Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<...>
при участии представителей:
<...>
рассмотрев жалобу ООО "Путеводитель по инновациям" от 21.12.2018 N 2018/733 на действия (бездействие) заказчика ФГАОУ ВО "ДВФУ", оператора электронной площадки ООО "РТС-Тендер" при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации проведения образовательно-акселерационных мероприятий для нужд ДВФУ (извещение N 31807228540) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Путеводитель по инновациям" (далее - Заявитель) от 21.12.2018 N 2018/733 на действия (бездействие) заказчика ФГАОУ ВО "ДВФУ" (далее - Заказчик) оператора электронной площадки ООО "РТС-Тендер" (далее - Оператор, ЭТП) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации проведения образовательно-акселерационных мероприятий для нужд ДВФУ (извещение N 31807228540) (далее - Запрос предложений, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках для нужд Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Дальневосточный федеральный универститет", утвержденным Наблюдательным советом ДВФУ (далее - Положение о закупке). (далее - Положение о закупках).
Согласно Документации, заявки подаются через автоматизированную систему Оператора ЭТП по адресу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://www.rts-tender.ru/.
Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки регулируются Регламентом электронной торговой площадки ООО "РТС-Тендер" для корпоративных закупок, утвержденным генеральным директором ООО "РТС-Тендер" В.Н. Лишенковым 31.01.2018 (далее - Регламент).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Извещение о проведении Запроса предложений, документация о закупке (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 30.11.2018;
Начальная (максимальная) цена договора - 9 450 000 рублей;
Дата окончания подачи заявок - 12.12.2018;
Дата подведения итогов Запроса предложений - 14.12.2018;
На участие в Запросе предложений подана - 1 заявка;
К участию в Запросе предложений допущена - 1 заявка.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Оператором нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Оператором не обеспечена надежность функционирования программно-аппаратного комплекса в результате чего у Заявителя отсутствовала возможность подать заявку на участие в Запросе предложений.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора с доводом Жалобы не согласился и пояснил, что Оператор, Заказчик действовали в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупке, Документации, Регламента.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 12 статьи 3.3 Закона о закупках оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из Жалобы следует, что Заявитель в качестве обеспечения заявки внес денежные средства на специальный счет Заявителя в ПАО "Совкомбанк".
В соответствии с пунктом 3.2.2 Соглашения о гарантийном обеспечении на электронной площадке "РТС-тендер" от 04.10.2018 г. N 19/П (далее - Соглашение) Клиент ЭП, выступающий в качестве Участника закупки, по настоящему Соглашению обязуется к моменту подачи заявки в соответствии с предусмотренным в закупочной документации и установленным в электронной форме извещения о проведении Закупки порядком передать Оператору сумму денежных средств, предназначенных для обеспечения заявки, определяемой исходя из гарантийного обеспечения, установленного для лота, на который подается заявка либо в составе заявки документ, подтверждающий обеспечение такой заявки в форме банковской гарантии.
Согласно статье 4 Соглашения передача средств гарантийного обеспечения Оператору, а также денежных средств, используемых в качестве авторизационного платежа, осуществляется путем перечисления денежных средств на счет Оператора по реквизитам, указанным в статье 6 Соглашения.
Передача средств гарантийного обеспечения Оператору может осуществляться путем перевода денежных средств с Виртуального счета Клиента ЭП по 44-ФЗ на Виртуальный счет Клиента ЭП в случаях, прямо предусмотренных настоящим Соглашением, и в соответствии с требованиями Закона 44-ФЗ, Закона 223-ФЗ и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации.
При осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки на участие в такой закупке, вносятся участником такой закупки на специальньй счет, открытый им в банке, включенном в перечень определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с Законом 44-ФЗ.
Таким образом, денежные средства для обеспечения заявки вносятся участником закупки на специальный счет в случае проведения закупки только среди субъектов малого и среднего предпринимательства
Рассматриваемая закупка осуществлялась среди любых лиц, указанных в части 5 статьи 3 Закона о закупках. Внесение денежных средств в качестве обеспечение заявки в данном случае, в соответствие с правилами ЭТП, должно осуществляться на виртуальный счет рассматриваемой закупки.
Вместе с тем, представители Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явились, документов, подтверждающих обоснованность довода Жалобы не представил.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Путеводитель по инновациям" (ИНН: 0275909908, ОГРН: 1170280004575) от 21.12.2018 N 2018/733 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295), оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" (ИНН: 7710357167; ОГРН: 1027739521666) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации проведения образовательно-акселерационных мероприятий для нужд ДВФУ (извещение N 31807228540) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 декабря 2018 г. N 223-ФЗ-1028/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.12.2018