Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<...>
при участии представителей:
<...>
рассмотрев жалобу ООО "Аркопласт" от 13.12.2018 N 368/18 на действия (бездействие) заказчика АО "Центр судоремонта Звездочка" при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения договора на выполнение работ по разработке рабочей документации, выполнение строительно-монтажных работ и поставку оборудования по объекту "Реконструкция и техническое перевооружение гидротехнических сооружений, судоподъемного и транспортно-передаточного комплекса" АО "Центр судоремонта "Звёздочка", г. Северодвинск (извещение N 2024400000218000025) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Аркопласт" (далее - Заявитель) от 13.12.2018 N 368/18 на действия (бездействие) заказчика АО "Центр судоремонта "Звёздочка" (далее - Заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения договора на выполнение работ по разработке рабочей документации, выполнение строительно-монтажных работ и поставку оборудования по объекту "Реконструкция и техническое перевооружение гидротехнических сооружений, судоподъемного и транспортно-передаточного комплекса" АО "Центр судоремонта "Звёздочка", г. Северодвинск (извещение N 2024400000218000025) (далее - Конкурс, Жалоба).
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 22.03.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (далее - Извещение, Документация), размещенными в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 08.11.2018, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. начальная (максимальная) цена договора - 2 244 057 352,06 рубля;
2. дата окончания подачи заявок - 28.11.2018;
3. дата окончания срока рассмотрения заявок - 12.12.2018;
4. на участие в Конкурсе подано 3 заявки, 1 признана соответствующей требованиям Документации.
Согласно пункту 8 Информационной карты Документации работы по предмету Конкурса выполняются за счет собственных средств Заказчика и средств федерального бюджета.
Как следует из Жалобы, при проведении Конкурса Заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе, а именно: Заказчиком неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.
Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при составлении Документации Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе, при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, информацию и документы, размещенные в ЕИС по данной закупке, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.
Согласно подпункту 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
В соответствии с приложением N 2 Постановления Правительства N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99) установлено дополнительное требование к участникам закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе на выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту одного из особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения).
Согласно Постановлению Правительства N 99, участник в составе заявки представляет документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, а именно:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 12 Информационной карты Документации установлено требование, согласно которому участник должен иметь опыт исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе на выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту одного из особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (договора), на право заключить который проводится соответствующий конкурс.
В соответствии с пунктом 11 Раздела I Документации Заказчиком установлены требования о наличии в составе заявки документов, подтверждающих наличие опыта работ, а именно: копии ранее исполненных контрактов, копии разрешения на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, копии актов выполненных работ.
Согласно протоколу предквалификационного отбора от 05.12.2018 N ППО1, заявка Заявителя отклонена в связи с отсутствием в составе заявки разрешения на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил копию разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданную комитетом государственного строительного надзора города Москвы от 12.02.2016. При этом Заявитель сообщил, что в составе заявки данный документ отсутствовал.
Вместе с тем, Заказчиком на заседание Комиссии ФАС России не представлены заявки участников закупки, изучив которые, Комиссии ФАС России представилось бы возможным придти к выводу о наличии нарушений в действиях Заказчика, отклонившего заявку Заявителя.
Согласно части 5 статьи 106 Закона о контрактной системе заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированная организация, комиссия по осуществлению закупок, ее члены, должностные лица контрактной службы, контрактный управляющий, оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о закупке, заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), протоколы, предусмотренные Законом о контрактной системе, аудио-, видеозаписи и иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке.
Таким образом, Заказчиком не исполнена обязанность, предусмотренная частью 5 статьи 106 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в рамках рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России выявлено следующее нарушение.
2. В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
05.12.2018 Комиссией ФАС России были рассмотрены Жалобы ООО "Геоизол", ООО "СК-Строй" на действия Заказчика на положения Конкурсной документации, по результатам рассмотрения которых Комиссией ФАС России выявлены нарушения в действиях Заказчика по части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе.
На основании решения от 05.12.2018 N 223-ФЗ-912/18, принятого по итогам рассмотрения жалоб, Заказчику выдано предписание, согласно которому Заказчику предписано: внести изменения в Документацию, вернуть заявки, поданные на участие в Конкурсе, уведомить участников закупки о возврате заявок, назначить новую дату окончания срока подачи заявок, разместить в ЕИС информацию о совершении указанных действий. Срок исполнения указанного предписания - 20.12.2018.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, предписание, выданное Заказчику по результатам рассмотрения указанной Жалобы, не исполнено.
При этом указанное предписание было выдано Комиссией ФАС России в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по результатам рассмотрения жалобы в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не исполнившего предписание нарушают пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Аркопласт" (ИНН: 4720021883, ОГРН: 1054700581319) от 13.12.2018 N 368/18 на действия (бездействие) заказчика АО "Центр судоремонта Звездочка" (ИНН 2902060361, ОГРН 1082902002677) при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения договора на выполнение работ по разработке рабочей документации, выполнение строительно-монтажных работ и поставка оборудования по объекту "Реконструкция и техническое перевооружение гидротехнических сооружений, судоподъемного и транспортно-передаточного комплекса" АО "Центр судоремонта "Звёздочка", г. Северодвинск (извещение N 2024400000218000025) необоснованной.
Признать в действиях АО "Центр судоремонта Звездочка" нарушение пункта 2 части 22 статьи 99, части 5 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 21.12.2018 N 223-ФЗ-995/18.
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 21.12.2018 N 223-ФЗ-995/18 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 декабря 2018 г. N 995/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.12.2018