Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<_> ,
в присутствии:
представителей ООО "Азия-Фильмс": <_>, генерального директора ООО "Азия Фильмс", <_> доверенность от 10.12.2018,
представителей Министерства культуры Республики Бурятия: <_>, доверенность от 13.12.2018 N 11, <_>, доверенность от 20.12.2018 N 13, <_>, доверенность от 19.12.2018, <_>, доверенность от 20.12.2018 N 12, <_>, члена экспертной комиссии,
представителей ИП <_>.: <_>, доверенность от 10.12.2018, <_>, доверенность от 10.12.2018,
рассмотрев жалобу ООО "Азия Фильмс" (далее- Заявитель, Общество) (вх. от 05.12.2018 N 7630), дополнение к жалобе (вх. от 14.12.2018 N 7871) на действия Министерства культуры Республики Бурятия (далее - Министерство, Организатор Конкурса) при проведении конкурсного отбора на предоставление субсидии из республиканского бюджета на возмещение затрат на производство национальных фильмов Республики Бурятия (далее - Конкурс) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
у с т а н о в и л а:
Заявитель указывает на нарушения порядка проведения Конкурса, в частности:
- в нарушение Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета на производство национальных фильмов Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 20.06.2017 N 295 (ред. от 15.08.2018) (далее - Порядок N 295) на сайте Министерства отсутствует размещенный приказ о начале приема заявок от организаций кинематографии на участие в конкурсном отборе; положение об экспертной комиссии; порядок ее работы и персональный состав экспертной комиссии. Кроме того, решение о предоставлении субсидии размещено 04.12.2008 с нарушением установленного Порядком N 295 срока, а также все протоколы, приказы и прочая документация по данному конкурсу;
- в нарушение пункта 2.4 Порядка N 295 восемь человек из экспертной комиссии, рассматривающие поступившие заявки являются сотрудниками Министерства и не являются известными деятелями культуры и искусства Республики Бурятия, научных и образовательных организаций в Республике Бурятия;
- Заявитель полагает, что имеется конфликт интересов, так как <_>, являющаяся генеральным директором ООО "Истоки", один из победителей Конкурса, на момент подачи заявок на участие в Конкурсе являлась сотрудником подведомственного Министерству учреждения - Республиканского центра народного творчества и находилась в кабинете Министерства, где велся прием заявок, что заведомо ставит ее в положение не равное с другими участниками Конкурса. Кроме того, ООО "Истоки" согласно удостоверению национального фильма не является единственным производителем победившего кинофильма, соответственно фактически субсидирование повлечет возмещение расходов не ООО "Истоки", а расходов другого производителя, осуществляющего деятельность не на территории республики.
- оценочные листы (приложение N 6 к Порядку) содержат в себе противоречивую информацию, касающуюся бальных оценок, в частности:
п. 1 оценочного листа предусмотрено только две оценки 0 или 5, возможность других оценок (1, 2, 3 или 4) не предусмотрена;
пп. 3 и 5 листа предоставляет возможность произвольной, неконтролируемой и субъективной оценки;
п.2 листа - до трех лет 0 баллов, менее трех лет 1 балл, что является взаимоисключающим;
п. 7 листа - 1 балл предусмотрен за привлечение не менее 5 млн. рублей, то есть 5 и более, а 3 балла предусмотрено за привлечение средств от 5 до 7 млн. рублей, что также является взаимоисключающим;
п.п. 2, 4 и 6 листа не предусматривают четных оценок "2" и "4" и с учетом содержания оценочных листов членов экспертной комиссии может свидетельствовать о допущенных нарушениях установленного порядка;
- у Заявителя возникают сомнения по оценке представленных заявок участников Конкурса, а также считает, что необоснованно занижены баллы оценки его заявки.
Общество считает, что нарушены нормы Порядка N 295, а также требования, установленные статьей 17 Закона о защите конкуренции, и просит провести проверку на предмет соблюдения Министерством действующего законодательства.
Организатор конкурса не согласен с доводами Заявителя, представил письменные пояснения.
Конкурс, проведен в соответствии с требованиями Закона Республики Бурятия от 03.07.2007 N 2321-Ш "О государственной поддержке кинематографии в Республике Бурятия" и Порядком N 295.
21.09.2018 года издан приказ Министерства о начале приема заявок от организаций кинематографии N003-377. Объявление о начале приема заявок
опубликовано на официальном сайте Минкультуры РБ в день издания приказа. Кроме того, информация об объявлении конкурса адресно доведена до организаций кинематографии, включая ООО "Азия Фильмс" посредством электронной почты. Прием заявок осуществлялся до 17.10.2018, что указано в тексте опубликованного объявления о проведении Конкурса. Таким образом, каких либо сложностей при определении сроков проверки, поданных заявок (15 рабочих дней) не имеется. С учетом выходного дня 05.11.2018, срок оформления протокола 08.11.2018 и размещается не позднее 09.11.2018, что и было обеспечено Министерством, а также протокол заседания экспертной комиссии от 23.11.2018 и приказ Министерства от 30.11.2018 N003-487. При этом, Порядок N 295 не содержит требования об опубликовании указанного протокола заседания экспертной комиссии.
В соответствии с п. 2.4 указанного порядка, положение об экспертной комиссии, порядок ее работы и персональный состав экспертной комиссии утверждаются приказом Министерства. Данные акты приняты Министерством и представлены Комиссии Бурятского УФАС России. При этом обязанности опубликования указанного приказа законодательством не предусмотрено. Отсутствие указанного требования в нормативном правовом акте обусловлено, в том числе необходимостью защиты членов экспертной комиссии от оказания давления со стороны участников конкурса, заинтересованных в получении бюджетной субсидии. В состав экспертной комиссии, принявших участие в рассмотрении заявок на участие в Конкурсе, вошли представители органа государственной власти Республики Бурятия - сотрудники Министерства, представитель общественной организации в сфере культуры, представитель образовательно-научной организации, представитель культурной организации, заслуженный деятель искусств Республики Бурятия.
При изучении оценочных листов членов экспертной комиссии, Министерством установлено, что при оценке заявки ИП <_> (фильм "Головар") экспертами <_>, <_>, <_> некорректно заполнен п. 7 оценочного листа "7. Наличие привлеченных финансовых средств и других источников или вложения собственных средств". Объем привлеченных средств до 5 млн. руб. соответствует 1 баллу. При этом на результаты конкурса указанное не повлияло, так как в случае корректного заполнения формы по строке 7, средний бал заявки <_> (фильм "Головар") изменится с 17,2 до 16,6 баллов. Позиция фильма "Головар" в рейтинге заявок не меняется и остается на последнем месте в рейтинге заявок. Иных неточностей в оценочных листах, не имеется.
Министерство отмечает, что обязанности для ознакомления, отдельных участников конкурса с внутренней документацией Министерства, в отношении которых не установлено требований об опубликовании, не имеется, и относится к полномочиям министерства, как уполномоченного государственного органа исполнительной власти. Кроме указанного, ознакомление с документацией, представленной иными участниками конкурса без их согласия, включающую, в том числе и персональные данные лиц, задействованных в производстве фильмов - актеров, режиссеров, операторов и многих других будет являться прямым нарушением законодательства, регулирующего отношения, связанные с обработкой персональных данных.
ООО "Истоки" участвовало в конкурсе на общих основаниях, представив весь предусмотренный законодательством перечень документов. Трудовых отношений у Министерства с <_> не имелось и не имеется. ГАУК РБ "Республиканский центр народного творчества", являясь автономным учреждением, самостоятельно осуществляет кадровую политику в учреждении. Законных оснований у Организатора конкурса для недопуска к участию в Конкурсе или для отказа в рассмотрении заявки ООО "Истоки" не имелось.
Просят признать жалобу ООО "Азия Фильмс" необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных документов, пояснений сторон, Комиссия Бурятского УФАС России установила:
На основании пункта 2.1 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета на производство национальных фильмов Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 20.06.2017 N 295 Министерством издан приказ от 21.09.2018 N 003-377 "О начале приема заявок от организаций кинематографии на участие в конкурсном отборе на получение субсидии из республиканского бюджета на производство национальных фильмов Республики Бурятия".
Объявление о приеме заявок размещено 21.09.2018 на официальном сайте Министерства. Прием заявок осуществлялся с 28.09.2018 - 17.10.2018.
На участие в Конкурсе подано 5 заявок: ООО Студия "БурятКино", ООО "Истоки", ООО "Азия Фильмс" (2 фильма), ИП <_>. По итогам рассмотрения заявок Министерству рекомендовано предоставить субсидию на производство национальных фильмов: ООО Студия "БурятКино" - фильм "Шарнохой - желтый пес" и ООО "Истоки" - фильм "На берегу мечты".
Согласно пункту 2.1 Порядка N 295 Министерство издает приказ о начале приема заявок от организаций кинематографии на участие в конкурсном отборе на получение Субсидии (далее - Заявка) и обеспечивает публикацию объявления о начале приема Заявок от организаций кинематографии на официальном сайте Министерства www.minkultrb.ru в срок не менее чем за 7 календарных дней до начала приема заявок. Прием заявок осуществляется в течение 20 календарных дней со дня начала приема Заявок.
В рассматриваемом случае нарушения в действиях Организатора конкурса в указанной части отсутствуют, объявление размещено на сайте в регламентированные сроки - 21.09.2018, кроме того, 24.09.2018 Министерство по электронной почте направило потенциальным участникам Конкурса, в том числе ООО "Азия Фильмс" (генеральному директору <_>) сообщение об объявлении Конкурса и о начале приема заявок (с 28.09.2018 по 17.10.2018) со ссылкой на объявление и с приложением документов, касающихся данного Конкурса. Общество воспользовалось своим правом и подало заявку на участие в Конкурсе. Кроме того, обязанность размещения приказа о начале приема заявок от организаций кинематографии на участие в конкурсном отборе на получение Субсидии не предусмотрена данным Порядком. Следовательно, Министерство объявило неограниченному кругу участников конкурсного отбора о проведении Конкурса, тем самым не ограничивало количество участников Конкурса.
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка N 295 положение об экспертной комиссии, порядок ее работы и персональный состав экспертной комиссии утверждаются приказом Министерства.
Приказом Министерства от 20.06.2017 N 003-261 утверждено Положение об экспертной комиссии при Министерстве по рассмотрению заявок организаций кинематографии на получение субсидий из республиканского бюджета на производство национальных фильмов Республики Бурятия и его состав. Обязанность размещения указанного приказа нормативно не закреплена, следовательно, такая обязанность отсутствует. Довод не нашел своего подтверждения.
В состав экспертной комиссии входят представители органов государственной власти Республики Бурятия, культурных, научных и образовательных организаций в Республике Бурятия, известные деятели культуры и искусства (п. 2.4 Порядка N 295).
Довод Заявителя о ненадлежащем составе экспертной комиссии, рассматривающих заявки, признан несостоятельным, так как Организатор конкурса подтвердил, что в состав экспертной комиссии по рассмотрению заявок на участие в Конкурсе вошли представители органов государственной власти Республики Бурятия - сотрудники Министерства культуры РБ - 7 человек, представитель общественной организации в сфере культуры - 1 человек, представитель образовательно-научной организации - 1 человек, представитель культурной организации - 1 человек. Кроме того, отдельные сотрудники Министерства, вошедшие в экспертную комиссию, имеют образование в сфере культуры по специальностям "Социолог исследователь социокультурных процессов", "Искусствоведение", "Музыковедение", является автором научных публикаций, научно-методических пособий.
Согласно пункту 2.3 Порядка 295 в срок не более 15 рабочих дней после окончания приема заявок на участие в конкурсном отборе Министерство проверяет поданные заявки на соответствие требованиям, установленным настоящим Порядком, и принимает решение, которое содержит список организаций, чьи заявки подлежат дальнейшему рассмотрению. Данное решение оформляется протоколом, который подписывается министром культуры Республики Бурятия или его заместителем и размещается на сайте Министерства не позднее следующего дня после принятия решения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2.6 Порядка 295 предусмотрено, что решение о предоставлении Субсидии оформляется приказом Министерства на основании протокола заседания экспертной комиссии, который подписывается министром культуры Республики Бурятия в течение 5 рабочих дней после заседания экспертной комиссии. Данное решение с указанием размера Субсидии в течение 5 рабочих дней после подписания протокола размещается на официальном сайте Министерства и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Министерством на официальном сайте размещены следующие документы: протокол проверки заявок организации кинематографии на участие в конкурсной отборе на предоставление субсидии из республиканского бюджета на производство национальных фильмов Республики Бурятия от 09.11.2018 N 58; протокол заседания экспертной комиссии при Министерстве культуры Республики Бурятия по рассмотрению заявок организаций кинематографии на получение субсидии из республиканского бюджета на производство национальных фильмов Республики Бурятия от 23.11.2018 N 60; приказ Министерства культуры Республики Бурятия "О предоставлении субсидии из республиканского бюджета на производство национальных фильмов Республики Бурятия от 30.11.2018 N 003-487.
Из пояснений представителей Министерства следует, что данные документы размещены на сайте в установленные сроки (в антимонопольный орган представлены распечатки с сайта, опубликованных протоколов и приказа), кроме того, Порядок N 295 не содержит требования о размещении протокола заседания экспертной комиссии. Вместе с тем, Заявителем не представлены доказательства, опровергающие доводы Министерства.
Следовательно, данный довод признается необоснованным.
Довод Заявителя об имеющемся конфликте интересов также признается несостоятельным, так как <_>, генеральный директор ООО "Истоки", не является сотрудником Организатора конкурса.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
В пункте 1.6 Порядка N 295 установлено, что право на участие в конкурсном отборе имеют организации кинематографии, осуществляющие деятельность в сфере кинопроизводства и отвечающие, в том числе следующему требованию: зарегистрированные в форме юридического лица и не являющиеся государственными (муниципальными) учреждениями и осуществляющие деятельность на территории Республики Бурятия.
Согласно представленным документам (свидетельство о государственной регистрации юридического лица; свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения; листу записи ЕГРЮЛ) ООО "Истоки" зарегистрировано на территории Бурятии, следовательно, имела правовые основания для подачи заявки и участия в Конкурсе. Довод признается необоснованным.
Довод Общества о некорректности присвоения баллов, которые носят противоречивую информацию, изложенные в оценочном листе, признается несостоятельным.
Оценочный лист, содержащий критерии оценки и баллы, является приложением N 6 к Порядку N 295. Данный порядок утвержден постановлением Правительства Республики Бурятия и не обжаловался Заявителем либо иным лицом и не признан незаконным, следовательно, экспертная комиссия обязана руководствоваться при проведении указанного Конкурса данным Оценочным листом.
Вместе с тем, при рассмотрении заявок организаций кинематографии на получение субсидии экспертной комиссией допущены нарушения пункта 2.4 Порядка N 295.
Согласно пункту 2.4 Порядка N 295 дальнейшее рассмотрение Заявок организаций кинематографии осуществляется на заседании экспертной комиссии. Оценка заявок осуществляется посредством заполнения оценочных листов членами экспертной комиссии по критериям с использованием балльной системы оценок в соответствии с приложением N 6 настоящего Порядка.
Установлено, что при оценке заявки ООО "Азия Фильмс", фильм "По совести" экспертами <_> и <_> неправомерно оценен критерий 5 "Наличие фильмов, ранее созданных организацией кинематографии, включая участие в российских и международных кинофестивалях, в рынках проектов, и выхода в кинотеатральный прокат (количество зрителей, кассовые сборы)", присвоен балл равный 0 (ноль), а также по фильму "Улан-Удэ, я люблю тебя" экспертом <_> присвоен балл равный 0 (ноль).
Кроме того, по критерию 7 "Наличие привлеченных финансовых средств и других источников или вложения собственных средств" экспертом <_> неправомерно присвоен балл равный 3 (три).
В соответствии с Оценочным листом (приложение N 6 к Порядку N 295) критерий N 5 "Наличие фильмов, ранее созданных организацией кинематографии, включая участие в российских и международных кинофестивалях, в рынках проектов, и выхода в кинотеатральный прокат (количество зрителей, кассовые сборы)" число баллов определяется комиссией по результатам оцени заявок на участие в конкурсной отборе на предоставление субсидии: от 0 до 5 баллов.
В заявках ООО "Азия Фильмс" (фильмы "Улан-Удэ, я люблю тебя", "По совести") представлены ранее созданные фильмы, в том числе:
- "Байкальские каникулы": "Человек и природа" - приз за лучший фильм; XX Всероссийский фестиваль визуальных искусств" - Гран-при за лучший сценарий и лучшую мужскую роль", III Международный кинофестиваль "Ноль плюс" - приз за лучший детский фильм; "Киномай" -приз за лучший режиссерский дебют; Фестиваль детских фильмов "Радуга" - приз за лучший игровой фильм диплом жюри, статуэтка;
- "Байкальские каникулы 2": XXI Всероссийский фестиваль визуальных искусств- диплом за лучший детский ансамбль; Открытый фестиваль кино стран СНГ, Литвы и Эстонии "КИНОШОК" - диплом за лучший сценарий детского фильма; Нижегородский благотворительный кинофестиваль "Детский КиноМай"- приз зрительских симпатий;
- сериал "Зачетная весна" успешно транслировался на телеканалах Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края. Участник кинофестиваля "КИНОШОК";
- "По совести": I Всероссийский фестиваль фильмов для детей и юношества "ГЕРОЙ" (приз за лучший сценарий, приз лучшему композитору; Открытый фестиваль кино стран СНГ, Литвы и Эстонии "КИНОШОК" - приз за лучший фильм.
Следовательно, по указанному критерию присвоение заявке ООО "Азия Фильмс" балла "0" противоречит утвержденному Порядку N 295, в частности порядку оценки заявок. Данный критерий не носит субъективный характер и должен быть оценен исходя из представленных документов в составе заявок.
Критерий 7 "Наличие привлеченных финансовых средств и других источников или вложения собственных средств" - отсутствие привлеченных финансовых средств и других источников или вложения собственных средств -0 баллов; не менее 5 млн. руб. - 1 балл; от 5 до 7 млн. руб - 3 балла; более 7 млн. руб - 5 баллов.
Общая сметная стоимость фильма "По совести" составила 30 850 960, 0 руб. Следовательно, балл по данному критерию должен быть равен 5.
При оценке заявки ИП <_> (фильм "Головар") экспертами <_>, <_>, <_> неправомерно присвоен балл "3" по критерию 7 "Наличие привлеченных финансовых средств и других источников или вложения собственных средств". Объем привлеченных средств до 5 млн. руб. соответствует 1 балл.
Таким образом, экспертная комиссия Министерства допустила нарушение при оценке заявок ООО "Азия Фильмс", ИП <_>, тем самым нарушила пункт 2.4 Порядка N 295.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Бурятского УФАС России
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Азия Фильмс" обоснованной в части.
2. Признать экспертную комиссию Министерства культуры Республики Бурятия нарушившей пункт 2.4 Порядка N 295.
3. Выдать экспертной комиссии Министерства культуры Республики Бурятия предписание об устранении допущенного нарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Предписание N 04-32/55-2018
об устранении нарушения
"21" декабря 2018 года город Улан-Удэ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия Бурятского УФАС) в составе:
<_>,
на основании решения от 21.12.2018 N 04-32/55-2018 по результатам рассмотрения жалобы ООО "Азия Фильмс" (вх. от 05.12.2018 N 7630), дополнения к жалобе (вх. от 14.12.2018 N 7871) на действия Министерства культуры Республики Бурятия (далее - Министерство, Организатор конкурса) при проведении конкурсного отбора на предоставление субсидии из республиканского бюджета на возмещение затрат на производство национальных фильмов Республики Бурятия (далее - Конкурс) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
п р е д п и с ы в а е т:
Экспертной комиссии Министерства в срок не позднее 28.12.2018 устранить допущенное нарушение требований пункта 2.4 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета на производство национальных фильмов Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 20.06.2017 N 295 (ред. от 15.08.2018) путем:
- отмены протокола заседания экспертной комиссии при Министерстве культуры Республики Бурятия по рассмотрению заявок организаций кинематографии на получение субсидии из республиканского бюджета на производство национальных фильмов Республики Бурятия от 23.11.2018 N 60;
- проведения повторной процедуры заседания экспертной комиссии по рассмотрению заявок организаций кинематографии на получение субсидии из республиканского бюджета на производство национальных фильмов Республики Бурятия.
2. Экспертной комиссии Министерства в срок не позднее 29.12.2018 уведомить Бурятское УФАС России об исполнении настоящего предписания с предоставлением документального подтверждения исполнения предписания.
Неисполнение в установленный срок предписания влечёт за собой последствия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 21 декабря 2018 г. N 04-32/55-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.12.2018