Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) по рассмотрению жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России А.Р.Б., начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов Ю.В.Ш., специалиста 1 разряда отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов М.Д.К. (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу Акционерного общества "Центр аварийно-спасательных и экологических операций" (далее - Заявитель, АО "ЦАСЭО") на действия филиала "Самарский" публичного акционерного общества "Т Плюс" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на право оказания услуг по обслуживанию опасных производственных объектов, осуществляющих хранение нефтепродуктов для нужд филиала "Самарский" ПАО "Т Плюс" (извещение N 31806976036, http://zakupki.gov.ru) (далее - Запрос предложений),
в присутствии представителей от АО "ЦАСЭО" - А.Э.Н. (доверенность) (до и после перерыва); от филиала "Самарский" ПАО "Т Плюс" - Н.Ю.С. (доверенность), Е.М.А. (без доверенности) (до и после перерыва), Ч.С.В. (без доверенности) (после перерыва); от ООО "Спасатель" - Г.И.Н. (доверенность) (до перерыва),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
03.12.2018 г. в Самарское УФАС России посредством почтовой связи поступила жалоба АО "ЦАСЭО" на действия филиала "Самарский" ПАО "Т Плюс" при проведении Запроса предложений.
Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно доводам жалобы, Закупочной комиссией неправомерно отклонена заявка АО "ЦАСЭО" на участие в Запросе предложений.
Заявитель считает, что Заказчик нарушил требования пунктов 1, 3 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Филиал "Самарский" ПАО "Т Плюс" просил отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Запроса предложений. Представил документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России N 12243/7 от 06.12.2018 г.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее:
28.09.2018 г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение N 31806976036 о проведении Запроса предложений. Действующая редакция вышеуказанного извещения размещена в ЕИС 28.09.2018 г. Актуальная закупочная документация размещена 28.09.2018 г. (далее - Документация о закупке).
Согласно данному извещению заявки подавались до 11.10.2018 г. 09:00 по местному времени Заказчика. Дата рассмотрения заявок: 02.12.2018 г. Дата и время подведения итогов: 02.12.2018 г. 15:00. Место подведения итогов: г. Самара, Маяковского, 15, Управление организации закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что действующая на момент размещения актуального извещения редакция Положения о закупке ПАО "Т Плюс", утвержденная Решением Совета директоров ПАО "Т Плюс" (Протокол от 16.07.2018 г. N 57) (N 1120010522), размещена в ЕИС 22.08.2018 г.
Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.
16.10.2018 г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол заседания Закупочной комиссии филиала "Самарский" ПАО "Т Плюс" по вскрытию поступивших предложений N 1.1-У от 11.10.2018 г. (N 31806976036-01), согласно которому на участие в Запросе предложений было подано 3 (три) заявки от следующих участников: ООО "Спасатель" (участник N 1), АО "ЦАСЭО" (участник N 2), ООО "Промтехснаб" (участник N 3). Закупочной комиссией принято решение утвердить протокол заседания по вскрытию поступивших на Запрос предложений электронных конвертов.
22.11.2018 г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол заседания Закупочной комиссии филиала "Самарский" ПАО "Т Плюс" N 1.4-У от 16.11.2018 г. (N 31806976036-02), согласно которому на основании проведенной экспертизы предложено: 1. признать заявку ООО "Промтехснаб" (участник N 3) соответствующей требованиям Документации о закупке; 2. отклонить от дальнейшего рассмотрения заявку ООО "Спасатель" (участник N 1) (на основании подпункта f) пункта 4.8.2.1 Документации о закупке, а именно по причине несоответствия заявки по своему составу требованиям Документации о закупке - пункт 5.1.16, подпункт k) пункта 4.5.2.1 Документации о закупке); 3. отклонить от дальнейшего рассмотрения заявку АО "ЦАСЭО" (участник N 2) (на основании подпункта f) пункта 4.8.2.1 Документации о закупке, а именно по причине несоответствия заявки по своему составу требованиям Документации о закупке - пункт 5.1.16 Документации о закупке). Закупочной комиссией принято решение: 1. признать заявку ООО "Промтехснаб" (участник N 3) соответствующей требованиям Документации о закупке; 2. отклонить от дальнейшего рассмотрения заявки участников ООО "Спасатель" (участник N 1) и АО "ЦАСЭО" (участник N 2); 3. признать Запрос предложений несостоявшимся, в соответствии с пунктом 1.4.11 Документации о закупке; 4. признать ООО "Промтехснаб" (участник N 3) единственным участником закупки; 5. провести преддоговорные переговоры с ООО "Промтехснаб" (участник N 3) на предмет снижения стоимости предложения; 6. Заказчику заключить договор в строгом соответствии с условиями, зафиксированными в настоящем протоколе; 7. ООО "Промтехснаб" (участник N 3) относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.
По результатам Запроса предложений с победителем заключен Договор N 7600-FA069/02-014/0004-2018 от 04.12.2018 г. (N 56315376946180042820000).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Федеральном законом от 22.08.1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - Закон 151-ФЗ) определены общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации; установлены права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан Российской Федерации, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и членов их семей.
Согласно части 1 статьи 12 Закона 151-ФЗ все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются (часть 2 статьи 12 Закона 151-ФЗ).
Пункт 4.6.4 Положения о закупке гласит, что для видов деятельности, требующих в соответствии с законодательством РФ специальных разрешений (в том числе лицензий), необходимо представление участником закупки подтверждения их наличия у него.
Подпунктом h) пункта 4.5.2.1 Документации о закупке установлено, что участник закупки должен включить в состав заявки документы, подтверждающие его соответствие требованиям закупочной документации, а именно сертификаты соответствия, копии действующих лицензий на виды деятельности, связанные с выполнением договора, вместе с приложениями, описывающими конкретные виды деятельности, на которые Участник закупки обладает лицензией.
Срок действия указанного свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ не установлен Положением о закупке, Документацией о закупке. Также отсутствует требование к наличию в составе заявки данного свидетельства со сроком действия, равным сроку исполнения договора.
Согласно пункту 4.5.1.4 Документации о закупке в Информационной карте (пункт 5.1.16) могут быть установлены дополнительные требования.
Информационная карта Документации о закупке содержит условия и требования по проведению конкретной процедуры закупки, которые дополняют, изменяют и/или уточняют общие требования, изложенные в других разделах закупочной документации.
Пункт 5.1.16 Информационной карты гласит, что документом, необходимым для исполнения договора, является свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ (газоспасательные работы, в том числе работы по локализации (ликвидации) аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на суше и внутренних водах) со сроком действия до 2019 года включительно.
Пунктом 8 Технического задания, являющегося приложением к Документации о закупке, установлены требования к лицензиям, разрешениям, свидетельствам, сертификатам, членству в СРО, а именно: наличие свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ. Требование к сроку его действия отсутствует.
В соответствии с пунктом 4.6.7.3 Положения о закупке Заказчик вправе установить иные квалификационные требования при условиях, что данные требования:
исключают дискриминацию участников закупки;
не допускают ограничение потенциального круга участников закупки;
являются экономически обоснованными;
связаны с предметом закупки.
Самарским УФАС России установлено, что требование Закупочной комиссии предоставления свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ (газоспасательные работы, в том числе работы по локализации (ликвидации) аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на суше и внутренних водах) в составе заявки со сроком действия до 2019 года включительно, не установленное Документацией о закупке, привело к ограничению потенциального круга участников закупки, в связи с чем заявки участников ООО "Спасатель" (участник N 1) и АО "ЦАСЭО" (участник N 2) отстранены от участия.
Заявка АО "ЦАСЭО" на момент окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений содержала свидетельство, срок действия которого (с 28.10.2016 г. до 28.10.2019 г.) являлся актуальным на предполагаемую дату заключения и начала исполнения контракта
Пунктом 11.1.2 Положения о закупке, в качестве Приложения, являющегося неотъемлемой частью к настоящему Положению, утверждено Приложение N 2 - Инструкция по проведению закупочных процедур.
Согласно подпункту е) пункта 5.7.4 Приложения N 2 в рамках отборочной стадии выполняются действия по отклонению заявок участников закупки, которые, по мнению членов закупочной комиссии не соответствуют требованиям, установленным закупочной документацией, в случае несоответствия заявки по своему составу и (или) оформлению требованиям закупочной документации.
Таким образом, Закупочной комиссией нарушены требования пункта 5.7.4 Приложения N 2 Положения о закупке по порядку рассмотрения заявок с последующим допуском участников к участию в открытом запросе предложений на право оказания услуг по обслуживанию опасных производственных объектов, осуществляющих хранение нефтепродуктов для нужд филиала "Самарский" ПАО "Т Плюс" (извещение N 31806976036, http://zakupki.gov.ru).
В указанных действиях Закупочной комиссии усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ).
Подведение итогов закупки произведено не позже срока, установленного Документацией о закупке и извещением о проведении Запроса предложений и не влияет на результат данной закупки, а также не нарушает права и законные интересы участников закупки.
Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (часть 12 статьи 4 Закона о закупках).
Согласно пункту 6.5.2.4 Положения о закупке 6.5.2.4. Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в ЕИС не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Протокол заседания Закупочной комиссии филиала "Самарский" ПАО "Т Плюс" N 1.4-У от 16.11.2018 г. (N 31806976036-02) подписан 21.11.2018 г., размещен 22.11.2018 г. в законодательно установленные сроки, что подтверждается информацией, размещенной в ЕИС. Таким образом, нарушение Заказчиком срока и порядка размещения вышеуказанного протокола отсутствует. Договор N 7600-FA069/02-014/0004-2018 (N 56315376946180042820000) с ООО "Промтехснаб" заключен 04.12.2018 г. На основании изложенного предписание не выдается.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО "ЦАСЭО" частично обоснованной.
Признать в действиях Закупочной комиссии филиала "Самарский" ПАО "Т Плюс" нарушение требований, установленных пунктом 5.7.4 Приложения N 2 Положения о закупке.
Передать материалы жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 20 декабря 2018 г. N 343-14098-18/7
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.12.2018