Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
при участии:
от ООО "АКМ-ВЕСТ" - <...> (по доверенности от 21.11.2018 N 17),
от АО "Скоростные магистрали" - <...> (по доверенности от 22.11.2018 N 52),
от ООО "РТС-тендер" - <...> (по доверенности от 27.03.2018 N 18-57),
рассмотрев жалобу ООО "АКМ-ВЕСТ" (далее - Заявитель) на действия АО "Скоростные магистрали" (далее - Заказчик) и ООО "РТС-тендер" (далее - ЭТП) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по переводу с/на иностранные языки (реестровый N 31806994854) (далее - Закупка) в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика и ЭТП при проведении Закупки.
Заявитель считает, что Заказчик необоснованно отклонил его заявку на участие в Закупке.
Проанализировав заявленный довод, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая случаи, предусмотренные ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Представители Заказчика и ЭТП с доводами жалобы не согласились, представив письменные возражения.
Изучив представленные материалы и сведения, Комиссия признает жалобу обоснованной на следующих основаниях.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее - Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС).
В силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с учетом использования Заказчиком Положения о закупках в редакции от 01.08.2017 к рассматриваемым правоотношениям применяется редакция Закона о закупках, действовавшая до 01.07.2018.
12.10.2018 размещена текущая редакция извещения о проведении Закупки и конкурсная документация на право заключения договора на оказание услуг по переводу с/на иностранные языки (далее - Документация) в ЕИС и на ЭТП.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки конкурсных заявок от 09.11.2018 N 2/ОКЭ-АО "СМ"/2018/2 Заявителю, ООО "ГРУППА ПРОФЛИНГВА" и ООО "Компания ЭГО Транслейтинг" отказано в допуске к участию в Закупке на основании п. 7.8.3.1. Документации в связи с непредставлением документов, предусмотренных п. 8.1.7.2 Документации, а именно заявки, оформленной по форме приложения N1 к Документации
По мнению Заявителя отказ ему в допуске является неправомерным.
Как отмечено выше, Закупка проведена на электронной торговой площадке РТС-тендер (https://www.rts-tender.ru). В соответствии с п. 1.8 Документации заявки в электронной форме подаются в порядке, указанном в п. 8.3.5-8.3.2 Документации, на электронной площадке РТС-тендер (на сайте www.rts-tender.ru).
Согласно п. 8.3.5 Документации электронная часть конкурсной заявки состоит из открытой и закрытой частей.
Открытая часть конкурсной заявки должна состоять из документов, перечисленных в п.п. 8.1.7.2, 8.7 Документации, упакованных в архив или серию архивов (многотомный архив).
На основании п. 8.1.7.2 в Документации должна быть представлена надлежащим образом оформленная в соответствии с формой, являющейся приложением N 1 к Документации, заверенная подписью и печатью (при ее наличии) участника, заявка на участие в конкурсе. При представлении заявки на бумажном носителе предоставляется оригинал. При представлении заявки в электронной форме документ должен быть сканирован с оригинала.
Согласно разделу 8.7 Документации в составе конкурсной заявки участник должен представить техническое предложение, оформленное по форме приложения N З к Документации, заверенное подписью и печатью (при ее наличии) участника, а также документы, предоставляемые в подтверждение соответствия предлагаемых участником товаров, работ, услуг в случае, если предоставление таких документов предусмотрено приложением N 2 к Документации. В техническом предложении участника должны быть изложены характеристики товаров, работ, услуг, соответствующие требованиям технического задания, являющегося приложением N 2 к Документации. В случае проведения закупки в электронной форме техническое предложение предоставляется в электронной форме и должно быть сканировано с оригинала (п. 8.7.1).
Техническое предложение должно включать цену за единицу (если указание цены за единицу предусмотрено конкурсной документацией) и общую цену предложения. Участником должны быть указаны марки, модели, наименования предлагаемых товаров, работ, услуг (п. 8.7.2).
Согласно п. 8.1.1 Документации конкурсная заявка должна содержать всю требуемую в конкурсной документации информацию и документы.
В соответствии с пунктом 7.8.3.1 Документации участник конкурса не допускается к участию в случае непредставления определенных Документацией документов. В соответствии с п. 7.7.1 Документации по окончании срока подачи конкурсных заявок для участия в конкурсе представленные конкурсные заявки вскрываются на ЭТЗП, при этом открытые части заявок становятся доступны для всех пользователей на странице данного конкурса на сайте ЭТЗП, а закрытые части заявок становятся доступны только заказчику.
Согласно информации, представленной оператором электронной площадки РТС-тендер, к установленному в Документации сроку вскрытия поступило 8 заявок от следующих участников:
1. ООО "ГРУППА ПРОФЛИНГВА"
2. ООО "АКМ-ВЕСТ"
З. ООО "Компания ЭГО"
4. ООО "ЭФФЕКТИФФ ГРУПП"
5. ООО "ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕВОДОМ"
6. ООО "ГОСПЕРЕВОД"
7. ООО "ЭЙ ДЖИ ТРАНСЛЕЙТ"
8. ООО "Вивион".
При этом Заказчик и представитель ЭТП ссылаются на то, что Заявитель прикрепил техническое предложение не в соответствующий раздел, в связи с чем оно было недоступно Заказчику, поскольку предоставляется только при составлении итогового протокола, а не при рассмотрении заявок.
Таким образом, в действия Заказчика по отказу в допуске Заявителя к участию в Закупке являются обоснованными, проверка состава заявки Заявителя проведена им на основании представленных ему документов.
При рассмотрении заявок на участие Закупочная комиссия оценивала возможность допуска к участию в Закупке в соответствии с требованиями к участникам и составу документов Заявителя, указанных в Документации.
Кроме того, по результатам Закупки заключен договор от 20.11.2018 N 76/18, размещенный в ЕИС 22.11.2018 в 15:04.
Вместе с тем, Комиссия при вынесении решения должна учитывать конкретные фактические обстоятельства дела на основании материалов, представленных на заседание Комиссии.
Согласно письменным пояснениям представителя ЭТП все документы, необходимые для принятия решения Заказчику о допуске к определению победителя, необходимо прикрепить в раздел "Сведения о товаре" и "иные документы".
Файл с техническим предложением имеется в составе заявки Заявителя. При этом, согласно пояснениям представителя ЭТП, Заявитель жалобы прикрепил файл "Техническое предложение" в составе архивного файла "ООО АКМ-ВЕСТ ОЧКонкурс N 2ОКЭ-АО "СМ"2О18.zip" не в соответствующий раздел, результатом чего послужило отклонение заявки на участие в Закупке.
Представитель ЭТП ссылается на то обстоятельство, что при подаче заявки появляется всплывающее окно со следующей информацией: "Организатором закупки установлено требование предоставлять документы, содержащие сведения о ценовом предложении, отдельно от других документов заявки на участие. В данный раздел необходимо прикрепить только документы, которые содержат в себе сведения о ценовом предложении".
При этом Заявитель указывает на то, что он не был уведомлен о таком порядке размещения файлов, кроме того, в Документации указано на то, что техническое предложение представляется в составе открытой части заявки.
На вопрос Комиссии о том, размещена ли в Регламенте работы электронной площадки "РТС-тендер" информация о том, что документы, которые прикреплены в составе ценового предложения, не будут доступны Заказчику при рассмотрении заявок представитель ЭТП ответил отрицательно. При этом, согласно его пояснениям, порядок, согласно которому Заявитель должен был руководствоваться при подаче заявки размещен в разделе 223-фз/Участникам/поддержка/поиск по слову "ценовое".
Представитель ЭТП указывает, что в данной инструкции указано:
"Особенности для конкурентных закупок
Порядок подачи заявки на участие в конкурентной закупке и форма заявки не поменялись. В форме заявки может отображаться дополнительное поле в зависимости от включения в Личном кабинете Заказчика опции "Отделять документы заявки с ценовым предложением от остальных (только для конкурентных запроса предложений, конкурса, запроса котировок, запроса цен и конкурентных переговоров)".
Если опция включена, то в форме заявки на участие в разделе "Ценовое предложение" поле "Сведения о ценовом предложении" будет обязательным для заполнения. В данное поле необходимо прикреплять только те документы, которые содержат сведения о ценовом предложении".
При этом Комиссия оценивает довод представителя ЭТП о надлежащем порядке уведомления участников о необходимости подачи ценового предложения отдельно от всех документов в составе заявки на участие в Закупке критически на основании следующего.
Все документы и правила, на основании которых заявки участников могут быть отклонены, а их права данным отклонением ущемлены - должны быть прямо указаны в надлежащей на то форме. В случае присоединения к регламенту участники в дальнейшем обязаны руководствоваться правилами, с которыми согласились. При этом в данном случае инструкция не входит в состав регламента, а следовательно - участник может не знать, что он должен руководствоваться правилами, которые без дополнительного поиска найти нельзя.
При этом способ получения информации, на который ссылается представитель ЭТП, когда участник должен самостоятельно найти в дополнительных вкладках на сайте лично, Комиссией расценивается как ненадлежащий порядок уведомления.
Комиссия также принимает во внимание, что в данном случае 3 из 8 (включая Заявителя) заявок на участие в Закупке были отклонены по аналогичным основаниям, а всего было допущено 2 заявки из 8.
Для целей исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке, а также недопустимости злоупотребления правом следует максимально четко и конкретно сформулировать свои требования относительно способа подачи заявки и документов, размещение которых запрещено в соответствующем разделе.
При этом ссылки представителя ЭТП на практику рассмотрения жалоб в ФАС России по делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не применимы при рассмотрении текущей жалобы в рамках законодательства о закупках товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц.
В этой связи в соответствии с ч. 20 ст. 18.1 и п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия ООО "РТС-тендер" (ИНН:7710357167,ОГРН:1027739521666) при проведении Закупки обоснованной.
Признать в действиях ООО "РТС-тендер" нарушения требований информационной открытости закупок.
Выдать ООО "РТС-тендер" предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального Кодекса, в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 1-00-2109/77-18 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
29.11.2018 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
руководствуясь п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Комиссии от 29.11.2018 по делу N 1 00-2109/77-18,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ООО "РТС-тендер" (далее - Заказчик) дополнить регламент работы электронной площадки с учетом решения Комиссии по делу от 29.11.2018 по делу N 1-00-2109/77-18, а именно:
1. Внести изменения, касающиеся надлежащего уведомления участников закупок о том, что файлы, прикрепленные в составе ценового предложения не будут доступны заказчикам до момента составления итогового протокола, что может повлечь их отклонение от участия в закупках.
2. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 24.01.2019.
3. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 31.01.2019 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 ноября 2018 г. N 1-00-2109/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.12.2018