Резолютивная часть решения объявлена: "19" июня 2018 года
Полный текст решения изготовлен: "28" июня 2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления
член Комиссии - начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов
член Комиссии - специалист 1 разряда отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов
рассмотрев дело N 03-21/19-2018, возбужденное по признакам нарушения пунктов 1, 2, 3, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), выразившимся в распространения рекламных листовок на территории городского округа "Город Йошкар-Ола",
в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) в ходе мониторинга распространения на территории городского округа "Город Йошкар-Ола" рекламной информации выявлено распространение листовок, следующего содержания:
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация, указанная в рассматриваемых извещениях, является рекламой, так как распространена при помощи рекламных листовок, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.
Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).
Из содержания текста рекламной информации, содержащегося в рассматриваемом извещении следует, что объектом рекламирования являются услуги по проведению поверки приборов учета воды, а также "Единая городская служба по учету водоснабжения", "Единая городская служба по контролю и учету водоснабжения и водоотведения".
На основании выписки из реестра Российской системы и плана нумерации номер абонента (8362) 31-32-62, указанный в качестве контактного в рассматриваемом извещении, принадлежит номерной ёмкости ПАО "Мобильные ТелеСистемы". Данный номер согласно договору оказания услуг связи от 05.05.2017 выделен ИП Хомяку А.В.
В письменных пояснениях (вх. N 1791 от 22.02.2018) ИП Хомяк А.В. указал, что указанный номер телефона является номером обработки вызовов на основании договора на оказание услуг центра обработки вызовов от 23.05.2017, в соответствии с условиями которого ИП Хомяк А.В. обязался оказывать ИП Калачеву И.Д. (Заказчику) услуги по обработке телефонных вызовов, телефонные опросы, актуализации данных, телефонных презентаций товаров и услуг заказчика, ввод данных, аппаратно-программное и прочее техническое обеспечение указанной деятельности, а также передачу заказчику результата обработки вызовов.
Из сведений, представленных индивидуальным предпринимателем, следует, что работы по поверке установленных приборов учета в г. Йошкар-Ола не производились.
Целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях рекламируемого товара (работы, услуги), имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги или реализующей товар, приведет к неоправданным ожиданиям названного лица, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить. Закон не предъявляет требования указать всю существенную информацию, но обязывает формировать у ее потребителя правильное (достоверное) восприятие о соответствующей продукции (товаре, услуге).
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ "О рекламе" информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В соответствии с пунктами 2, 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит недостоверные сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара, недостоверные сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
Использование в рассматриваемом извещении следующих слов и словосочетаний: "работы по поверке будут проводиться_", "напоминаем Вам, что согласно Федеральному Закону от 26.06.2008 N102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", а также Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 N354" создает у потребителей впечатление об обязательности приобретения данной услуги именно у "Единой Городской Службы по учету водоснабжения", "Единой городской службы по контролю учета водоснабжения и водоотведения".
Кроме того, форма изложения рекламной информации в виде "персонального извещения" со штрих-кодом может быть воспринято потребителями как обязательное к исполнению распоряжение снабжающей организации к совершению действий по поверке приборов учета воды в указанные в листовке (извещении) сроки, а также обязательности приобретения данной услуги у "Единой Городской Службы по учету водоснабжения" и "Единой городской службы по контролю учета водоснабжения и водоотведения".
Ссылки в рекламе на нормативно-правовые акты, а также утверждение о том, что будут проводится работы по коллективной поверке приборов учета вводят потребителей в заблуждение, создают впечатление о проведении данных работ определенной организацией и необходимости обращения в "Единую Городскую Службу по учету водоснабжения", а также предварительно записываться на метрологическую поверку в "Единой городской службе по учету водоснабжения и водоотведения" для соблюдения требований действующего законодательства.
В рассматриваемых рекламах указано, что работы по проведению поверки будут проводится с 15 января по 15 февраля 2018 года, и с 01 апреля по 30 апреля 2018 года. Такое указание в рекламе создает у потребителей впечатление о плановости проведения работ. В действительности не установлено, что работы являются плановыми, проводятся в соответствии с графиком и т.д.
Таким образом, рекламные листовки содержат признаки нарушения пунктов 2, 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку содержит недостоверные сведения относительно характеристик и условий потребления данной услуги гражданами, а также недостоверные сведения относительно возможности приобретения данных услуг в определенное время.
В силу пункта 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит недостоверные сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание недостоверных сведений о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Рассматриваемая реклама содержит недостоверные сведения относительно лица, оказывающего услуги, поскольку фактически услуги в городе Йошкар-Ола рекламирует и представляет ИП Калачев Д.И., хозяйствующих субъектов с наименованием "Единая Городская Служба по учету водоснабжения", в также "Единая городская служба по контролю учета водоснабжения и водоотведения" в ЕГРЮЛ не зарегистрировано.
Кроме того, наименования "Единая Городская Служба по учету водоснабжения" и "Единая городская служба по контролю учета водоснабжения и водоотведения" создает впечатление о возможности приобретения услуг только у данного хозяйствующего субъекта. У потребителей создается впечатление о том, что "Единая Городская Служба по учету водоснабжения", "Единая городская служба по контролю учета водоснабжения и водоотведения" являются муниципальными организациями, а также указывает на преимущество перед другими хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по поверке приборов учета, тогда как в действительности данного преимущества не существует.
Сообщая недостоверную информацию о том, что хозяйствующий субъект является "единой службой" неопределенному кругу лиц, ИП Калачев Д.И. неправомерно привлекает внимание потребителей услуг на рынке услуг по проведению поверки приборов учета воды к одному хозяйствующему субъекту, чем создает преимущество рекламируемых им услуг перед другими хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги на данном рынке.
Более того, включение в названия "Единая Городская Служба по учету водоснабжения" и "Единая городская служба по контролю учета водоснабжения и водоотведения" слова "Единый" создает у потребителей впечатление о возможности приобретения услуг только у данного хозяйствующего субъекта, и отсутствии иных хозяйствующих субъектов, занимающихся поверкой приборов учета в г. Йошкар-Оле.
Таким образом, применение в рассматриваемой рекламе названия "Единая Городская Служба по учету водоснабжения" и "Единая городская служба по контролю учета водоснабжения и водоотведения" является указанием на преимущество, которое в действительности у хозяйствующего субъекта отсутствует, поскольку объединенной, единой службы по учету водоснабжения в городе Йошкар-Ола не существует.
Таким образом, реклама также содержит недостоверные сведения относительно преимущества хозяйствующего субъекта и наименования лица, оказывающего услугу, что содержит признаки нарушения пунктов 1, 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
На основании изложенного, в рассматриваемой рекламе присутствуют признаки нарушения пунктов 1, 2, 3, 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, которые являются достаточными для возбуждения дела.
На основании изложенного, рассматриваемая реклама нарушает пункты 1, 2, 3, 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
На основании изложенного, Марийское УФАС России приходит к выводу о том, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемых листовок является ИП Калачев И.Д.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В настоящий момент доказательства, свидетельствующие о прекращении ИП Калачевым И.Д. нарушения законодательства о рекламе, в материалах дела отсутствуют.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу услуг поверки приборов учета воды в городе Йошкар-Ола, следующего содержания:
поскольку в ней нарушены требования пунктов 1, 2, 3, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать индивидуальному предпринимателю Калачеву Ивану Дмитриевичу (ИНН 100108866278; ОГРНИП 314100106300057) обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
РЕШЕНИЕ
по делу N 03-21/19-2018
о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе
"28" июня 2018 года г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения объявлена: "19" июня 2018 года
Полный текст решения изготовлен: "28" июня 2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Фадеева М.В.,
член Комиссии - начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Ерошкина О.В.,
член Комиссии - специалист 1 разряда отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Воробьева Д.А.,
рассмотрев дело N 03-21/19-2018, возбужденное по признакам нарушения пунктов 1, 2, 3, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), выразившимся в распространения рекламных листовок на территории городского округа "Город Йошкар-Ола",
в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) в ходе мониторинга распространения на территории городского округа "Город Йошкар-Ола" рекламной информации выявлено распространение листовок, следующего содержания:
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация, указанная в рассматриваемых извещениях, является рекламой, так как распространена при помощи рекламных листовок, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.
Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).
Из содержания текста рекламной информации, содержащегося в рассматриваемом извещении следует, что объектом рекламирования являются услуги по проведению поверки приборов учета воды, а также "Единая городская служба по учету водоснабжения", "Единая городская служба по контролю и учету водоснабжения и водоотведения".
На основании выписки из реестра Российской системы и плана нумерации номер абонента (8362) 31-32-62, указанный в качестве контактного в рассматриваемом извещении, принадлежит номерной ёмкости ПАО "Мобильные ТелеСистемы". Данный номер согласно договору оказания услуг связи от 05.05.2017 выделен ИП Хомяку А.В.
В письменных пояснениях (вх. N 1791 от 22.02.2018) ИП Хомяк А.В. указал, что указанный номер телефона является номером обработки вызовов на основании договора на оказание услуг центра обработки вызовов от 23.05.2017, в соответствии с условиями которого ИП Хомяк А.В. обязался оказывать ИП Калачеву И.Д. (Заказчику) услуги по обработке телефонных вызовов, телефонные опросы, актуализации данных, телефонных презентаций товаров и услуг заказчика, ввод данных, аппаратно-программное и прочее техническое обеспечение указанной деятельности, а также передачу заказчику результата обработки вызовов.
Из сведений, представленных индивидуальным предпринимателем, следует, что работы по поверке установленных приборов учета в г. Йошкар-Ола не производились.
Целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях рекламируемого товара (работы, услуги), имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги или реализующей товар, приведет к неоправданным ожиданиям названного лица, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить. Закон не предъявляет требования указать всю существенную информацию, но обязывает формировать у ее потребителя правильное (достоверное) восприятие о соответствующей продукции (товаре, услуге).
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ "О рекламе" информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В соответствии с пунктами 2, 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит недостоверные сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара, недостоверные сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
Использование в рассматриваемом извещении следующих слов и словосочетаний: "работы по поверке будут проводиться_", "напоминаем Вам, что согласно Федеральному Закону от 26.06.2008 N102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", а также Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 N354" создает у потребителей впечатление об обязательности приобретения данной услуги именно у "Единой Городской Службы по учету водоснабжения", "Единой городской службы по контролю учета водоснабжения и водоотведения".
Кроме того, форма изложения рекламной информации в виде "персонального извещения" со штрих-кодом может быть воспринято потребителями как обязательное к исполнению распоряжение снабжающей организации к совершению действий по поверке приборов учета воды в указанные в листовке (извещении) сроки, а также обязательности приобретения данной услуги у "Единой Городской Службы по учету водоснабжения" и "Единой городской службы по контролю учета водоснабжения и водоотведения".
Ссылки в рекламе на нормативно-правовые акты, а также утверждение о том, что будут проводится работы по коллективной поверке приборов учета вводят потребителей в заблуждение, создают впечатление о проведении данных работ определенной организацией и необходимости обращения в "Единую Городскую Службу по учету водоснабжения", а также предварительно записываться на метрологическую поверку в "Единой городской службе по учету водоснабжения и водоотведения" для соблюдения требований действующего законодательства.
В рассматриваемых рекламах указано, что работы по проведению поверки будут проводится с 15 января по 15 февраля 2018 года, и с 01 апреля по 30 апреля 2018 года. Такое указание в рекламе создает у потребителей впечатление о плановости проведения работ. В действительности не установлено, что работы являются плановыми, проводятся в соответствии с графиком и т.д.
Таким образом, рекламные листовки содержат признаки нарушения пунктов 2, 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку содержит недостоверные сведения относительно характеристик и условий потребления данной услуги гражданами, а также недостоверные сведения относительно возможности приобретения данных услуг в определенное время.
В силу пункта 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит недостоверные сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание недостоверных сведений о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Рассматриваемая реклама содержит недостоверные сведения относительно лица, оказывающего услуги, поскольку фактически услуги в городе Йошкар-Ола рекламирует и представляет ИП Калачев Д.И., хозяйствующих субъектов с наименованием "Единая Городская Служба по учету водоснабжения", в также "Единая городская служба по контролю учета водоснабжения и водоотведения" в ЕГРЮЛ не зарегистрировано.
Кроме того, наименования "Единая Городская Служба по учету водоснабжения" и "Единая городская служба по контролю учета водоснабжения и водоотведения" создает впечатление о возможности приобретения услуг только у данного хозяйствующего субъекта. У потребителей создается впечатление о том, что "Единая Городская Служба по учету водоснабжения", "Единая городская служба по контролю учета водоснабжения и водоотведения" являются муниципальными организациями, а также указывает на преимущество перед другими хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по поверке приборов учета, тогда как в действительности данного преимущества не существует.
Сообщая недостоверную информацию о том, что хозяйствующий субъект является "единой службой" неопределенному кругу лиц, ИП Калачев Д.И. неправомерно привлекает внимание потребителей услуг на рынке услуг по проведению поверки приборов учета воды к одному хозяйствующему субъекту, чем создает преимущество рекламируемых им услуг перед другими хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги на данном рынке.
Более того, включение в названия "Единая Городская Служба по учету водоснабжения" и "Единая городская служба по контролю учета водоснабжения и водоотведения" слова "Единый" создает у потребителей впечатление о возможности приобретения услуг только у данного хозяйствующего субъекта, и отсутствии иных хозяйствующих субъектов, занимающихся поверкой приборов учета в г. Йошкар-Оле.
Таким образом, применение в рассматриваемой рекламе названия "Единая Городская Служба по учету водоснабжения" и "Единая городская служба по контролю учета водоснабжения и водоотведения" является указанием на преимущество, которое в действительности у хозяйствующего субъекта отсутствует, поскольку объединенной, единой службы по учету водоснабжения в городе Йошкар-Ола не существует.
Таким образом, реклама также содержит недостоверные сведения относительно преимущества хозяйствующего субъекта и наименования лица, оказывающего услугу, что содержит признаки нарушения пунктов 1, 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
На основании изложенного, в рассматриваемой рекламе присутствуют признаки нарушения пунктов 1, 2, 3, 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, которые являются достаточными для возбуждения дела.
На основании изложенного, рассматриваемая реклама нарушает пункты 1, 2, 3, 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
На основании изложенного, Марийское УФАС России приходит к выводу о том, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемых листовок является ИП Калачев И.Д.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В настоящий момент доказательства, свидетельствующие о прекращении ИП Калачевым И.Д. нарушения законодательства о рекламе, в материалах дела отсутствуют.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу услуг поверки приборов учета воды в городе Йошкар-Ола, следующего содержания:
поскольку в ней нарушены требования пунктов 1, 2, 3, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать индивидуальному предпринимателю Калачеву Ивану Дмитриевичу (ИНН 100108866278; ОГРНИП 314100106300057) обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 28 июня 2018 г. N 03-21/19-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.06.2018