Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии: <_..>;
Члены Комиссии: <_..>,<_..>;
рассмотрев дело N 1-15-90/38--18, возбужденное по признакам нарушения Администрацией Усть-Удинского городского поселения п.2 ч.1 ст.15 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступили материалы ООО "Иркутскэнергосбыт" в целях проведения проверки вопроса о возможном нарушении антимонопольного законодательства при передаче муниципального имущества. По результатам рассмотрения указанных материалов установлено следующее.
Между Администрацией Усть-Удинского муниципального образования и ООО "Теплоком" заключен договор аренды имущества N2 от 07.09.2017 г.
Предметом договора аренды имущества N2 от 07.09.2017 г. являются объекты холодного водоснабжения, срок эксплуатации которых составляет более пяти лет. Срок действия договора установлен с момента подписания договора до 16.05.2018 г.
Положениями ч.3 ст.41.1 Федерального закона от 07.12.2011 г. N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Следовательно, передача прав владения и (или) пользования в отношении объектов водоснабжения, являющихся предметом договора аренды имущества N2 от 07.09.2017 г., может осуществляться только по концессионному соглашению.
Исходя из вышеизложенного, Администрация Усть-Удинского городского поселения не имела правовых оснований для заключения вышеуказанного договора аренды.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
При указанных обстоятельствах действия Администрации Усть-Удинского городского поселения, выразившиеся в передаче во временное владение и пользование муниципального имущества ООО "Теплоком" по договору аренды имущества N2 от 07.09.2017 г. в нарушение действующего законодательства, создают преимущественные условия для предпринимательской деятельности данному хозяйствующему субъекту и содержат признаки нарушения п 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного в соответствии с ч. 2 ст. 39.1. Закона о защите конкуренции Администрации Усть-Удинского городского поселения выдано предупреждение N10/18 от 26.02.2018 г. о прекращении действия (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в заключении Администрацией с ООО "Теплоком" договора аренды имущества N2 от 07.09.2017 г., предусматривающего временное владение и пользование муниципальным имуществом - объектами водоснабжения и иным недвижимым имуществом, технологически и функционально связанным с объектами водоснабжения - в нарушение положений ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 г. N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", что приводит или может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем недопущения возникновения конкурентных отношений между потенциальными пользователями - хозяйствующими субъектами, желающими осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием муниципального имущества в установленном законом порядке, путем осуществления передачи прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, являющегося предметом вышеуказанного договора, с соблюдением порядка, предусмотренного ст. 28.1. Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в срок до 25.07.2018 г.
О выполнении предупреждения Администрации Усть-Удинского городского поселения надлежало сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения посредством направления уведомления с обязательным приложением копий соответствующих документов, заверенных надлежащим образом.
Вместе с тем, в установленный в предупреждении N10/18 от 26.02.2018 г. срок информации (документов), свидетельствующих о выполнении указанного предупреждения в адрес Управления не поступило.
В соответствии с ч.8 ст.39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
В связи с наличием вышеуказанных обстоятельств приказом Иркутского УФАС России от 08.08.2018 г. N236/18 возбуждено дело в отношении Администрации Усть-Удинского городского поселения по признакам нарушения п.2 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 1-15-90/38--18 Комиссией Иркутского УФАС России по рассмотрению данного дела установлено следующее.
Для рассмотрения дела N 1-15-90/38--18 проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке в соответствии с требованиями части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, а также Приказа ФАС России от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (далее - Порядок проведения анализа).
По результатам проведенного антимонопольным органом анализа конкурентной среды установлено следующее.
Временной интервал исследования товарного рынка - с 07.09.2017 г. по16.05.2018 г.
Продуктовые границы товарного рынка - услуги водоснабжения.
Географические границы товарного рынка - зона обслуживания потребителей в границах имеющихся у хозяйствующего субъекта объектов водоснабжения (в том числе сетей на территории Усть-Удинского муниципального образования).
Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие осуществления действий (бездействия): действия Администрации Усть-Удинского муниципального образования, выразившиеся в заключении Администрацией с ООО "Теплоком" договора аренды имущества N2 от 07.09.2017 г., предусматривающего временное владение и пользование муниципальным имуществом - объектами водоснабжения и иным недвижимым имуществом, технологически и функционально связанным с объектами водоснабжения - в нарушение положений ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 г. N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", что приводит или может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем недопущения возникновения конкурентных отношений между потенциальными пользователями - хозяйствующими субъектами, желающими осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием муниципального имущества в установленном законом порядке в границах Усть-Удинского муниципального образования Иркутской области.
В ходе рассмотрения дела представители заявителя поддержали доводы, изложенные в заявлении о нарушении антимонопольного законодательства и письменных пояснениях по существу возбужденного дела.
Представитель ответчика - Администрации Усть-Удинского городского поселения - пояснил, что договор аренды имущества N2 от 07.09.2017 г. заключен без проведения торгов в связи с необходимостью обеспечения населения Усть-Удинского городского поселения водоснабжением. Решением Арбитражного суда Иркутской области по делу NА19-620/2018 договор признан недействительным. Имущество, являющееся предметом договора, передано Администрации по акту приема-передачи от 16.05.2018 г.
Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела N 1-15-90/38--18, исследовав имеющиеся доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 данного закона.
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем, следствием чего ограничивается доступ в отношении имущества другим хозяйствующим субъектам для осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно с ч.33 ст.41.1 Федерального закона от 07.12.2011 г. N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 24 настоящей статьи, является ничтожным
В соответствии с п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу п.п. 1, 2 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28.03.2018 г. по делу NА19-620/2018 договор аренды имущества N2 от 07.09.2017 г. признан недействительным. Применены последствия недействительности ничтожной сделки, в связи с чем ООО "Теплоком" обязано возвратить имущество Администрации Усть-Удинского городского поселения в течение 14 дней с момента вступления в силу решения суда.
Оценив имеющиеся материалы дела, Комиссия Иркутского УФАС России делает вывод о том, что фактическое пользование имуществом осуществлялось ООО "Теплоком" на основании договора аренды имущества от 07.09.2017 г. N2 в нарушение требований действующего законодательства. Таким образом, потенциальным хозяйствующим субъектам, которые могли бы использовать муниципальное имущество на основании концессионного соглашения в установленном законом порядке, созданы препятствия к осуществлению деятельности, что нарушает запреты, установленные п.2 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия Администрации Усть-Удинского городского поселения, выразившиеся в заключении Администрацией с ООО "Теплоком" договора аренды имущества N2 от 07.09.2017 г., предусматривающего временное владение и пользование муниципальным имуществом - объектами водоснабжения и иным недвижимым имуществом, технологически и функционально связанным с объектами водоснабжения - в нарушение положений ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 г. N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", что приводит или может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем недопущения возникновения конкурентных отношений между потенциальными пользователями - хозяйствующими субъектами, желающими осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием муниципального имущества в установленном законом порядке, по п.2 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.
15.10.2018 г. в адрес Иркутского УФАС России поступило ходатайство Админисрации Усть-Удинского городского поселения о продлении сроков исполнения предписания (устранения нарушений) (вх. N14637/18 от 15.10.2018 г.).
Комиссия Иркутского УФАС России, рассмотрев указанное ходатайство, отказала в его удовлетворении, поскольку на момент подачи ходатайства решение по делу N1-15-90/38 не принято, соответственно, предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства на основании решения не выдавалось.
Лицам, привлеченным к участию в рассмотрении дела, направлено заключение Комиссии об обстоятельствах дела от 19.10.2018 г. N4747/18.
Возражений на заключение об обстоятельствах дела ответчиком - Администрацией Усть-Удинского городского поселения - не представлено.
Заявителем - ООО "Иркутскэнергосбыт" - представлены письменные пояснения, в соответствии с которыми Общество согласно с выводами Комиссии Иркутского УФАС России, изложенными в заключении об обстоятельствах дела.
признаков нарушения п.2 ч.1 ст.15 Федерального закона от Администрации Усть-Удинского городского поселения Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела N 1-15-90/38--18 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о наличии в действиях 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в заключении Администрацией с ООО "Теплоком" договора аренды имущества N2 от 07.09.2017 г., предусматривающего временное владение и пользование муниципальным имуществом - объектами водоснабжения и иным недвижимым имуществом, технологически и функционально связанным с объектами водоснабжения - в нарушение положений ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 г. N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", что приводит или может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем недопущения возникновения конкурентных отношений между потенциальными пользователями - хозяйствующими субъектами, желающими осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием муниципального имущества в установленном законом порядке.
Администрацией Усть-Удинского городского поселения в адрес Иркутского УФАС России представлен акт приема-передачи объектов водоснабжения Усть-Удинского муниципального образования от 16.05.2018 г., согласно которым имущество, являющееся предметом договора аренды N2 от 07.09.2017 г. передано арендодателю - Администрации Усть-Удинского городского поселения.
При указанных обстоятельствах основания для выдачи предписания отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 15, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона РФ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ,
РЕШИЛА:
1. Признать Администрацию Усть-Удинского городского поселения нарушившей п.2 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с совершением действий, выразившихся в заключении Администрацией с ООО "Теплоком" договора аренды имущества N2 от 07.09.2017 г., предусматривающего временное владение и пользование муниципальным имуществом - объектами водоснабжения и иным недвижимым имуществом, технологически и функционально связанным с объектами водоснабжения - в нарушение положений ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 г. N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", что приводит или может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем недопущения возникновения конкурентных отношений между потенциальными пользователями - хозяйствующими субъектами, желающими осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием муниципального имущества в установленном законом порядке.
2. Копии решения направить лицам, участвующим в деле.
3. Передать материалы дела должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 21 ноября 2018 г. N 1316/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.11.2018