Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...>
при участии представителей:
от ООО "ЧОП "Скорпион-Х": <...>
от АО "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева": <...>
рассмотрев жалобу ООО "ЧОП "Скорпион-Х" (далее также - Заявитель, Общество) на действия - ОАО "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева" (далее также - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов спортивного культурно-патриотического центра АО "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева" (реестровый N 31807055313) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, Заказчиком допущены следующие нарушения:
несоблюдение сроков рассмотрения заявок и подведения итогов;
отсутствие в протоколе оценки и сопоставления заявок порядка присвоения баллов по заданным подкритериям;
неверное начисление баллов по подкритерию "Опыт по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" заявкам ООО "ЧОП "Титан" и ООО "ЧОП "Обер".
Представители Заказчика против удовлетворения жалобы возражали, представили испрашиваемые документы по спорной Закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной комиссии или Закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) (в редакции, действующий на дату опубликования Положения о закупках Заказчика), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной или Закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках). Указанное Положение о закупках в редакции, действующей на дату размещения извещения о проведении Конкурса, размещено в ЕИС - 03.12.2018.
23.10.2018 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки с начальной (максимальной) ценой договора 17 236 050,00 руб.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках извещение о закупке должно содержать сведения о порядке, дате начала, дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядке подведения итогов конкурентной закупки (этапов конкурентной закупки).
В соответствии с пунктами 13, 17 извещения о проведении Закупки датой окончания подачи заявок определено 06.11.2018, датой рассмотрения заявок и датой подведения итогов - 14.11.2018.
Вместе с тем протокол рассмотрения, протокол оценки и сопоставления заявок датированы 20.11.2018 и в тот же день размещены на Официальном сайте.
На заседании Комиссии представители Заказчика согласились с нарушением сроков рассмотрения, оценки и сопоставления заявок, поданных на участие в Закупке.
Таким образом, Комиссия признает в действиях Заказчика нарушение пунктов 13,17 извещения о проведении Закупки.
2. Заявителем также обжалуется факт отсутствия в протоколе оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке от 20.11.2018 порядка присвоения баллов по каждому подкритерию, входящих в состав основного критерия.
Из возражений Заказчика следует, что в протоколе оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке указано количество баллов по установленным критериям и содержится информация о рейтинге участников. Более детальное раскрытие информации не предусмотрено ни Закупочной документацией, ни Положением о закупках.
Комиссия оценивает довод Заказчика критически в связи с тем, что в силу пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.
Применительно к составлению протокола рассмотрения, оценки и сопоставления поданных участниками заявок, их оценки и сопоставления соблюдение принципа информационной открытости означает необходимость обязательного доведения до сведения участников закупки всей информации, касающейся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие в названной закупке, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников.
Кроме того, такая информация должна детально раскрывать причины отклонения поданной заявки с указанием на то, каким именно положениям закупочной документации и в какой собственной части эта заявка не соответствует, либо причины начисления того или иного количества баллов поданным заявкам (если оценка и сопоставление таких заявок осуществляются на основании присвоения баллов), а также причины признания той или иной заявки победителем закупочной процедуры с тем, чтобы исключить возможность заказчика (организатора закупки) в последующем субъективно трактовать причины такого отклонения. Участникам же закупки должна быть предоставлена возможность, в случае несогласия с соответствующим решением заказчика (организатора закупки), оспорить его в установленном законом порядке, в связи с чем неопубликование указанной информации непосредственно затрагивает права и законные интересы участников закупочных процедур.
Такой правовой подход наиболее полно отвечает целям обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
Учитывая отсутствие в протоколе четкого и недвусмысленного обоснования принятого решения о присвоении заявкам значений, Комиссия приходит к выводу о признании жалобы в указанной части обоснованной и о наличии в действиях Заказчика нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Заявитель указывает на то, что Заказчиком неверно начислены баллы по подкритерию "Опыт по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" заявкам ООО "ЧОП "Титан" и ООО "ЧОП "Обер" ввиду отсутствия у названных обществ такого опыта.
Согласно пунктам 13,14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В пункте 26 Информационной карты Закупочной документации указано, что порядок оценки и сопоставления заявок приведен в приложении N 2 к Информационной карте (далее - Порядок оценки).
В соответствии с Порядком оценки по подкритерию "Опыт по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" оценивается предложение участника об объемах (оценивается суммарный объем оказанных услуг сопоставимого характера, исчисляемый в рублях), исполненных участником запроса предложений за 2017 год без нарушений сроков и иных нарушений условий договора по вине участника запроса предложений.
Услугами сопоставимого характера и объема считаются договоры по охране объектов с массовым пребыванием людей (детей) первой категории (Постановление Правительства РФ от 25 марта 2015 г. N272) за 2017 год без нарушений сроков и иных нарушений условий договора по вине участника запроса предложений.
Сведения о наличии опыта участника запроса предложений предоставляются по форме "Предложение о квалификации участника закупки, наличии у него финансовых ресурсов, оборудования и материальных ресурсов, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с объектом закупки, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (Форма N 5 заявки на участие) и должны подтверждаться копиями договоров (с подписанными актами оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральными законами N 44-ФЗ, гражданско-правовых договоров (с подписанными актами оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ, содержащих сведения о стоимости оказанных услуг.
Количество баллов, присуждаемых присуждаемое i-й заявке на участие в запросе предложений по подкритерию (НЦБ1i), определяется в соответствии с таблицей показателей:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 декабря 2018 г. N 1-00-2240/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.12.2018