаты работы и оплатить его.
В соответствии с ч. 3 ст. 723 ГК РФ, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
23.10.2018 решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было направлено Заказчиком заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Подрядчика, указанному в контракте.
24.10.2018 решение Заказчика об одностороннем отказе было направлено по указанному в контракте адресу электронной почты Общества.
25.10.2018 данное решение размещено Заказчиком на официальном сайте.
Указанную корреспонденцию Общество не получило, в связи с чем, датой надлежащего уведомления Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта на официальном сайте, а именно: 25.11.2018.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В данном случае датой расторжения контракта является 06.12.2018, в связи с чем, в рассматриваемом случае гражданско-правовые последствия в виде расторжения контракта наступили 06.12.2018.
В соответствии с п. 11 ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается, в том числе, информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения. Согласно ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе информация, указанная в п. 11 ч. 2 ст. 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
Информация о расторжении контракта размещена Заказчиком на официальном сайте 06.12.2018 с указанием даты расторжения контракта: 06.12.2018.
В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы N ИА/11604/14 от 28.03.2014 "По вопросам рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), контракты с которыми расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов" при отсутствии обстоятельств, исключающих возможность включения информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе), осуществляется проверка правомерности принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Так, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя). В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
- неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
- ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
- установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
- установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
ООО "ГАММА" ненадлежащим образом выполняло условия контракта, нарушения условий контракта не устранило, использование результата выполненных работ по назначению невозможно без переустройства кровельного покрытия в виду наличия критических дефектов.
При указанных обстоятельствах, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения рассматриваемого контракта, в связи с ненадлежащим исполнением ООО "ГАММА" обязательств по контракту, является правомерным.
В соответствии с ч. 16 ст. 95, ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном Законом о контрактной системе порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Руководствуясь ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Сведения, представленные Отделом строительства и архитектуры администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район" в отношении общества с ограниченной ответственностью "ГАММА" (ИНН: 3728031730, ОГРН: 1023700557924; КПП: 370201001, место нахождения: ул. 10 Августа, д. 21, г. Иваново, Ивановская обл., 153000), директора и учредителя Общества - <_> включить в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение ремонтных работ в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад общеразвивающего вида N12 "Звездочка", расположенном по адресу: г.Родники, ул. Народная, д.16 (извещение N0133300004718000065, реестровый номер контракта 3372100799218000012), вследствие существенного нарушения Обществом условий контракта, сроком на два года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "ГАММА" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные законом.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 19 декабря 2018 г. N 07-02/2018-093
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.12.2018