Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
"..." - заместителя руководителя;
членов Комиссии:
"..." - старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля торгов;
"..." - специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля торгов,
в присутствии представителей:
АО "ФПК": "..." по доверенности от 17.10.2018 N 477-Д;
ООО "ЭИС": генерального директора ООО "ЭИС""...";
рассмотрев обращение о проведении проверки факта уклонения
ООО "ЭИС" от заключения договора с АО "ФПК" (далее - Заказчик) по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту демпферов торговой марки "Sachs" производства ZF Friedrichshafen AG для нужд АО "ФПК" (реестровый N 31806725124) (далее - Конкурс), поданное в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Обращение),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России 05.10.2018 поступило обращение АО "ФПК" (далее - Заказчик) (вх. N 50374/18) о проведении проверки факта уклонения ООО "ЭИС"
от заключения договора.
17.07.2018 в ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса с начальной (максимальной) ценой договора в размере 131 466 003,77 руб. с учетом НДС (цена договора без учета НДС составляет 111 411 867,60 руб.).
Согласно извещению о проведении Конкурса дата окончания подачи заявок - 07.08.2018, дата рассмотрения заявок - 13.08.2018, дата подведения итогов - 14.08.2018.
По результатам проведения конкурса на основании протокола заседания Комиссии по осуществлению закупок АО "ФПК" N 139 от 14.08.2018 (далее - Протокол) победителем закупочной процедуры был признан единственный участник ООО "ЭИС", заявка которого в своем составе содержала ценовое предложение в размере 111 411 867,60 руб. без учета НДС.
Согласно пункту 9.3.2 Конкурсной документации Заказчик направляет участнику конкурса, с которым заключается договор проект договора в течение 5 (Пяти) рабочих дней с даты опубликования итогов конкурса на сайтах.
Установлено, что Протокол размещен в системе ЕИС 17.08.2018.
Следовательно, Заказчик должен направить в адрес победителя закупочной процедуры проект договора не позднее 24.08.2018.
Согласно реестру приема-передачи документов проект договора был передан
ООО "ЭИС" 24.08.2018. Получение проекта договора подтверждается штампом
ООО "ЭИС".
В соответствии с пунктом 9.3.3 Конкурсной документации участник конкурса, с которым заключается договор, должен представить обеспечение исполнения договора (если требование об обеспечении исполнения договора установлено в конкурсной документации), иные документы, если документацией предусмотрено их представление на этапе заключения договора и подписанный со своей стороны договор не позднее 5 (пяти) рабочих дней с даты получения проекта договора от заказчика. Участник конкурса, с которым заключается договор, должен при заключении договора по требованию заказчика представить документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего договор.
При таких обстоятельствах, ООО "ЭИС" должно было представить обеспечение исполнения договора, а также подписанный договор в адрес Заказчика не позднее 31.08.2018.
29.08.2018 ООО "ЭИС" направило в адрес Заказчика письмо N 114-08/2018 о невозможности заключения договора по указанному в составе заявки ценовому предложению в связи с резким ростом курса евро.
В силу пункта 9.3.7 Конкурсной документации участник конкурса, с которым заключается договор, обязан заключить договор на условиях конкурсной документации, конкурсной заявки и своего технического предложения. Стоимость договора определяется на основании стоимости технического предложения такого участника без учета НДС, с учетом применяемой им системы налогообложения.
Комиссия отмечает, что, подав заявку на участие в закупочной процедуре
ООО "ЭИС" возложило на себя обязанность в случае признания ООО "ЭИС" победителем подписать договор на условиях поданной заявки и на условиях, объявленных в Конкурсной документации.
Из вышеизложенного следует, что ООО "ЭИС" возложило на себя обязанность по заключению договора именно на сумму в размере 111 411 867,60 руб. (без учета НДС).
Комиссия отмечает, что гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из действий граждан и юридических лиц (часть 1 статьи 8 ГК РФ).
В этой связи, хозяйствующий субъект, самостоятельно принявший решение участвовать в конкурентной процедуре, по итогам которой будет решен вопрос о заключении договора, принимает на себя все обязанности, связанные с соответствующим участием.
При этом Комиссия учитывает, что все организационно-правовые мероприятия, связанные с участием в торгах, являются сопутствующими предпринимательской деятельности рисками, которые относятся на лицо, изъявившее желание получить доступ к конкурентной процедуре.
Кроме того, реализуя свое право на участие в торгах, ООО "ЭИС", согласившись на условия проведения закупочной процедуры, подало соответствующую заявку, по итогам которой признано победителем.
В такой конкурентной процедуре заключение договора является уже не правом лица, от которого оно может отказаться, а обязанностью, исходя из положений статьи 5 Закона о закупках.
В силу части 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25
"О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Таким образом, в действиях ООО "ЭИС" на этапе заключения договора наличествовало явное отклонение от правил и обычаев, а также, по сути, от требований публичного правопорядка, учитывая статус Заказчика и проведенную процедуру.
Пунктом 2 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211
"О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" предусмотрено, что, в случае уклонения победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор, при уклонении победителя закупки от заключения договора, заказчик направляет сведения о таких лицах в ФАС России в срок не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с вышеуказанным участником закупки или со дня истечения срока подписания договора.
В части 2 статьи 5 Закона о закупках установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
Комиссия пришла к выводу, что ООО "ЭИС" не проявило должной степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательств, что в итоге привело к незаключению договора, а следовательно, к нарушению нормального (обычного) режима функционирования Заказчика.
Комиссия, оценив фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи, учитывая ненаправление подписанного проекта договора на объявленных условиях по результатам проведения закупочной процедуры, а также непредоставление обеспечения исполнения договора приходит к выводу об уклонении ООО "ЭИС"
от заключения договора, что свидетельствует о наличии в действиях последнего признаков недобросовестности и является основанием для включения сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и в соответствии со статьей 5 Закона о закупках, приказом ФАС России от 18.03.2013 N 164/13 Комиссия
ЗАКЛЮЧИЛА:
Рекомендовать включить сведения об ООО "ЭИС" (105082, г. Москва, ул. Большая Почтовая, д. 18, стр. 2; дата регистрации - 04.09.2018; ОГРН 1127746704986;
ИНН 7701969621; КПП 770101001) в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом о закупках.
Примечание: Заключение Московского УФАС России может быть обжаловано в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального Кодекса, в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: "..."
члены Комиссии: "..."
"..."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 декабря 2018 г. N 2-19-15643/77-18 (ключевые темы: заключение договора - реестр недобросовестных поставщиков - конкурсная документация - проект договора - участники закупок)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.12.2018