Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия Управления) в составе:
<...>
в присутствии представителей:
от ФГУП "НПЦАП": <...>
от ООО "ИНКО ГК": <...>
рассмотрев обращение о проведении проверки факта уклонения ООО "ИНКО ГК" (далее также - Общество) от заключения договора с ФГУП "НПЦАП" (далее также - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по очистке вентиляции в корпусе N 3 (реестровый N 31806430153) (далее - Закупка), поданное в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Обращение),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение ФГУП "НПЦАП" о проведении проверки факта уклонения ООО "ИНКО ГК" от заключения договора на выполнение работ п по очистке вентиляции в корпусе N 3.
На заседании Комиссии Управления Заказчик доводы и требования Обращения поддержал.
Изучив представленные документы, Комиссия установил следующее.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Организатором торгов размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках). Указанное Положение о закупках в редакции, действующей на дату размещения извещения о проведении Закупки, размещено в ЕИС - 16.03.2017.
Согласно представленным материалам и информации Заказчиком на Официальном сайте 27.04.2018 размещена Закупочная документация. Датой окончания подачи заявок определено - 08.05.2018, датой рассмотрения заявок и подведения итогов Закупки - 11.05.2018. Начальная (максимальная) цена договора 4 899 336,03 руб.
В соответствии с протоколом о результатах закупки от 11.05.2018 N 937 Общество признано победителем с ценой заявки 1 350 052,10 руб. с учетом НДС 18%.
Согласно пункту 12.9.6 Положения о закупках протокол должен быть официально размещен в срок не позднее 3 (трех) дней со дня подписания такого протокола.
11.05.2018 указанный протокол был размещен Заказчиком в ЕИС.
В соответствии с пунктом 33 Информационной карты Закупочной документации договор по результатам Закупки должен быть заключен не позднее 20 (двадцати) рабочих дней после официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки.
Таким образом, крайний срок заключения договора по результатам Закупки - 08.06.2018.
15.05.2018 Заказчиком размещен проект договора посредством функционала электронной торговой площадки "ОТС".
05.06.2018 письмом Московского УФАС России наложены ограничения на размещение Закупки в части заключения договора в связи с подачей ООО "Инко ГК" жалобы на действия Заказчика (дело N 1-00-1070/77-18).
08.06.2018 комиссией Московского УФАС России было принято решение об оставлении жалобы Общества без рассмотрения ввиду пропуска срока на обжалование положений Закупочной документации.
25.06.2018 письмом Московского УФАС России N ИГ/29935/18 были сняты ограничения, наложенные на размещение Закупки.
Следовательно, с учетом обжалования действий ФГУП "НПЦАП", договор должен быть подписан не позднее 28.06.2018.
29.06.2018 решением Заказчика ООО "Инко ГК" было признано уклонившимся от заключения договора.
На заседании Комиссии представитель Общества пояснил, что Техническое задание Закупочной документации не соответствует действующему законодательству Российской Федерации о техническом регулировании, документам, разрабатываемым и применяемым в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации (СП, СНиП, ГОСТ, технические правила). Таким образом, по мнению Общества, в связи с тем, что Техническое задание является неотъемлемой частью Закупочной документации, договор не может быть заключен ввиду его несоответствия действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 16 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2018, изменение договора, заключенного по правилам Закона о закупках, которое повлияет на его условия по сравнению с условиями документации, имевшими существенное значение для формирования заявок, определения победителя, определения цены договора, не допускается.
Вместе с тем гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из действий граждан и юридических лиц (часть 1 статьи 8 ГК РФ).
В этой связи, хозяйствующий субъект, самостоятельно принявший решение участвовать в конкурентной процедуре, по итогам которой будет решен вопрос о заключении договора, принимает на себя все обязанности, связанные с соответствующим участием.
При этом Комиссия учитывает, что все организационно-правовые мероприятия, связанные с участием в Закупке, являются сопутствующими предпринимательской деятельности рисками, которые относятся на лицо, изъявившее желание получить доступ к конкурентной процедуре.
Кроме того, реализуя свое право на участие в Закупке, ООО "Инко ГК", согласилось на условия проведения процедуры, подало соответствующую заявку, по итогам Закупки признано победителем.
Оспаривание же условий Закупочной документации на этапе заключения договора свидетельствует о нежелании добросовестно выполнить все действия, которые Общество обязалось выполнить в связи согласием с Закупочной документацией. ООО "Инко ГК" было вправе оспорить положения Закупочной документации на этапе подачи заявок, однако Общество данным правом не воспользовалось.
Закупочная документация была размещена Заказчиком на Официальном сайте, в частности Техническое задание, с положениями которого Обществу необходимо было надлежащим образом ознакомиться. Соответственно, условия Закупки были понятны и известны Обществу уже на этапе подачи заявок.
Комиссия отмечает, что именно несогласие Общества подписать договор на условиях Закупочной документации является основанием для внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
При таких обстоятельствах заключение договора является обязанностью, исходя из положений статьи 5 Закона о закупках.
В силу части 1 статьи 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров.
Как следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2015 N 305-КГ15-9489, уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, так и в их совершении по неосторожности, когда участник Закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению соответствующих норм и правил, и не обращает внимание на все условия, установленные в Аукционной документации.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Действия ООО "Инко ГК" по уклонению от заключения договора расцениваются Комиссией как недобросовестное поведение со стороны победителя Закупки в связи с неисполнением обязательств, взятых на себя Обществом при подаче соответствующей заявки на участие в закупочной процедуре.
Комиссия Управления пришла в выводу, что ООО "Инко ГК" не проявило должной степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательств, что, в итоге, привело к незаключению договора, а следовательно, к нарушению нормального (обычного) режима функционирования Заказчика.
Подобные действия участника нарушают нормальный ход закупочной деятельности Заказчика, поскольку завершение процедуры каким-либо иным образом, кроме как заключением договора, является неприемлемым, что влечет за собой необходимость обращения Заказчика в административный орган.
Комиссия, оценив фактические обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе, учитывая ненаправление договора Заказчику, приходит к выводу, что факт уклонения ООО "Инко ГК" от заключения договора, а равно наличие в действиях последнего признаков недобросовестности, подтверждены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 5 Закона о закупках, Комиссия
ЗАКЛЮЧИЛА:
В действиях ООО "ИНКО ГК" установлен факт уклонения от заключения договора с ФГУП "НПЦАП".
Рекомендовать включить сведения об ООО "ИНКО ГК" (ИНН: 5018156061; ОГРН: 1135018001755, адрес местонахождения: 141070, Московская область, город Королев, улица Гагарина, дом 7) в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом о закупках.
Примечание: в соответствии с частью 6 статьи 5 Закона о закупках включение сведений (но не заключение территориального органа о наличии оснований для включения в реестр) об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 августа 2018 г. N 2-19-10553/77-18 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - заключение договора - участники закупок - техническое задание - положение о закупке)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.12.2018