Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дела N 1-14-1422/77-17 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия Московского УФАС России, Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: <...>,
членов Комиссии: <...>, <...>, <...>,
рассмотрев дело N 1 14 1422/77 17 по признакам нарушения ООО "Нагатинский" пунктов 2, 4 статьи 14.2 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135 ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
в присутствии: представителей ООО "Нагатинский" в лице <...>, <...> (по доверенности N <...>); <...> (лично);
в отсутствие: <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> (уведомлены надлежащим образом),
руководствуясь статьей 49 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
Дело N 1 14 1422/77 17 возбуждено на основании заявлений в отношении ООО "Нагатинский" (далее также - ответчик, Общество, застройщик) о введении в заблуждение в отношении площадей квартир, их стоимости, а также условий приобретения в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, ЮАО, р-н Нагатино-Садовники, 1-й Нагатинский пр., д. 14.
На заседании Комиссии Московского УФАС России 30.11.2017 ООО "Нагатинский" было заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле ООО "Архитектурная мастерская Сергей Киселев и Партнеры" в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах. Также ООО "Нагатинский" в устной форме выражено предложение провести экспертизу.
Комиссией Московского УФАС России было принято решение об удовлетворении ходатайства о привлечении ООО "Архитектурная мастерская Киселев и Партнеры" к участию в деле и отложении рассмотрения дела.
В части необходимости проведения экспертизы ООО "Нагатинский" Комиссия пришла к следующим выводам.
Сторона по делу имеет все права и обязанности, предусмотренные статьей 43 Закона о защите конкуренции, в том числе представлять все доказательства, которые считает необходимыми для подтверждения своей позиции по делу.
Таким образом, в случае, если, по мнению ООО "Нагатинский", необходимо было проведение какой-либо экспертизы, Общество не было лишено возможности провести ее самостоятельно и представить ее результаты в материалы дела.
Проведение экспертизы с учетом вариантов вопросов со стороны заинтересованных лиц и Комиссии было поставлено в зависимость от того, какие именно вопросы будут представлены сторонами по делу и возможности их разрешения непосредственно на следующем заседании Комиссии, без привлечения третьих лиц, а равно о самой необходимости таких вопросов для верного разрешения дела.
По результатам заседания сторонам по делу было предложено представить перечень вопросов, которые по их мнению необходимо задать лицу, располагающему сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах. На данные обстоятельства указано в Определении по делу от 30.11.2017.
Такие вопросы были представлены ООО "Нагатинский", <...>, <...>.
После изучения данных вопросов Комиссия пришла к выводу об отсутствии необходимости проведения дополнительной экспертизы, однако посчитала возможным задать ряд вопросов ООО "Архитектурная мастерская Сергей Киселев и Партнеры" как лицу, обладающему необходимыми сведениями.
Более того, как отмечено представителем ООО "Нагатинский", проектная документация спорного объекта строительства уже проходила независимую экспертизу и была признана соответствующей всем необходимым отраслевым требованиям. Следовательно проведение дополнительных исследований представляется нецелесообразным, не может быть направлено на разрешение дела по существу и способствует необоснованному затягиванию процесса рассмотрения дела.
Принятие решения по делу в настоящий момент не требует привлечения к делу экспертов, в связи с чем (с учетом вышеизложенного) Комиссией Московского УФАС России принято решение об отсутствии необходимости проведения дополнительной экспертизы.
Каких-либо решений о проведении экспертизы Комиссией принято не было, а неверное толкование сторонами по делу слов или действий Комиссии не может служить единственным и безусловным подтверждением несоответствия действий Комиссии процессуальному порядку рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
На основании изложенного 25.01.2018 Комиссия пришла к выводу о достаточности доказательств и сведений для вынесения заключения об обстоятельствах дела N 1-14-1422/77-17.
В качестве возражений на заключение об обстоятельствах дела N 1 14 1422/77-17 ООО "Нагатинский" выражено мнение о необоснованности принятого Комиссией решения об отсутствии необходимости в проведении экспертизы по делу.
Между тем каких-либо новых доводов относительно необходимости ее проведения, кроме уже оцененных Комиссией, ООО "Нагатинский" не заявлено.
Вопреки мнению ООО "Нагатинский" Комиссия не брала на себя полномочия лица, обладающего специальными знаниями в области проектирования и строительства, а лишь оценивала представленные в материалы дела документы и сведения на предмет соблюдения антимонопольного законодательства, не выходя за рамки своей компетенции. Напротив, ответчик, мотивируя необходимость проведения экспертизы фактически предлагает переложить полномочия по принятию решения по настоящему делу на отраслевых экспертов.
Довод ООО "Нагатинский" о том, что само по себе отсутствие у членов Комиссии специальных знаний в области строительства уже свидетельствует о неправильности выводов Комиссии не может быть признан обоснованным.
Сам по себе факт отсутствия у кого-либо специальных знаний в определенной области не может служить подтверждением неправильности его выводов относительно правоотношений, в рамках которых данный предмет оценивается в иной плоскости, то есть в той, в которой специальные знания у лица, делающего соответствующие выводы, имеются.
В противном случае абсолютное большинство решений Комиссий по делам о признаках нарушения антимонопольного законодательства могли бы быть признаны незаконными только в силу того, что предметом их рассмотрения являлись действия хозяйствующих субъектов на товарных рынках, о которых у членов Комиссии отсутствуют специальные знания.
Между тем Комиссия оценивает действия хозяйствующих субъектов через призму их законности, добропорядочности и разумности, соответствия обычаям делового оборота и общепризнанным нормам международного права, а равно на предмет наличия нарушения именно антимонопольного законодательства, где обладает безусловными познаниями и полномочиями.
В каждом конкретном случае Комиссией учитываются особенности деятельности субъектов на рассматриваемом товарном рынке, нюансы правового регулирования данной сферы правоотношений в объеме, необходимом для рассмотрения того или иного дела о нарушении антимонопольного законодательства. Таким образом Комиссией рассматривается взаимодействие и взаимное проникновение данных норм, оценивается то, каким-образом специальные нормы права (в данном случае нормы, связанные с регулированием строительства объектов долевого участия) применяются к спорным правоотношениям в области антимонопольного регулирования, т. е. рассматривается весь объем правовых знаний в исследуемой области и в, конечном итоге, непосредственно применяются тем нормы, правовые обычаи, которые необходимы для того, чтобы сделать обоснованный вывод о наличии или отсутствии нарушений антимонопольного законодательства.
Также само по себе несогласие ООО "Нагатинский" с выводами, сделанными Комиссией при рассмотрении дела N 1-14-1422/77-17, не может свидетельствовать об их ошибочности или некомпетентности.
Таким образом возражение ООО "Нагатинский" относительно необоснованного отказа Комиссии в проведении экспертизы отклонено.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно пункту 2.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, , утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке), временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции, не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение в отношении количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар, а также в отношении условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.
В рамках дела N 1-14-1422/77-17 рассматриваются действия ООО "Нагатинский" по введению в заблуждение участников долевого строительства, а также потенциальных участников долевого строительства, относительно площадей квартир, их стоимости, а также условий приобретения в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, ЮАО, р-н Нагатино-Садовники, 1-й Нагатинский пр., д. 14.
С точки зрения отраслевого законодательства отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об участии в долевом строительстве).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона об участии в долевом строительстве, застройщиком является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Закон о содействии развитию жилищного строительства), подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации случаях на праве безвозмездного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
Согласно части 1 статьи 3 Закона об участии в долевом строительстве, застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после:
Получения в установленном порядке разрешения на строительство;
Опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с Законом об участии в долевом строительстве;
Государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Законом о содействии развитию жилищного строительства либо подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
В соответствии с представленной ООО "Нагатинский" проектной декларацией, Общество осуществляет строительство многоквартирного жилого дома (многофункционального жилого комплекса) на земельном участке, принадлежащем ему на праве краткосрочной аренды земельного участка в соответствии с договором N М 07-508150 от 24.06.2008, заключенным с Правительством Москвы, Инвестиционным контрактом N 13-002348-5701-0081-00001-04 от 08.12.2004, заключенным с Правительством Москвы (в редакции дополнительного соглашения от 09.04.2012).
В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 19 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (разрешение на каждый этап строительства).
В соответствии с частью 20 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, срок действия разрешения на строительство может быть продлен органом, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона об участии в долевом строительстве, застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство.
Разрешение на строительство N RU77163000-010371 ООО "Нагатинский" выдано Комитетом государственного строительного надзора города Москвы (Мосгосстройнадзор) 18.12.2014.
В соответствии с проектной декларацией строительства "Жилого комплекса со встроенно-пристроенным ДОУ и подземной автостоянкой" по адресу: г. Москва, ЮАО, район "Нагатино-Садовники", 1-й Нагатинский пр., вл. 14, предположительное окончание строительства было назначено на третий квартал 2016 года.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона об участии в долевом строительстве, после получения разрешения на строительство и до заключения первого договора долевого участия в строительстве застройщиком в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 Закона об участии в долевом строительстве, направляется проектная декларация.
Согласно части 2 статьи 3.1 Закона об участии в долевом строительстве, проектная декларация в электронном виде также должна быть размещена на официальном сайте застройщика в отношении каждого многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) с привлечением средств участников долевого строительства.
Согласно части 1 статьи 19 Закона об участии в долевом строительстве, проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства и определяет объем прав застройщика на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, указанных в такой проектной декларации. Проектная декларация является официальным документом, удостоверяющим факты, влекущие за собой юридические последствия для застройщика.
Согласно общедоступным источникам, в том числе сайту в сети Интернет по адресу http://domnanagatinskoy.ru, проектная декларация была опубликована ООО "Нагатинский" на сайте строящегося жилого комплекса 23.12.2014.
Таким образом, временной интервал анализа состояния конкуренции определен с декабря 2014 года (возникновение у ООО "Нагатинский" права на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов) по октябрь 2016 года (введение объекта строительства в эксплуатацию).
Пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что товарным рынком является сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствие с пунктом 3.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, предварительное определение товара проводится на основе, в том числе, условий договора, заключенного в отношении товара; разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности; общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности; заключений специалистов, имеющих специальные знания в соответствующей сфере.
В силу подпункта "б" пункта 10.6 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определение продуктовых границ товарного рынка может производиться исходя из предмета договоров, заключаемых хозяйствующим субъектом (в том числе в отношении которого поданы в антимонопольный орган заявление, материалы) по поводу товара, предлагаемого им к продаже.
В целях настоящего анализа определение продуктовых границ товарного рынка производится исходя из кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД); предмета договоров, заключенных хозяйствующими субъектами при осуществлении хозяйственной деятельности.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности ООО "Нагатинский" является деятельность по строительству жилых и нежилых зданий, идентифицированная кодом 41.20 ОКВЭД. Общество также осуществляет иную деятельность, связанную со строительством и операциями с недвижимым имуществом 43.12, 43.12.3 ОКВЭД.
При осуществлении хозяйственной деятельности ООО "Нагатинский", в том числе, были заключены следующие договоры:
Договор аренды земельного участка N М-05-12282 от 25.09.1998, предметом которого, согласно пункту 1.1 Договора, является земельный участок площадью 10642 кв. м., расположенный по адресу: г. Москва, Варшавское ш., вл. 59, корп. 5, предоставляемый в долгосрочную аренду, а также дополнительное соглашение к нему N М-05-012282 от 17.07.2014 (далее - Договор аренды земельного участка и приложение к нему);
Договоры участия в долевом строительстве Жилого комплекса со встроенно-пристроенным ДОУ и подземной автостоянкой: NN <...>, <...>, <...>, НАГ/ЭСТ/КВ/2-188-Б, НАГ/Э/КВ/2-106-Б, НАГ-ЛИ-КВ-2-157, НГ-КВ-131 от 18.04.2016, НАГ/Э/КВ/2-133-Р от 25.03.2015, НГ-ММ-242 от 10.12.2015.
Также, при осуществлении хозяйственной деятельности ООО "Нагатинский" получены следующие заключения и разрешения:
Разрешение на строительство N RU77163000-010371 от 18.12.2014, выданное Комитетом государственного строительного надзора города Москвы (Мосгосстройнадзор);
Положительное заключение экспертизы проектной документации N 77 1 4 0681-14 от 05.11.2014, выданное ГАУ г. Москвы "Мосгосэкспертиза";
Свидетельство об утверждении архитетурно-градостроительного решения объекта капитального строительства N 147-2-14/С от 28.07.2014;
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 77-163000-007513-2016 от 07.10.2016, выданное Комитетом государственного строительного надзора города Москвы (Мосгосстройнадзор).
Кроме того, деятельность ООО "Нагатинский" по строительству и реализации жилой и нежилой недвижимости подтверждается информацией на сайте в сети интернет по адресу domnanagatinskoy.ru, администратором которого является ООО "Нагатинский".
Таким образом, продуктовыми границами анализируемого товарного рынка являются квартиры и машиноместа в многоквартирных домах, реализуемые на основании договора участия в долевом строительстве.
Географические границы обуславливаются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможность потребителей воспользоваться товарами (работами, услугами) на рассматриваемой территории, и устанавливают территорию, на которой потребители из выделенной группы имеют экономическую возможность воспользоваться рассматриваемыми услугами.
В силу пункта 4.5 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, Определение географических границ товарного рынка может осуществляться методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах) либо иным методом, который позволит выявить продавцов товара, однозначно установить географическое расположение районов продаж, в которых продавцы конкурируют друг с другом при осуществлении продаж товара предварительно определенным приобретателям.
Местом нахождения и осуществления деятельности ООО "Нагатинский" является город Москва. Кроме того, рассматриваемый строящийся объект - многоквартирный дом, расположен по строительному адресу г. Москва, ЮАО, р-н Нагатино-Садовники, 1-й Нагатинский пр., д. 14.
Учитывая специфику рынка жилой недвижимости, цена на квадратный метр квартиры формируется, в том числе, исходя из местонахождения объекта недвижимости (многоквартирного дома), его транспортной доступности, инфраструктуры и т. д.
Приобретение квартиры для большинства является важным решением, которое принимается не только исходя из потребительских свойств того или иного товара, но и финансовых возможностей покупателя. Выбор места жительства напрямую может быть связан с таким важным критерием как удаленность от места работы/учебы, транспортная доступность, инфраструктура и т.п.
Город Москва является городом федерального значения, самостоятельным субъектом Российской Федерации, который имеет богатый потенциал по своему экономическому развитию. Данный фактор не может не влиять на стоимость жилой площади, а также на желание потребителей приобрести квартиру в доме, находящемся именно на территории города Москвы. Выделение в качестве границ товарного рынка части города (на чем настаивает ответчик) повлечет необоснованное сужение географических границ товарного рынка, поскольку, принимая во внимание широкую развитую транспортную инфраструктуру города, нельзя исключать возможный интерес потребителя к приобретению жилой площади в разных районах города с учетом его финансовых возможностей без привязки к предыдущему месту жительства покупателя.
Данный вывод подтверждается, в том числе, заключенными ООО "Нагатинский" договорами с лицами, зарегистрированными не только в разных административных округах города Москвы, но и в других субъектах Российской Федерации (Московская область, Республика Татарстан).
Необходимо отметить, что отсутствуют какие-либо правовые основания или объективные данные для выделения или ограничения географических границ пределами более узко, чем населенный пункт, что по сути противоречит также и подпункту "а" пункта 4.2 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке.
Исходя из вышеизложенного, географическими границами анализируемого товарного рынка является территория города Москвы.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно пункту 5.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.
В силу подпункта 2 пункта 10.6 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, для целей настоящего анализа определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на одном товарном рынке, производится в объеме, необходимом для установления фактических конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, и хозяйствующими субъектами, которым указанными действиями (бездействием) причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред их деловой репутации.
Лицом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, является ООО "Нагатинский".
Из общедоступных источников, а также материалов, представленных заявителем по настоящему делу, установлено, что аналогичную деятельность по реализации на основании договора участия в долевом строительстве квартир и машиномест в многоквартирных домах осуществляют, в том числе, ООО "Белеран" (ОГРН 1027700544827, место нахождения: 119590, г. Москва, ул. Мосфильмовская, д. 70), ООО "ФинСтройГрупп" (ОГРН 1117746901997, адрес: 107078, г. Москва, Орликов пер., д. 5, стр. 2, комн. 55), ООО "Колизей. Инвестиции в недвижимость" (ОГРН 1087746786820, место нахождения: 129343, г. Москва, пр-д Серебрякова, д. 14, стр. 1, каб. 26).
Конкурентные отношения между субъектами обосновываются также информацией представленной на официальных сайтах строительных проектов указанных обществ, а именно https://donstroy.com/resale/sokolinyy-fort?id=dokumenty (ЖК "Соколиный форт"), domvtroparevo.ru (ЖК "Ландыши"), http://reform.ndv.ru/about/ (ЖК "Re:Form").
Кроме того, указанная деятельность ООО "Белеран", ООО "ФинСтройГрупп", ООО "Колизей. Инвестиции в недвижимость" полностью соответствует сведениям, содержащимся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, о видах деятельности, идентифицированная кодами 41.2, 41, 20, 43.12.3, 68.3 ОКВЭД.
Таким образом, в состав хозяйствующих субъектам, действующих на анализируемом товарном рынке, в том числе, входят ООО "Нагатинский", ООО "Белеран", ООО "ФинСтройГрупп", ООО "Колизей. Инвестиции в недвижимость".
В качестве возражений на Заключение об обстоятельствах дела ООО "Нагатинский" представлено мнение о том, что Комиссией неверно оценены географические границы товарного рынка - город Москва, определен круг хозяйствующих субъектов.
Так, по мнению ООО "Нагатинский", географические границы рассматриваемого товарного рынка не должны выходить за пределы муниципального района или административного округа.
Между тем, Комиссия пришла к выводу об определении в качестве географических границ товарного рынка город Москву по описанным выше причинам и учитывая специфику самого товарного рынка квартир и машиномест в многоквартирных домах, реализуемых на основании договора участия в долевом строительстве.
В соответствии с письменными пояснениями ООО "Нагатинский", в зависимости от того, в каком муниципальном образовании или административном округе находится многоквартирный дом, стоимость одного квадратного метра может существенно отличаться.
Однако, учитывая сложную структуру ценообразования на рынке недвижимости, на стоимость одного квадратного метра может влиять не только расположение многоквартирного дома, но и инфраструктура, класс объекта строительства, транспортная доступность и множество иных критериев.
Таким образом, цена на один квадратный метр даже в многоквартирных домах, стоящих на соседних улицах может значительно отличаться, если один из таких домов имеет лучшую транспортную доступность, парковку, меньшую этажность или построен не по типовому проекту и является многоквартирным домом бизнес-класса. Между тем, стоимость одного квадратного метра даже в разных административных округах города Москвы могут совпадать, на при этом объекты будут отличаться по иным характеристикам.
Кроме того, в настоящем случае рассматриваются действия застройщика по введению в заблуждение в том числе в отношении цены объекта долевого строительства, которая после завершения строительства многоквартирного дома увеличилась (застройщик требовал доплаты за дополнительные квадратные метры).
При этом тот факт, что рынок строительства многоквартирных домов в г. Москве является сверхконкурентным и наполненным взаимозаменяемыми товарами, представляется Комиссии очевидным и ответчиком не оспаривается.
Таким образом, участники долевого строительства, объективно оценивая стоимость одного квадратного метра приобретаемой квартиры, могли выбрать другой объект долевого участия, пусть и не сопоставимый с действующей на тот момент ценой одного квадратного метра в многоквартирном доме ООО "Нагатинский", но соответствующей конечной стоимости, которую им пришлось заплатить вместе с доплатой.
Более того, даже если учитывать, что такая доплата может быть и необременительна для кого-либо из участников долевого строительства, то, принимая во внимание различную стоимость на сходные объекты недвижимости, но отличающиеся по дополнительным параметрам (характеристикам), такие участники долевого строительства за такую же цену (с доплатой) могли бы рассматривать в качестве приобретаемого товара иной дом, в котором за стоимость доплаты (переданной ответчику) получили бы определенные (улучшенные) значения характеристик объекта недвижимости, отсутствующих у жилого комплекса ООО "Нагатинский".
Кроме того, Комиссия отмечает, что из общедоступных источников, в том числе сети Интернет, Комиссией установлено, что рассматриваемые в рамках проведения анализа товарного рынка объекты долевого строительства находятся примерно в одном ценовом диапазоне.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что довод ООО "Нагатинский" относительно необоснованного расширения товарного рынка до границ города Москвы, неправильного определения состава хозяйствующих субъектов на товарном рынке не является обоснованным.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции, не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение в отношении количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар, а также в отношении условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.
В соответствии с материалами дела, представленными, в том числе заинтересованными лицами, в период строительства жилого комплекса "Дом на Нагатинской" по адресу: г. Москва, ЮАО, р-н Нагатино-Садовники, 1-й Нагатинский пр., д. 14, ООО "Нагатинский" был заключен ряд договоров участия в долевом строительстве. Одним из пунктов договоров определялась площадь квартиры, которую по завершению строительства и получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости ООО "Нагатинский" обязался передать участнику долевого строительства - второй стороне договора.
Однако после завершения строительных работ и получения разрешения на ввод объекта многоквартирного дома в эксплуатацию застройщиком в адрес участников долевого строительства были направлены письма, в которых содержалась информация о необходимости совершения дополнительных действий для вступления в право собственности на квартиру, касающиеся, в том числе заключения дополнительного соглашения с застройщиком в связи с изменением площади квартиры, а соответственно и изменением ее стоимости, а также заключения договора с определенной управляющей организацией.
В соответствии с памяткой по передаче объекта строительства (создания) Жилого комплекса со встроенно-пристроенным ДОУ и подземной автостоянкой по адресу: г. Москва, ЮАО, р-н Нагатино-Садовники, 1-й Нагатинский пр., вл. 14 (далее - Памятка), порядок получения ключей следующий: ключи выдаются участнику долевого строительства (доверенному лицу) на основании подписанного Акта приема-передачи, паспорта, доверенности (для доверенных лиц). В день получения ключей в соответствии с требованиями жилищного законодательства производится заключение договора управления многоквартирным домом. Кроме того, подлинник акта приема-передачи квартиры указан в списке документов, необходимых для регистрации права собственности.
Также в таблице, приведенной в Памятке, в качестве исполнителя, ответственного за выдачу ключей, указана Управляющая компания ООО "БЭСТ Сервис".
Вместе с тем в условиях договора участия в долевом строительстве, обязанность ООО "Нагатинский" по передаче квартиры участнику долевого строительства возникла у застройщика сразу после наступления определенного события - получения разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию (пункт 7.3 Договора).
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию было выдано Комитетом государственного строительного надзора города Москвы (Мосгосстройнадзор) 07.10.2016. Однако 18.10.2016 участники долевого строительства были уведомлены о дополнительных условиях получения квартир, что в полной мере противоречило их ожиданиям.
В соответствии с условиями договоров участия в долевом строительстве, площадь квартир, приобретенной по договору, может отличаться от проектной. Однако каких-либо объективных причин полагать, что при строительстве многоквартирного дома произошли события, приведшие к изменению проектной площади квартир, у участников долевого строительства быть не могло. О верности данного вывода свидетельствуют обстоятельства, установленные в рамках рассмотрения настоящего дела, и изложенные в настоящем решении.
Заинтересованными лицами отмечено, что в договоре участия в долевом строительстве, заключенном с ООО "Нагатинский", содержится условие о том, что в случае увеличения площади квартиры по завершении строительства, участник должен доплатить застройщику установленную разницу в случае, если такая разница превысит один квадратный метр.
Вместе с тем заключенными договорами было определено, какие должны быть установлены перегородки в квартире. Данные сведения содержались как в проектной документации, так и в проектной декларации, в установленном порядке размещенной застройщиком на официальном сайте жилого комплекса, отсылка на которые имеется в договоре, а также в самом договоре участия в долевом строительстве.
По результатам ввода жилого дома в эксплуатацию участникам долевого строительства были высланы письма, которыми участники были уведомлены о том, что фактическая площадь квартиры увеличилась и необходимо произвести доплату за образовавшуюся разницу в метраже.
Однако, по мнению заявителей, внешняя площадь квартир при этом не изменилась, а застройщиком незаконно были использованы два инструмента с целью необоснованного обогащения.
Во-первых, внутренние перегородки фактически были выполнены уже, чем это было указанно в проектной документации, а именно вместо 100-120 мм, были установлены перегородки 80 мм., а где-то, в соответствии с замерами, и 75 мм.
Так как площадь перегородок вычитается из общей жилой площади квартиры, если уменьшается толщина перегородок, то общая жилая площадь квартиры увеличивается, если толщина перегородок увеличивается - площадь соответственно уменьшается.
Во-вторых, заявители подвергают сомнению законность трактования самого условия договора о доплате.
Так в договоре участия в долевом строительстве указано, что необходимо сравнить данные проектной документации с результатами обмеров организации, осуществляющей функции бюро технической инвентаризации (далее - БТИ).
А застройщик фактически сравнил проектную площадь с результатами обмеров БТИ, что, по мнению заявителей, является не тем же самым.
При определении проектной площади архитектурное бюро действует по собственным нормативам и считает площадь с учетом чистовой отделки квартиры (штукатурка, скрытие коммуникаций и т.п.). БТИ же, в свою очередь, измеряет фактическую свободную площадь за вычетом площади перегородок. Так как квартиры по договорам должны были быть переданы без чистовой отделки, только со схематически намеченными стенами (перегородки высотой в один кирпич или пеноблок), соответственно, площадь должна получиться больше проектной.
Таким образом, застройщик изначально знал, что заложенная в договоре участия в долевом строительстве проектная площадь не будет соответствовать фактической площади, так как она рассчитана исходя из того, как если бы квартира передавалась с отделкой, хотя по договору чистовая отделка не предусмотрена.
О данных обстоятельствах участники долевого строительства не были уведомлены ни на стадии переговоров до заключения договора, ни при заключении договора. Разница в методике расчетов была выявлена заявителями после завершения строительства при попытке выяснить причину увеличения площадей квартир.
По мнению заявителей, именно указанные обстоятельства свидетельствуют о недобросовестном поведении застройщика и свидетельствуют о намеренном вводе в заблуждение участников долевого строительства.
ООО "Нагатинский" с позицией заинтересованных лиц в данной части не согласилось, в том числе по следующим основаниям.
В частности ООО "Нагатинский" отмечено, что проектная документация составляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации и проходит соответствующую экспертизу. Такая документация составляется на весь период строительства. И изменения после прохождения экспертизы не могут быть внесены без проведения новой экспертизы. На основании проектной документации производится разработка рабочей документации, в которой уточняются все моменты, в том числе могут быть добавлены или убраны какие либо сантехнические коробы, шахты и т. п. Это связано с тем, что какие-то запланированные шахты могут быть убраны в связи с тем, что в них нет необходимости.
На вопрос Комиссии, куда могут быть перенесены данные шахты: в коридор, другую квартиру, или могут быть исключены совсем, представителем ООО "Нагатинский" пояснено, что они могут быть перенесены в коридор, иогут появиться в другой квартире и иных помещениях строящегося объекта.
Также представителем ООО "Нагатинский" пояснено, что все сведения, в частности по площадям квартир, содержащиеся в проектной документации, после прохождения экспертизы передаются в Росреестр и не подлежат корректировке без прохождения экспертизы заново.
Также ООО "Нагатинский" пояснено, что в части несущих ограждающих конструкций, влияющих на общие архитектурные объемы, надежность и безопасность здания каких-либо изменений не происходило, были другие изменения.
Единственное изменение, по словам ООО "Нагатинский", было связано с тем, что трехкомнатная квартира в проектной документации была названа "евродвушкой". Однако в российском законодательстве отсутствует понятие "евроквартира" или "евродвушка", в связи с чем БТИ не могло принять объект в данной части. На основании изложенного уже после ввода многоквартирного дома в эксплуатацию была проведена еще одна экспертиза и устранены соответствующие недостатки проектной документации.
Кроме того представителем ООО "Нагатинский" отмечено, что финальные размеры квартир застройщик узнает только после того, как были произведены замеры БТИ и их результаты были переданы застройщику, то есть перед непосредственным вводом объекта в эксплуатацию.
Однако, даже имея эти размеры, застройщик не может продавать квартиры с соответствующими площадями, так как не имеют на это права.
На вопрос Комиссии, почему застройщик не имеет права продавать квартиры в соответствии с результатами обмеров БТИ, представителем ООО "Нагатинский" пояснено, что в таком случае будет отказ в регистрации договора, так как данные не сойдутся с представленными в Росреестр.
Новые покупатели квартир приобретают их не на основании договора участия в долевом строительстве, а по договору купли-продажи, к ним прилагаются планы БТИ.
На момент ввода дома в эксплуатацию каждая квартира уже поставлена на кадастровый учет и имеет свой кадастровый номер. Договоры купли-продажи в Росреестре не регистрируются.
Без обмеров БТИ невозможно получить разрешение на ввод дома в эксплуатацию. Таким образом, кадастровые инженеры проводят измерения квартир и передают данные в Росреестр. В связи с этим на данный момент в Росреестре содержатся данные о фактической площади квартир участников долевого строительства.
На основании вышеизложенного, по мнению ООО "Нагинский", застройщик не мог знать об увеличении площадей квартир заранее.
Относительно того, что площадь квартир могла увеличится за счет того, что их проектная площадь рассчитывается с учетом чистовой отделки, застройщиком указано, что такой расчет регламентирован СНИПом. Все проектные организации обязаны соблюдать его требования, в том числе в отношении расчета проектной площади с учетом чистовой отделки, и не учитывать его нельзя. Поэтому у всех застройщиков, и в частности у ООО "Нагатинский", проектная площадь указывается с учетом отделки.
Толщина же заложенной отделки определяется проектной организации, в соответствии со СНИПом она может достигать до 5 см.
Также представителем ООО "Нагатинский" отмечено, что корректировка проектной площади предусматривается также Законом об участии в долевом строительстве и является правом застройщика.
Таким образом, по мнению ООО "Нагатинский", наличие в договоре участия долевого строительства условия о потенциальной возможности изменения площади квартиры является подтверждением того, что участники были надлежащим образом осведомлены о том, что проектная площадь квартиры может не соответствовать фактической.
В связи с этим ООО "Нагатинский" считает, что никакого злоупотребления правом со стороны застройщика не было и нарушение антимонопольного законодательства отсутствует.
Представителем ООО "Архитектурная мастерская Сергея Киселев и Партнеры" на вопрос о том, на какой стадии строительства могут быть выявлены погрешности в измерении площадей квартир, пояснено, что подобные погрешности могут быть выявлены только на стадии обмеров БТИ после завершения строительства.
При этом представителем ООО "Архитектурная мастерская Сергея Киселев и Партнеры" пояснено, что на представленных ООО "Нагатинский" обмерах БТИ видно, что БТИ замеряет достаточно недетально (обще), так как в документах есть только общие размеры, но не даны размеры каждого выступа.
Также представителем ООО "Архитектурная мастерская Сергея Киселев и Партнеры" пояснено, что площадь помещений в процессе строительства не пересчитывается. Если в результате финальных замеров БТИ обнаруживает значительные отличия готового помещения от проекта, БТИ не закрывает объект (не выдает кадастровый паспорт, необходимый для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию), выставляет красную линию, то есть отметку в техническом паспорте красного цвета, означающие несоответствие таких значений проекту, наличие которых влечет невозможность совершения юридических действий с данным объектом. Затем застройщик должен либо внести изменения в проект либо переделать помещение так, чтобы он соответствовал проекту. Только после соответствующих изменений БТИ закрывает проект.
При этом, то, какие отличия считаются значительными, представитель ООО "Архитектурная мастерская Сергея Киселев и Партнеры" пояснить не смог.
Представителем ООО "Архитектурная мастерская Сергея Киселев и Партнеры" также пояснено, что на стадии проектной документации разрабатываются принципиальные схемы и расположение стен и перегородок. Такие же детали как расположение шахт, стояков и прочего оптимизируется уже на стадии рабочей документации. В связи с этим по некоторым квартирам были соответствующие изменения.
Относительно процедуры строительства и создания рабочей документации Комиссией установлено, что сначала создается АГР (архитектурно-градостроительное решение), которые проходит экспертизу в Москомархитектуре, затем создается проектная документация, которая проходит экспертизу в Мосгорэкспертизе. В последующем создается рабочая документация. Если на данной стадии происходят изменения, то они не являются существенными. Процесс строительства по рабочей документации контролируется Мосгорстройнадзором.
На вопрос Комиссии о том, когда по рассматриваемому объекту была готова рабочая документация, представителем ООО "Нагатинский" пояснено, что точную дату назвать не может, но если экспертиза проектной документации была завершена в ноябре 2014 года, то вся рабочая документация была готова в 2015 году.
Так как рабочая документация создается отдельно на каждый этап строительства, то фактически само строительство может начаться до завершения создания всех этапов рабочей документации. Необходимо, чтобы на момент начала строительства была готова рабочая документация на соответствующий этап.
Комиссией также задан вопрос о том, какие изменения вносились в проектную и/или строительную документацию многоквартирного дома по по адресу: г. Москва, ЮАО, р-н Нагатино-Садовники, 1-й Нагатинский пр., д. 14, которые могли бы повлиять на изменение площади жилых помещений.
В соответствии с документами и сведениями, имеющимися в материалах дела, а также пояснениями ООО "Нагатинский", ООО "Архитектурная мастерская Сергея Киселев и Партнеры" Комиссией установлено, что из изменений в проектную и/или строительную документацию многоквартирного дома по адресу: г. Москва, ЮАО, р-н Нагатино-Садовники, 1-й Нагатинский пр., д. 14, которые могли бы повлиять на изменение площади жилых помещений, можно отметить корректировку толщины перегородок, а также изменено решение по некоторым шахтам для коммуникаций. Иных изменений, которые могли бы повлиять на фактическую площадь квартиры, в проектную документацию не вносилось.
При этом ООО "Нагаитнский" на заседании Комиссии 25.01.2018 под протокол пояснено, что так как все проектные работы выполняются в соответствии с определенными нормативами, Общество знало о том, по каким формулам считается проектная площадь квартир в рассматриваемом объекте. Таким образом ООО "Нагатинский" не отрицается тот факт, что застройщику известно о том, что проектная площадь квартир рассчитывается проектной организацией с учетом отделки квартир.
Кроме того, ООО "Нагатинский" как профессиональный участник рынка, осуществляющий определенную деятельность и являющийся лицом непосредственно заключающим договоры с участниками долевого строительства и доносящий до них всю информацию об определенном объекте строительства должно было знать, учитывалась ли чистовая отдела при проектировании объекта.
Таким образом, возражение ООО "Нагатинский", представленное на Заключение об обстоятельствах дела N 1-14-1422/77-17, относительно отсутствия у Общества информации о включении в расчет проектных площадей квартир чистовой отделки помещений не может быть принято Комиссией как противоречащее ранее данным пояснениям и установленным фактическим обстоятельствам дела.
На основании изложенного Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с представленными ООО "Нагатинский" в Московское УФАС России документами и сведениями, в том числе проектной декларацией, Общество осуществляет строительство многоквартирного жилого дома на земельном участке, принадлежащем ему на праве аренды земельного участка в соответствии с Договором аренды земельного участка и приложением к нему.
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
К указанному заявлению прилагаются, в том числе, правоустанавливающие документы на земельный участок, материалы, содержащиеся в проектной документации, и положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, определен частью 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Требования к содержанию проектной документации установлены Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87.
Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
В соответствии с частью 12.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проектной документации по инициативе застройщика или технического заказчика может осуществляться применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
ООО "Нагатинский" в Московское УФАС России представлены: Положительное заключение государственной экспертизы N 77-1-4-0681-14 от 05.11.2014 объекта капитального строительства: жилой комплекс со встроенно-пристроенным ДОУ и подземной автостоянкой; адрес строительства: 1-й Нагатинский пр., вл. 14, р н Нагатино-Садовники, Южный административный округ города Москвы.
Также, по рассматриваемому адресу ООО "Нагатинский" было оформлено разрешение на строительство: Разрешение на строительство N RU77163000-010371 от 18.12.2014, выданное Комитетом государственного строительного надзора города Москвы (Мосгосстройнадзор).
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в Московское УФАС России копиями перечисленных документов.
В соответствии с частью 19 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (разрешение на каждый этап строительства).
В соответствии с частью 20 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, срок действия разрешения на строительство может быть продлен органом, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона об участии в долевом строительстве, после получения разрешения на строительство и до заключения первого договора долевого участия в строительстве застройщиком в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 Закона об участии в долевом строительстве направляется проектная декларация.
Согласно части 2 статьи 3.1 Закона об участии в долевом строительстве, проектная декларация в электронном виде также должна быть размещена на официальном сайте застройщика в отношении каждого многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) с привлечением средств участников долевого строительства.
Согласно части 1 статьи 19 Закона об участии в долевом строительстве, проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства и определяет объем прав застройщика на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, указанных в такой проектной декларации. Проектная декларация является официальным документом, удостоверяющим факты, влекущие за собой юридические последствия для застройщика.
Список сведений, которые должны содержаться в проектной декларации, закреплены в части 4 статьи 19, статьях 20, 21 Закона об участии в долевом строительстве.
Согласно общедоступным источникам, в том числе сайту в сети Интернет по адресу http://domnanagatinskoy.ru/about/docs/, проектная декларация была опубликована ООО "Нагатинский" на сайте строящегося жилого комплекса.
В силу части 4 статьи 19 Закона об участии в долевом строительстве, застройщик обязан внести в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, а также фактов внесения изменений в проектную документацию, в течение трех рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона об участии в долевом строительстве, по договору участия в долевом строительстве (далее также - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Согласно части 3 статьи 4 Закона об участии в долевом строительстве, договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Порядок регистрации установлен статьей 48 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости).
Согласно представленным в Московское УФАС России документам и сведениям, ООО "Нагатинский" заключены с участниками долевого строительства следующие договоры: Договор N <...> участия в долевом строительстве Жилого комплекса со встроенно-пристроенным ДОУ и подземной автостоянкой, заключенный между ООО "Нагатинский" и <...> (далее - Договор 1); Договор N <...> участия в долевом строительстве участия в долевом строительстве Жилого комплекса со встроенно-пристроенным ДОУ и подземной автостоянкой, заключенный между ООО "Нагатинский" и <...> (далее - Договор 2); Договор N <...> участия в долевом строительстве Жилого комплекса со встроенно-пристроенным ДОУ и подземной автостоянкой, заключенный между ООО "Нагатинский" и <...> (далее - Договор 3); Договор N <...> участия в долевом строительстве Жилого комплекса со встроенно-пристроенным ДОУ и подземной автостоянкой, заключенный между ООО "Нагатинский" и <...> (далее - Договор 4); Договор N <...> участия в долевом строительстве Жилого комплекса со встроенно-пристроенным ДОУ и подземной автостоянкой, заключенный между ООО "Нагатинский" и <...>, <...> (далее - Договор 5); Договор N <...> участия в долевом строительстве Жилого комплекса со встроенно-пристроенным ДОУ и подземной автостоянкой, заключенный между ООО "Нагатинский" и <...>, <...> (далее - Договор 6).
Также ООО "Нагатинский" были заключены договоры участия в долевом строительстве с <...>, <...>, <...>, <...>, <...>.
При этом ООО "Нагатинский" в Московское УФАС России представлена форма типового договора участия в долевом строительстве (далее - Типовая форма договора).
В соответствии с пунктом 2.1 Типовой формой договора, ООО "Нагатинский" (именуемый также Застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) Жилой комплекс со встроенно-пристроенным ДОУ и подземной автостоянкой по адресу: г. Москва, 1-й Нагатинский проезд, вл. 14 и после получения на ввод в эксплуатацию Жилого дома передать объект долевого строительства участнику долевого строительства, а участник долевого строительства обязуется уплатить обусловленную цену договора и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома. При этом пунктом 2.3 Типовой формы договора установлен срок передачи Застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства и одновременно его приема участником долевого строительства - 4 квартал 2016 года.
В соответствии с пунктом 1.2 Типовой формы договора, объектом долевого строительства является жилое помещение и общее имущество в жилом комплексе со встроенно-пристроенным ДОУ и подземной автостоянкой по адресу: г. Москва, 1-й Нагатинский пр-д, вл. 14, расположенное на земельном участке: общей площадью 10 642 кв. м. с кадастровым номером 77:05:0004003:41, подлежащее передаче участнику долевого строительства после получения разрешения на ввод в эксплуатацию жилого комплекса со встроенно-пристроенным ДОУ и подземной автостоянкой, строящегося (создаваемого) с привлечением денежных средств участника долевого строительства и имеющего следующие характеристики: далее расположена таблица состоящая из граф "Номер корпуса", "Номер квартиры", "Этаж", "Кол-во комнат", "Общая площадь объекта долевого строительства без учета лоджий/террас/веранды, балкона кв. м.", "Общая площадь объекта долевого строительства с учетом лоджий/террас/веранды, балкона кв. м.".
Таким образом, в соответствии с представленными в Московское УФАС России договорами, ООО "Нагатинский" были заключены договоры участия в долевом строительстве на квартиры (объекты долевого строительства) со следующими характеристиками (некоторые из представленных в материалы дела договоры приведены в настоящем решении качестве иллюстрации описываемых обстоятельств):
Договор 1:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 апреля 2018 г. N 1-14-1422/77-17
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 04.05.2018