Резолютивная часть решения объявлена 17 декабря 2018 года
Решение в полном объеме изготовлено 24 декабря 2018 года
Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N 42, возбужденного по признакам нарушения администрацией сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области (399510, Липецкая область, Долгоруковский район, с. Долгоруково, ул. Советская, д. 49), и ОГУП "Липецкдоравтоцентр" (398032, г. Липецк, Универсальный проезд, д. 6) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в достижении и реализации соглашения об уклонении от исполнения требований действующего законодательства о проведении торгов и заключении договоров на выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт площади с. Долгоруково, ул. Тимирязева" в нарушение порядка, предусмотренного действующим законодательством, что ограничивает доступ на рынок подрядных работ,
в присутствии на заседании:
<_> ,
УСТАНОВИЛА:
19.07.2018 в Липецкое УФАС России поступили материалы из УФСБ по Липецкой области, содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области при проведении закупки у единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для выполнения работ по объекту "Капитальный ремонт площади с. Долгоруково, ул. Тимирязева".
Для установления признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области Липецким УФАС России был сделан ряд запросов о представлении информации.
По итогам исследования поступивших материалов и информации, приказом Липецкого УФАС России от 28 августа 2018 года N 381 возбуждено дело N 34 по признакам нарушения администрацией сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области, ООО "Квант", ООО "Гамма", ОГУП "Липецкдоравтоцентр", ИП <_> пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Определением от 06.09.2018 о назначении дела N 34 к рассмотрению у администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области были истребованы: копия Устава администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области; документы, подтверждающие направление заявки в управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области на предоставление субсидии; документы, подтверждающие получение субсидии в размере 16 000 000 рублей от управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области; копия договора, заключенного с ООО "ВОРОНЕЖПРОЕКТ" на разработку сметной документации на проведение работ по капитальному ремонту площади с. Долгоруково, ул. Тимирязева; сведения, о направлении сметной документации на проведение работ по капитальному ремонту площади с. Долгоруково, ул. Тимирязева в управление капитального строительства Липецкой области на экспертизу достоверности сметной стоимости; копия заключения управления капитального строительства Липецкой области. У ООО "Квант", ООО "Гамма", ОГУП "Липецкдоравтоцентр", ИП <_> были истребованы: письменные пояснения относительно заключения договоров с администрацией сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области в период с 16.06.2017 по 23.11.2017 с указанием сведений, от кого исходила инициатива заключения договоров.
Приказом от 16.10.2018 N 458 создана Комиссия по рассмотрению дела N 42 о нарушении антимонопольного законодательства.
Определением от 16.10.2018 рассмотрение дела N 42, возбужденное в отношении администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области и ОГУП "Липецкдоравтоцентр" в лице Долгоруковского филиала по признакам нарушения п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции назначено к рассмотрению.
Определением от 16.11.2018 рассмотрение дела N 42 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 26.11.2018.
В соответствии со статьей 46 ФЗ "О защите конкуренции" 26.11.2018 Комиссией Управления объявлен перерыв в заседании комиссии до 30.11.2018.
30.11.2018 на заседании Комиссии Управления оглашено заключение об обстоятельствах дела N 42.
Определением от 30.11.2018 рассмотрение дела N 42 было отложено на 17.12.2018.
В результате анализа информации и документов, представленных по запросам, представленных устных и письменных пояснений, а также иных материалов антимонопольного дела N 42, Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.
1. 30.03.2016 между администрацией сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области и ООО "ВОРОНЕЖПРОЕКТ" был заключен договор на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на объект "Капитальный ремонт площади по адресу Липецкая область, с. Долгоруково, ул. Тимирязева, д. 6" сроком до 31.05.2016.
На основании указанного договора, ООО "ВОРОНЕЖПРОЕКТ" была разработана единая сметная документация на проведение работ по капитальному ремонту площади с. Долгоруково, ул. Тимирязева, на общую сумму 19 857 900 рублей, состоящая из следующих разделов (локально-сметных расчетов): доска почета и флагшток; Эстрада. Цветники. Памятник. Дополнительны работы; наружное электроосвещение и электрооборудование; наружное электроосвещение и электроснабжение; покрытие площади; благоустройство территории (покрытие площади); малые архитектурные формы (установка мелких конструкций); покрытие площадки; устройство парковки; сети канализации (земляные работы).
10.04.2017 администрацией сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области в управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области была направлена заявка на предоставление субсидии в размере 16 000 000 рублей местным бюджетам из областного бюджета на реализацию муниципальных программ, направленных на формирование современной городской среды в части реализации мероприятий по благоустройству территорий общего пользования, на 2017 год.
16.05.2017 постановлением администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области N 155 был утвержден план реализации муниципальной программы сельского поселения Долгоруковский сельсовет "Устойчивое развитие сельской территории сельского поселения на 2014-2020 годы", одним из мероприятий которого является капитальный ремонт площади с. Долгоруково, ул. Тимирязева.
23.05.2017 между администрацией сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области и управлением жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области было заключено соглашение о предоставлении субсидии бюджету сельского поселения из областного бюджета на реализацию муниципальных программ, направленных на формирование современной городской среды в части реализации мероприятий по благоустройству территорий общего пользования на 2017 год.
Согласно условиям данного соглашения администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области было выделено 16 000 000 рублей из областного бюджета на реализацию указанной выше программы.
Как следует из письменных пояснений управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, указанные денежные средства были перечислены в бюджет администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области 26.05.2017. Данный факт также подтверждается платежным поручением N 241 от 24.05.2017.
Установлено, что в период с 16.06.2017 по 23.11.2017 администрацией сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области было заключено 183 договора (стоимостью до 100 000 рублей каждый) с ООО "Квант", ООО "Гамма", ИП <_>, ИП Кузьминой <_>, ОГУП "Липецкдоравтоцентр" на выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт площади по адресу с. Долгоруково, ул. Тимирязева", на общую сумму 16 805 876,16 рублей, на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
При этом, предметом каждого из договоров являлись: работы по объекту "Капитальный ремонт площади по адресу с. Долгоруково, ул. Тимирязева".
Как следует из анализа локально-сметных расчетов, являющихся частью указанных договоров, работы, подлежащие выполнению, были распределены администрацией сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области между подрядчиками следующим образом (Приложение N1):
1) ООО "Квант" - работы по покрытию площади (117 договоров), подготовительные работы (2 договора), работы по покрытию площадки (7 договоров), электромонтажные работы (2 договора) - 134 договора на сумму 12 718 057,29 рублей;
2) ООО "Гамма" - работы по демонтажу и монтажу доски почета и флагштока (11 договоров), работы по демонтажу и монтажу эстрады (9 договоров), ремонт цветников, памятника (14 договоров), земляные работы (1 договор) - 36 договоров на сумму 2 951 148,86 рублей;
3) ОГУП "Липецкдоравтоцентр" - устройство парковки - 9 договоров на сумму 817 713 рублей;
4) ИП <_> - поставка и установка мелких конструкций - 3 договора на сумму 289 623,65 рублей;
5) ИП <_> - посев газонов - 1 договор на сумму 29 333,36 рублей.
Как следует из материалов дела, выбор подрядчиков на выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт площади с. Долгоруково, ул. Тимирязева, д.6" осуществлялся лично главой администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области путем устного предложения указанным подрядчикам о заключении договоров.
Вместе с тем, администрацией сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области были представлены копии коммерческих предложений, направленных Тербунским филиалом ОГУП "Липецкдоравтоцентр", Долгоурковским филиалом ОГУП "Липецкдоравтоцентр", ООО "СЕМЬСОТ ДОРОГ" в администрацию с предложением выполнить работы по объекту "Капитальный ремонт площади с. Долгоруково, ул. Тимирязева, д.6", в части выполнения работ по устройству парковки.
В ходе анализа указанных коммерческих предложений установлено следующее.
Долгоруковский филиал ОГУП "Липецкдоравтоцентр" направило в администрацию сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области 9 коммерческих предложений. Каждое коммерческое предложение содержит указание на виды и объемы работ, которые Долгоруковский филиал ОГУП "Липецкдоравтоцентр" готово выполнить, со ссылкой на разделы единой проектно-сметной документации, и стоимость выполнения таких работ. При этом, коммерческие предложения составлены таким образом, чтобы стоимость выполненных работ по каждому из предложений не превышала 100 000 рублей.
Дата поступления данных коммерческих предложений в администрацию сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области не установлена, так как на данных коммерческих предложениях, представленных администрацией, отсутствуют регистрационные входящие номера, подтверждающие дату поступления указанных коммерческих предложений. Комиссией Липецкого УФАС России был истребован журнал регистрации входящей корреспонденции администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области, однако, ответчик данный журнал не представил, пояснив, что указанные коммерческие предложения не регистрировались.
Из вышеизложенного следует, что Долгоруковский филиал ОГУП "Липецкдоравтоцентр" до заключения договоров на выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт площади с. Долгоруково, ул. Тимирязева, д.6" было ознакомлено с единой проектно-сметной документацией к данному объекту, и предложило выполнить работы по объекту, путем направления коммерческих предложений, разделив работы по данному объекту на 9 отдельных договоров на сумму до 100 000 рублей.
Кроме того, согласно письменным пояснениям Долгоруковского филиала ОГУП "Липецкдоравтоцентр", глава администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области обратился с устной просьбой о заключении договоров на выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт площади с. Долгоруково, ул. Тимирязева, д.6", в части выполнения работ по устройству парковки, поэтому Долгоруковский филиал ОГУП "Липецкдоравтоцентр" направил в администрацию свои коммерческие предложения. При этом, локальный сметный расчет к каждому из заключенных договоров составлял Долгоруковский филиал ОГУП "Липецкдоравтоцентр" на основании единой сметной документации, разработанной ООО "ВОРОНЕЖПРОЕКТ", таким образом, чтобы оплата за объем выполненных работ по каждому из договоров не превышала 100 000 рублей.
Согласно пояснениям главы администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области, уведомление о получении денежных средств было получено 15 мая 2017 года, экспертиза сметной документации не проводилась, достоверная стоимость объекта не была определена, в связи с чем, освоение бюджетных средств в 2017 году ставилось под угрозу, на основании изложенного, было принято решение осуществить закупку в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В ходе анализа материалов дела было установлено, что заявление администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области о проведении проверки сметной стоимости объекта капитального строительства было направлено в областное казенное учреждение "Управление капитального строительства Липецкой области" 28.06.2017.
При этом, несмотря на отсутствие положительного заключения, с 16.06.2017 администрация сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области приступила к заключению договоров с подрядчиками на выполнение работ по капитальному ремонту площади с. Долгоруково, ул. Тимирязева, д. 6.
31.08.2017 было вынесено положительное заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта площади по адресу: Липецкая область, с. Долгоруково, ул. Тимирязева, д. 6. При этом, в ходе проведения указанной экспертизы, был выявлен ряд замечаний и недоработок, в том числе были внесены дополнительные виды работ.
При этом рассматриваемые договоры на выполнение работ с Долгоруковским филиалом ОГУП "Липецкдоравтоцентр" были заключены в ноябре 2017 года, то есть имелось достаточное количество времени для проведения закупочных процедур.
2. Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
К целям контрактной системы в соответствии со статьями 1, 6 и 8 Закона о контрактной системе отнесены повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, создание равных условий для участников.
В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе содержится явно выраженный законодательный запрет: запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно частям 1 - 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Статьей 93 Закона о контрактной системе определены случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующем случае: осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.
По своему содержанию пункт 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусматривает для заказчика возможность заключения закупок "малого объема" в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно ввиду несоответствия затрат на проведение закупки.
В письме Минэкономразвития России от 29.03.2017 N28и-1353 разъясняется, что осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 Закона о контрактной системе носит исключительный характер. Данная норма применяется в случае отсутствия конкурентного рынка, невозможности, либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.
Искусственное дробление единой закупки на множество закупок до ста тысяч рублей каждая, в целях избежания публичных процедур, не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта без проведения конкурентных процедур.
В соответствии с положениями ст. 13, 14, 22 Закона о контрактной системе, идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.
Как было указано выше, между администрацией сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области и Долгоруковским филиалом ОГУП "Липецкдоравтоцентр" в период с 14.11.2017 по 23.11.2017 было заключено 9 договоров, предметы которых являются идентичными - выполнение работ по капитальному ремонту площади с. Долгоруково, ул. Тимирязева, д.6 (а именно работы по устройству парковки), на сумму 817 713 рублей (Таблица N1). При этом, в ходе анализа локально-сметных расчетов, являющихся неотъемлемой частью указанных договоров, установлено, что выполнение одинаковых видов работ, предусмотрены всеми заключенными договорами (например, такие виды работ, как: устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей плотных мелкозернистых типа АБВ, плотность каменных материалов: 2,5-2,9 т/м3: битумы нефтяные дорожные марки: БНД-60/90, БНД 90/130).
Таблица N 1
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 17 декабря 2018 г. N 42
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.12.2018