Резолютивная часть решения оглашена "23" августа 2018 г.
В полном объеме решение изготовлено "28" августа 2018 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации (далее - Комиссия Московского УФАС России, Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: <...>,
членов Комиссии: <...>, <...>, <...>,
рассмотрев дело N 1 14 656/77 18 о нарушении ООО "Ананас" пункта 1 статьи 14.3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
в отсутствие представителей ООО "Ананас" (уведомлено надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
Дело N 1 14 656/77 18 возбуждено относительно наличия в действиях ООО "Ананас" признаков нарушения пункта 1 статьи 14.3 Закона о защите конкуренции, выразившегося в некорректном сравнения деятельности одного хозяйствующего субъекта с другими хозяйствующими субъектами-конкурентами путем использования обозначения "N 1", создающего впечатление о превосходстве хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение.
03.07.2018 на основании установленных фактических и иных обстоятельств дела, имеющихся доказательств, обоснований и возражений лиц, участвующих в деле, Комиссией принято заключение об обстоятельствах дела N 1 14 656/77 18.
Рассмотрев представленные материалы и доказательства, выслушав доводы сторон, по результатам рассмотрения дела Комиссией Московского УФАС России установлено следующее.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
ООО "Ананас" (адрес: 105118, г. Москва, шоссе Энтузиастов, д. 34, оф. 37) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 22.03.2015 за основным государственным регистрационным номером 1157746244776, ИНН 7730119266, КПП 772001001.
Основным видом деятельности ООО "Ананас" является деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (56.10 код ОКВЭД).
Согласно документам и сведениям, представленными Управой района Якиманка города Москвы, ООО "Ананас" осуществляет деятельность по адресу: 119049, г. Москва, ул. Большая Якиманка, д. 32, на основании договора аренды нежилого помещения N 1 от 01.09.2016, заключенного между ООО "Коммерческая-производственная торговая компания "Якиманка" и ООО "Ананас" (далее - Договор).
Согласно пункту 2.1 Договора, ООО "Коммерческая-производственная торговая компания "Якиманка" предоставляет, а ООО "Ананас" принимает в аренду "Помещение" в целях осуществления деятельности в области общественного питания.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Изучив общедоступные источники, в том числе в сети Интернет Московское УФАС России установило, что аналогичную деятельность по организации ресторанов и общественного питания, оказывают также ООО "ЛеКлик", Сеть кальянных "М.С.К.", "Nebo Loundge&bar" и т.д.
Резюмируя изложенное, ООО "Ананас" осуществляет конкурентную деятельность ресторанов и организации общественного питания.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
На основании изложенного и в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции, ООО "Ананас" было выдано Предупреждение N 8 35 от 03.11.2017 о необходимости прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения статьи 14.3 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с письмом ООО "Ананас" (вх. N 3974/18 от 25.01.2018) Предупреждение N 8 35 было получено ООО "Ананас" 15.11.2017, также в данном письме сообщалось о фактическом не выполнении выданного ООО "Ананас" предупреждения.
Таким образом, Предупреждение N 8-35 Московского УФАС России не может считаться исполненным.
На основании изложенного и в соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, был издан приказ Московского УФАС России от 11.04.2018 N 90 о возбуждении дела N 1-14-656/77-18 о нарушении антимонопольного законодательства и о создании Комиссии по рассмотрению дела N 1-14-656/77-18 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО "Ананас" пункта 1 статьи 14.3 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14.3 Закона о защите конкуренции, не допускается недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в том числе сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов "лучший", "первый", "номер один", "самый", "только", "единственный", иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными.
Сравнение предполагает такую подачу информации, в которой сопоставляются два и более явления, исследуются их параметры, сходство или различие.
В контексте рассматриваемой статьи под некорректным сравнением понимается неточное, неправильное сравнение, распространение сведений о котором может предоставить хозяйствующему субъекту преимущества перед конкурентами.
При этом использование в сравнении ложных утверждений относится либо к дискредитации, либо к введению потребителей в заблуждение. В связи с этим как самостоятельную форму недобросовестной конкуренции следует рассматривать такое сравнение, которое неправильно по своей форме, а не по содержанию.
Так, некорректным сравнением может быть признано сравнение, которое основано на неполной, неточной информации в результате которого создается общее вводящее в заблуждение впечатление об объектах сравнения.
ООО "Ананас" распространяется информация "Кальянная N 1", в частности, на здании, находящемся по адресу: г. Москва, ул. Большая Якиманка, д. 28/30, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение.
Таким образом, у контрагентов и потребителей отсутствует возможность объективно оценить деятельность ООО "Ананас", а равно объективно решить для себя вопрос о необходимости воспользоваться услугами, предоставляемыми ООО "Ананас", в том числе как ресторана.
Рассматриваемые сведения формируют у контрагентов и потребителей мнение о том, что ООО "Ананас" осуществляет свою деятельность лучше, чем иные лица.
Таким образом, Акт недобросовестной конкуренции в рассматриваемом случае выражен в некорректном сравнении деятельности ООО "Ананас" с другими лицами, осуществляющими аналогичную деятельность.
Согласно статье 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.
Целью распространения ООО "Ананас" информации о том, что ресторан ООО "Ананас" "N 1", исходя их контекста и формы подачи информации, являлось подтверждение тем самым высокого качества оказываемых ООО "Ананас" услуг, а равно привлечения большего числа потребителей.
Резюмируя изложенное, непосредственным преимуществом, получаемым ООО "Ананас" при недобросовестном поведении, в частности распространение сведений, создающих впечатление о превосходстве ресторана (кальянной) ООО "Ананас", является получение дополнительной прибыли за счет притока клиентов, которые выбирая контрагента, учитывая доведенную до них информацию предпочли ресторан (кальянную) другим вариантам, имея недостоверные сведения об Обществе.
Таким образом, ООО "Ананас", не затрачивая дополнительных средств на продвижение своего ресторана (кальянной), пользуется заблуждением контрагентов относительно превосходства ООО "Ананас" перед другими конкурентами, в связи с чем получает преимущества при осуществлении конкурентной деятельности в результате перераспределения потребительского спроса и получения дополнительного необоснованного дохода.
Резюмируя изложенное, Комиссией Московского УФАС России в действиях ООО "Ананас" установлено нарушение пункта 1 статьи 14.3 Закона о защите конкуренции, выразившегося в некорректном сравнения деятельности ООО "Ананас" с другими хозяйствующими субъектами-конкурентами путем использования обозначения "N 1", создающего впечатление о превосходстве хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия Московского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать ООО "Ананас" нарушившим пункт 1 статьи 14.3 Закона о защите конкуренции при распространении информации "Кальянная N 1", в частности, на здании, находящемся по адресу: г. Москва, ул. Большая Якиманка, д. 28/30, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение.
2. Выдать ООО "Ананас" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 августа 2018 г. N 1-14-656/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.08.2018