Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия): <_>,
рассмотрев дело N03-31/2018-41, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
в отсутствие заявителя: председателя общественной организации "Совет директоров" г.о. Кинешма Ивановской области <_>,
в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: ООО "КолорИТ" (ИНН 3703043780),
УСТАНОВИЛА:
В Ивановское УФАС России поступили сведения о распространении в периодическом печатном издании "Газета Кинешемец.ру" N42(309) от 27.10.2018 рекламы с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Так, на стр.24 опубликована реклама займа следующего содержания: "Займы населению Рефинансирование микрозаймов Тендерные займы для бизнеса под залог -недвижимости -автотранспорта -материнского капитала* на улучшение жилищных условий и индивидуальное жилищное строительство 8-915-846-90-19". Далее в рекламном макете изложен текст в нечитаемом виде.
Факт распространения рекламы подтверждается: экземпляром издания "Газета Кинешемец.ру" N42(309) от 27.10.2018.
Ивановским УФАС России по данному факту 27 ноября 2018 года возбуждено дело N03-31/2018-41 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Указанная информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к оказываемым финансовым услугам;
- призвана формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования, способствует его продвижению на рынке.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Таким образом, финансовыми услугами являются конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств в случае, если такие услуги оказываются финансовой организацией. Перечень финансовых организаций содержится в п. 6 ст. 4 Закона о защите конкуренции и является закрытым. Финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.
Согласно ч.1 ст.28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) предусмотрено, что распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.
В соответствии со ст.2 Закона о СМИ под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения.
В соответствии со свидетельством о регистрации СМИ ПИ NТУ37-00194 от 30.08.2012 учредителем периодического печатного издания "Газета Кинешемец.ру" является ООО "КолорИТ".
В письменных пояснениях ООО "КолорИТ" (вх. N3658 от 26.11.2018) указано, что рекламодатель рассматриваемой рекламы ИП Любимов А.А. финансовых услуг не предоставляет, а оказывает содействие в подборе финансовых услуг организаций, ОКВЭД - деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе. Соответствующая информация была указана в согласованном с индивидуальным предпринимателем макете рекламы. Однако дизайнером Общества при разработке макета не было учтено, что черный шрифт на зеленом фоне не пропечатается в газете. Данная реклама размещалась в 4-х выпусках газеты (06,13,20 и 27 октября 2018 года N39(307), N40(308), N41(308), N42(309)).
Учитывая изложенное, рассматриваемая реклама не подпадает под требования ч.1 ст.28 Закона о рекламе, однако распространялась с нарушением ч.7 ст.5 Закона о рекламе.
Согласно ч.7 ст.5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
За нарушение требований ч.7 ст.5 Закона о рекламе согласно ч.6 ст. 38 данного закона ответственность несет рекламодатель.
Вместе с тем, в соответствии с ч.6 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Рекламопроизводителем указанного макета рекламы является ООО "КолорИТ". Из материалов дела следует, что нарушение Закона о рекламе было допущено по вине Общества.
На рассмотрение дела представитель ООО "КолорИТ", уведомленного надлежащим образом, не явился. В Ивановское УФАС России поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (вх. N4058 от 17.12.2018).
Руководствуясь статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе, в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы.
Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Предписание антимонопольного органа, исходя из положений Закона о рекламе, является способом защиты общественных отношений, а также законных прав потребителей и иных заинтересованных лиц, направлено на устранение выявленных при рассмотрении дела нарушений и не является мерой ответственности стороны.
Исходя из изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу следующего содержания: "Займы населению Рефинансирование микрозаймов Тендерные займы для бизнеса под залог -недвижимости -автотранспорта -материнского капитала* на улучшение жилищных условий и индивидуальное жилищное строительство 8-915-846-90-19", опубликованную на стр.24 периодического печатного издания "Газета Кинешемец.ру" N42(309) от 27.10.2018, ненадлежащей, поскольку были нарушены требования ч.7 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "КолорИТ" предписание об устранении нарушения ч.7 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 19 декабря 2018 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подписи членов Комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
19 декабря 2018 года г. Иваново
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия): <...>,
на основании своего решения от 19 декабря 2018 года по делу N03-31/2018-41 о нарушении Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО "КолорИТ" (ИНН 3703043780) предпринять все возможные меры по устранению выявленного нарушения ч.7 ст.5 Закона о рекламе для чего в срок до 24 декабря 2018 года прекратить распространение в периодическом печатном издании "Газета Кинешемец.ру" рекламы следующего содержания: "Займы населению Рефинансирование микрозаймов Тендерные займы для бизнеса под залог -недвижимости - автотранспорта - материнского капитала* на улучшение жилищных условий и индивидуальное жилищное строительство 8-915-846-90-19" в отсутствие указания существенной информации о рекламируемой услуге по содействию в подборе финансовых услуг организаций, которое искажает смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
2. ООО "КолорИТ" представить в Ивановское УФАС России письменные доказательства исполнения п. 1 настоящего предписания в срок до 27 декабря 2018 года.
Невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 19 декабря 2018 г. N 03-31/2018-41
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.12.2018