Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Арона Групп" (далее также - Заявитель, Общество) на действия заказчика - ГАУ "Московский зоопарк" (далее также - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию систем безопасности на территории ГАУ "Московский зоопарк" по адресу: 123242, г. Москва, ул. Б. Грузинская, д. 1 (реестровый N 31806809930) (далее - Конкурс),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
Основанием для обращения Общества в адрес антимонопольного органа послужил неправомерный, как оно считает, отказ от проведения Конкурса.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (в редакции, действующей на дату опубликования извещения о проведении Закупки) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закона о закупках).
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.
На официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС, Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).
Извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС 10.08.2018, дата окончания подачи заявок - 10.09.2018, дата рассмотрения заявок - 11.09.2018, дата подведения итогов - 12.09.2018.
Из материалов дела следует, что 14.09.2018 Заказчиком в ЕИС размещен приказ об отмене Конкурса от 14.09.2018 N 79 по причине отсутствия финансирования.
Пунктом 17.5 Положения о закупках определено, что Заказчик, официально разместивший в ЕИС извещение о проведении конкурса, вправе отказаться от его проведения. Извещение об отказе проведения конкурса размещается в ЕИС Заказчиком не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе в порядке, установленном для официального размещения в ЕИС извещения об отказе от проведения конкурса Заказчик обязан направить соответствующие уведомления всем участникам закупки, подавшим заявки на участие в конкурсе.
Данное требование продублировано в пункте 2.4.1 Конкурсной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,
а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 упомянутой нормы правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Таким образом, положение о закупках не является единственным правовым актом, регламентирующим деятельность заказчиков.
В этой связи, разрабатываемые заказчиками со специальной правосубъектностью положения о закупках не могут и не должны противоречить действующему законодательству, а право заказчиков устанавливать особенности проведения закупочных процедур, на что ссылается заявитель, не освобождает
их от необходимости соблюдения действующего законодательства, прав и законных интересов участников как более слабой стороны в правоотношениях.
Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений (часть 1 статьи 1 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают
из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также
из действий граждан и юридических лиц.
В случае выражения (реализации) волеизъявления на возникновение гражданских прав и обязанностей в рамках правоотношений, урегулированных нормами ГК РФ, выбранная форма реализации должна соответствовать всем предусмотренным законом требованиям к содержанию этих правоотношений.
Следовательно, лицо, реализуя свои субъективные права в урегулированных законом правоотношениях, должно соблюдать все предусмотренные законом требования к их реализации. При этом волеизъявление на реализацию прав
в конкретном правоотношении будет регулироваться нормами права, предусмотренными для данного правоотношения, вне зависимости от того, как оно названо. Оценка положений закупочной документации позволяет прийти к выводу, что проведенная компанией процедура удовлетворяет понятию "торги" в контексте гражданского и антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 4 статьи 448 ГК РФ, если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения конкурса не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.
В случае, если организатор торгов открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.
Таким образом ГК РФ и Положением о закупках определены сроки, в рамках которых у заказчика имеется право на отказ проведения Конкурса.
Кроме того, согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) об ответственности за нарушение обязательств в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Руководствуясь представленными на заседании документами и сведениями, Комиссия установила в действиях Заказчика нарушение пункта 17.5 Положения о закупках в связи с тем, что приказ об отказе от проведения Конкурса был размещен за пределами срока окончания подачи заявок, и, во-вторых, отсутствие финансирования проведения Конкурса не является непреодолимой силой, ввиду чего Комиссией принято решение о признании жалобы обоснованной.
В свою очередь, Комиссия не может принудить Заказчика к заключению договора по результатам проведенной конкурентной процедуры, поскольку указанный способ защиты прав участника закупки не может быть реализован в рамках выбранной Заявителем процедуры обжалования действий Заказчика в антимонопольном органе, а подлежит судебному разрешению.
Кроме того, предписание об устранении допущенных нарушений в ходе проведения Конкурса Заказчику также не выдается в связи с тем, что невозможно доказать факт наличия денежных средств на конкретную закупку.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Арона Групп" (ОГРН:5147746268412, ИНН:7726759168) на действия ГАУ "Московский зоопарк" (ОГРН:1037700057768, ИНН:7710031380) при проведении Конкурса обоснованной.
Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 17.5 Положения о закупках.
Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 августа 2018 г. N 1-00-1741/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.12.2018