Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия): <_>,
рассмотрев дело N03-31/2018-35, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: ООО "Издательский дом "Кинешма-Медиа" (ИНН 3703041197),
в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: ООО "Ломбард-партнер" (ИНН 3703048026),
УСТАНОВИЛА:
В Ивановское УФАС России поступили сведения о распространении в газете "168 часов" рекламы с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Так, на стр.22 выпуска N40 (1138) от 02.10.2018 опубликована реклама ломбарда следующего содержания: "Ломбард выдает ссуду под залог золотых ювелирных изделий Высокая цена Досрочный выкуп Перезалог Ставка от 0,25% Пенсионерам скидка ТЦ "Терем" ул. Ивановская, д.4, ТЦ "Кооператор", 2 этаж 8-961-116-86-88".
Рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения ч.1 ст.28 Закона о рекламе, в соответствии с которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Согласно ч.3 ст.28 Закона о рекламе, согласно которой: если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
Кроме того, в тексте рекламы не указано каким образом исчисляется данная процентная ставка 0,25% (за 1 день либо за год). Следовательно, реклама также содержит признаки нарушения ч.7 ст.5 Закона о рекламе, согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Факт распространения рекламы подтверждается: газетой "168 часов" N40 (1138) от 02.10.2018.
Ивановским УФАС России по данному факту 21 ноября 2018 года возбуждено дело N03-31/2018-35 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Указанная информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к нескольким объектам рекламирования, в том числе "Ломбарду" и оказываемой финансовой услуге;
- призвана формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования, способствует его продвижению на рынке.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Таким образом, финансовыми услугами являются конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств в случае, если такие услуги оказываются финансовой организацией. Перечень финансовых организаций содержится в п. 6 ст. 4 Закона о защите конкуренции и является закрытым. Финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.
Понятие "ломбард" закреплено в ч.1 ст.2 Федерального закона от 19.07.2007 N196-ФЗ "О ломбардах" (далее - Закон о ломбардах), где ломбард - это юридическое лицо (специализированная коммерческая организация), основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.
Также в соответствии с ч.1.1 ст.2 Закона о ломбардах ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2013 N353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Закон о потребительском кредите).
В п.1 ч.1 ст.3 Закона о потребительском кредите указано, что потребительский кредит (заем) - это денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе с лимитом кредитования.
В ч.4 ст.5 Закона о потребительском кредите предусмотрено, что кредитором в местах оказания услуг (местах приема заявлений о предоставлении потребительского кредита (займа), в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет) должна размещаться информация об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа).
Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) предусмотрено, что распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.
В соответствии со ст.2 Закона о СМИ под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения.
В Ивановское УФАС России представлены письменные пояснения ООО "Издательский дом "Кинешма-Медиа" (вх. N3177 от 23.10.2108), в которых указано, что договор на размещение рассматриваемой рекламы N60/1 от 25.09.2018 был заключен с ООО "Ломбард-партнер", макет рекламы был согласован с рекламодателем в приложении N1 к нему, оплата производилась по безналичному расчету.
ООО "Ломбард-партнер" представило в Ивановское УФАС России письменные пояснения (вх. N3361 от 06.11.2018), согласно которым Общество зарегистрировано в МРУ Росфинмониторинга по ЦФО и поставлено на учет за N708010256. Обществом 01.03.2014 утверждены Правила предоставления краткосрочных займов под залог движимого имущества, в которых установлены следующие условия рекламируемой финансовой услуги (займа):
- займ выдается ломбардом сроком от 1 до 30 дней. День залога и день выкупа считаются днями пользования кредитом и услугами ломбарда, если иное не предусмотрено законодательством РФ, займ считается предоставленным на 1 день, равнозначный дню получения и возврата займа. Срок займа по договору в указанных временных пределах определяется заемщиком (п.2.12);
- процентная ставка за пользование займом в период до 30 дней составляет 91,25% и 160,6% годовых, что соответствует 0,25% и 0,44% в день и зависит от суммы займа и периода фактического пользования займом. Конкретные процентные ставки по каждому займу указываются в индивидуальных условиях договора потребительского займа и в залоговом билете. В случае пользования займом сверх установленного срока возврата займа процентная ставка изменяется в соответствии с договором (п.2.14).
Вместе с тем, из ч.2 ст.6 Федерального закона от 21.12.2013 N353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" следует, что полная стоимость потребительского кредита (займа), определяемая в процентах годовых, рассчитывается по формуле: ПСК = i x ЧБП x 100, где ПСК - полная стоимость кредита в процентах годовых с точностью до третьего знака после запятой.
Таким образом, в рассматриваемой рекламе не только отсутствовали все условия, влияющее на стоимость финансовой услуги (займа) и определяющие ее полную стоимость для заемщика, но и процентная ставка, как одно из условий займа, была указана только в виде процента от суммы займа за каждый день пользования суммой.
Кроме того, в п.24 Постановления Пленума ВАС РФ N58 однозначно указано на то, что наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Следовательно, указанная реклама распространялась в нарушение требований ч.7 ст.5, ч.1 и ч.3 ст.28 Закона о рекламе.
За нарушение требований ч.7 ст.5 и ч.3 ст.28 Закона о рекламе согласно ч.6 ст. 38 данного закона ответственность несет рекламодатель.
За нарушение требований ч.1 ст.28 Закона о рекламе согласно ч.6 и ч.7 ст. 38 данного закона ответственность несут рекламодатель и рекламораспространитель.
В материалы дела представлен устав газеты "168 часов", в п. 5.2 которого установлено, что принимает решение о размещении рекламы в газете учредитель.
В соответствии со свидетельством о регистрации СМИ ПИ N5-0283 от 07.07.2001 специализация периодического печатного издания "168 часов" информационная, учредителем является <_>. Однако договор на распространение рекламы был заключен между ООО "Ломбард-партнер" и ООО "Издательский дом "Кинешма-Медиа".
Материалами дела также подтверждается, что в рассматриваемом случае оплату за размещение рекламы приняло ООО "Издательский дом "Кинешма-Медиа".
На рассмотрение дела представители ООО "Ломбард-партнер" и ООО "Издательский дом "Кинешма-Медиа", уведомленных надлежащим образом, не явились. В Ивановское УФАС России поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Руководствуясь статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе, в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы.
Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Предписание антимонопольного органа, исходя из положений Закона о рекламе, является способом защиты общественных отношений, а также законных прав потребителей и иных заинтересованных лиц, направлено на устранение выявленных при рассмотрении дела нарушений и не является мерой ответственности стороны.
Исходя из изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу следующего содержания: "Ломбард выдает ссуду под залог золотых ювелирных изделий Высокая цена Досрочный выкуп Перезалог Ставка от 0,25% Пенсионерам скидка ТЦ "Терем" ул. Ивановская, д.4, ТЦ "Кооператор", 2 этаж 8-961-116-86-88", опубликованную в газете "168 часов" на стр.22 выпуска N40 (1138) от 02.10.2018, ненадлежащей, поскольку были нарушены требования ч.7 ст.5, ч.1 и ч.3 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Ломбард-партнер" предписание об устранении нарушений Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
3. Выдать ООО "Издательский дом "Кинешма-Медиа" предписание об устранении нарушений Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 07 декабря 2018 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подписи членов Комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ N1
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
07 декабря 2018 года г. Иваново
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия): <_>,
на основании своего решения от 07 декабря 2018 года по делу N03-31/2018-35 о нарушении Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО "Ломбард-партнер" (ИНН 3703048026) предпринять все возможные меры по устранению выявленного нарушения ч.7 ст.5, ч.1 и ч.3 ст.28 Закона о рекламе для чего в срок до 21 декабря 2018 года прекратить распространение в газете "168 часов" рекламы следующего содержания: "Ломбард выдает ссуду под залог золотых ювелирных изделий Высокая цена Досрочный выкуп Перезалог Ставка от 0,25% Пенсионерам скидка ТЦ "Терем" ул. Ивановская, д.4, ТЦ "Кооператор", 2 этаж 8-961-116-86-88" либо дополнить текст указанием на оказывающее финансовую услугу юридическое лицо, а также все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее. Процентная ставка должна быть указана в процентах годовых от суммы займа.
2. ООО "Ломбард-партнер" представить в Ивановское УФАС России письменные доказательства исполнения п. 1 настоящего предписания в срок до 25 декабря 2018 года.
Невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подписи членов Комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ N2
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
07 декабря 2018 года г. Иваново
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия): <_>,
на основании своего решения от 07 декабря 2018 года по делу N03-31/2018-35 о нарушении Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО "Издательский дом "Кинешма-Медиа" (ИНН 3703041197) предпринять все возможные меры по устранению выявленного нарушения ч.7 ст.5, ч.1 и ч.3 ст.28 Закона о рекламе для чего в срок до 21 декабря 2018 года прекратить распространение в газете "168 часов" рекламы следующего содержания: "Ломбард выдает ссуду под залог золотых ювелирных изделий Высокая цена Досрочный выкуп Перезалог Ставка от 0,25% Пенсионерам скидка ТЦ "Терем" ул. Ивановская, д.4, ТЦ "Кооператор", 2 этаж 8-961-116-86-88".
2. ООО "Издательский дом "Кинешма-Медиа" представить в Ивановское УФАС России письменные доказательства исполнения п. 1 настоящего предписания в срок до 25 декабря 2018 года.
Невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 7 декабря 2018 г. N 03-31/2018-35
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.12.2018