Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - Карельское УФАС России) ***, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении N 03-17/124-2018, возбужденного в отношении садоводческого некоммерческого товарищества "МАЯК" (ОГРН: 1031001972913; ИНН/КПП: 1020004502/102001001; дата регистрации: 24.03.2004; место нахождения: 185510, РК, Прионежский р - он, д. УЯ; председатель ***. (ИНН: 100101961726); далее - СНТ "Маяк") по факту нарушения пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отсутствие представителя СНТ "Маяк", "_", надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения материалов дела,
УСТАНОВИЛ:
07.11.2018 в Управление из Прокуратуры Республики Карелия с письмом от 29.10.2018 N 7р-2018 (вх. от 07.11.2018 N 5201) поступило заявление "_" от 24.10.2018 с жалобой на действия СНТ "Маяк" по введению полного ограничения потребления электроэнергии в отношении принадлежащего ей жилого дома.
Заявительница указала, что летом 2018 года дом был отключен от электричества, при этом собственники вышеуказанного дома электроэнергией не пользовались.
Из заявления и приложенных к нему документов следует, что "_" является долевым собственником участка и дома N 27, расположенного "_" в СНТ "Маяк" с 10.09.2011.
По факту отключения электроэнергии "_" обратилась к председателю СНТ "Маяк" ***, на что последний сообщил ей, что собранием СНТ "Маяк" в 2015 году было принято решение отключить членов СНТ "Маяк" от электричества за долги по членским взносам, и за вторичное подключение взимать плату в размере 5000 рублей.
При этом заявительница сообщила, что на момент обращения с заявлением долгов по членским взносам перед товариществом не имеет, что подтверждено записями из членской книжки садовода от 10.09.2011.
По результатам рассмотрения заявления определением от 11.12.2018 "О возбуждении дела N 03-17/124-2018 об административном правонарушении и проведении административного расследования" (далее - определение от 11.12.2018) в отношении СНТ "Маяк" было возбуждено настоящее дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования.
В соответствии со статьей 25.2 КоАП РФ ***. привлечена в качестве потерпевшей по делу об административном правонарушении N 03-17/124-2018.
В соответствии с указанным определением СНТ "Маяк" надлежало в трехдневный срок со дня получения определения предоставить: акты, оформленные в ходе прекращения энергоснабжения, в случае отсутствия таковых - сведения о дате и способе введения режима ограничения электроснабжения участка "_" по адресу: "_"; сведения о наличии либо отсутствии задолженности за потребленную электроэнергию "_"а также о наличии/отсутствии задолженности по членским взносам; письменные правовые пояснения причин введения ограничения энергоснабжения, а также причины отказа в восстановлении энергоснабжения; сведения о том, является ли "_" членом СНТ "Маяк"; копию протокола общего собрания СНТ "Маяк", на котором принято решение об установлении платы за восстановление энергоснабжения, а также о введении ограничения в случае наличия задолженности по членским взносам; копию договора энергоснабжения со всеми приложениями; копии документов о технологическом присоединении объектов электросетевого хозяйства СНТ "Маяк" и его членов к сетям сетевой организации; иные сведения (информация, документы), способные оказать влияние на результат рассмотрения дела об административном правонарушении.
Потерпевшей стороне надлежало предоставить документы на жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Карелия, Прионежский район, СНТ "Маяк", "_" (договор купли - продажи, свидетельство о регистрации права и т.п); документы о технологическом присоединении объекта; документы об оплате стоимости потребленной электрической энергии до момента прекращения электроснабжения с 01.01.2018.
18.12.2018 председателем правления СНТ "Маяк" ***. с сопроводительным письмом (вх. от 18.12.2018 N 6024) были предоставлены следующие копии документов: акт об отключении от эл/энергии; справка о наличии/отсутствии задолженности за потребленную электроэнергию, о наличии/отсутствии задолженности по членским взносам (с выдержками из журнала); справка по протоколу собрания СНТ "Маяк" от 27.06.2015; протокол общего собрания членов СНТ "Маяк" от 27.06.2015; справка о том, что садовод является/не является членом СНТ "Маяк"; справка о собственности участка и дома в СНТ "Маяк"; договор энергоснабжения от 01.01.2007 N 7734; акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 05.12.2008; протокол общего собрания СНТ "Маяк" от 19.06.2011 N 19/06-11г.; протокол общего собрания СНТ "Маяк" от 09.06.2013; протокол общего собрания членов СНТ "Маяк" от 24.06.2017.
09.01.2019 (вх. N 11) в Карельское УФАС России председателем правления СНТ "Маяк" ***. предоставлена справка, из которой следует, что "_"24.10.2018 был продан участок и дом N 27, расположенный "_" в СНТ "Маяк", дом подключен к электроэнергии.
Запрошенная у потерпевшей информация предоставлена не была.
28.12.2018 в связи с отсутствием в материалах расследования информации о направлении в адрес "_". определения от 11.12.2018 уведомлением о переносе даты и времени составления протокола СНТ "Маяк" и потерпевшая извещены о переносе даты и времени составления и подписания протокола об административном правонарушении по делу N 03-17/124-2017 с 10 часов 00 минут 28.12.2018 на 12 часов 00 минут 11.01.2019.
Рассмотрев полученные в ходе проведения административного расследования документы, должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В пункте 2 статьи 546 ГК РФ предусмотрено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Положения о порядке ограничения режима потребления электрической энергии закреплены в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442.
В силу пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
В силу пункта 33 Правил недискриминационного доступа перерыв в передаче электрической энергии, прекращение или ограничение режима передачи электрической энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, неудовлетворительное состояние энергопринимающего устройства потребителя услуг угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности. О перерыве, прекращении или ограничении передачи электрической энергии в указанных случаях сетевая организация обязана уведомить потребителя услуг в течение 3 дней с даты принятия такого решения, но не позднее чем за 24 часа до введения указанных мер.
Из вышеприведенных норм в их совокупности, следует, что прекращать и ограничивать подачу электроэнергии вправе только энергоснабжающая организация и только в предусмотренных законом случаях и порядке.
Исходя из предоставленного председателем правления СНТ "Маяк" *** протокола общего собрания членов СНТ "Маяк" от 27.06.2015 и справки к нему следует, что товариществом принято решение об отключении должников не платящих членские взносы за электроэнергию более года со дня проведения общего собрания от электрической сети СНТ "Маяк", а также о вторичном подключении за пять тысяч рублей.
Из акта об отключении от электрической энергии следует, что по решению собрания от 27.06.2015 "_"в СНТ "Маяк" был отключен от электрической энергии 10.05.2017 за неуплату членских взносов и не предоставления показаний электрического счетчика.
Кроме того, в акте был сделан вывод, что участок находится в пожароопасном состоянии, электропроводка не соответствует нормам.
В обоснование наличия у заявительницы задолженности председатель правления СНТ "Маяк" ***. предоставил справку о наличии/отсутствии задолженности за потребленную электроэнергию, о наличии/отсутствии задолженности по членским взносам (с выдержками из журнала).
Следовательно, вышеуказанными документами подтвержден факт прекращения СНТ "Маяк" энергоснабжение объекта заявительницы.
С учетом норм права, СНТ "Маяк" не являясь по отношению к "_"энергоснабжающей организацией не вправе прекращать передачу электроэнергии на объект заявительницы, входящей в состав данного товарищества.
Таким образом, в действиях СНТ "Маяк", выразившихся во введении полного ограничения потребления электроэнергии в отношении принадлежащего заявительнице объекта установлен факт нарушения пункта 6 Правил недискриминационного доступа.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности устанавливается равным одному году со дня совершения административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 9.21 КоАП РФ.
Так, актом об отключении от электрической энергии подтвержден факт прекращения энергоснабжения объекта заявительницы с 10.05.2017. Указанная дата является днем совершения СНТ "Маяк" установленного правонарушения.
Таким образом, срок давности для привлечения СНТ "Маяк" к административной ответственности истек 10.05.2018.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Учитывая положения статьи 24.5 КоАП РФ и руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 24.5 и частью 2 статьи 29.4 КоАП, заместитель руководителя Карельского УФАС России
ПОСТАНОВИЛ:
дело об административном правонарушении N 03-17/124-2018, возбужденное в отношении СНТ "Маяк" за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, прекратить.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 15 января 2019 г. N 03-17/124-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.01.2019