Резолютивная часть решения оглашена "09" января 2019 года г. Ханты-Мансийск
Решение в полном объеме изготовлено "11" января 2019 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа N 78 от 19.12.2017 в составе:
Председатель комиссии:
<...>
Члены комиссии:
<...>
<...>
в отсутствии представителя Заявителя ООО "ТЛК "Геркулес" - уведомленного надлежащим образом о чем свидетельствуют материалы жалобы;
в отсутствии представителя Заказчика МАДОУ ДС N14 "Умка" - уведомленного надлежащим образом о чем свидетельствуют материалы жалобы;
рассмотрев жалобу ООО "ТЛК "Геркулес" (вх. N 2060-ж от 21.12.2018 г.)
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба ООО "ТЛК "Геркулес" на действия заказчика - МАДОУ ДС N14 "Умка", при проведении запроса котировок цен на поставку продуктов питания "Рыба и рыбные продукты", извещение N 31807270970.
Заявитель сообщает, 08.12.2018 МАДОУ ДС N14 "Умка" разместило извещение о проведении запроса котировок цен на поставку продуктов питания.
Согласно части 2 Извещения о проведении запроса цен Участники закупки должны предоставить котировочную заявку по форме приложения N 2 к настоящему Извещению в письменной форме (с подписью руководителя организации и печатью организации), либо по электронной почте (в отсканированном виде с подписью руководителя организации и печатью организации).
В случае предоставления котировочной заявки по электронной почте (Zakupkiumkamegion@bk.ru) - все листы заявки должны быть в отсканированном виде, заверены подписью руководителя организации и печатью организации).
Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок N66 от 18.12.2018 в допуске к участию Заявителю отказано в связи с несоответствием требованиям, установленным в извещении о проведении запроса цен.
Заявителю из указанного основания в допуске, была не понятна причина отклонения заявки, в связи с этим он связался с Заказчиком посредством телефонной связи, откуда следовало объяснение, что последние страницы котировочной заявки и декларация о соответствии требованиям, по мнению комиссии Заказчика должны быть заверены подписью руководителя организации и печатью организации, так как печать и подпись руководителя стояла один раз (в строке директор), заказчик отклонил заявку заявителя.
Заявитель считает, что действия Заказчика не правомерны и отклонение заявки Заявителя, необоснованно.
Кроме того, Заявитель утверждает, что в протоколе рассмотрения и оценки котировочных заявок N66 от 18.12.2018 отсутствует указание положений документации (извещения), которым не соответствует отклоненная заявка.
В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
С учетом, доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.
В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки до рассмотрения жалобы по существу (исх. от 21.12.2018 N 02/ОВ-7237). Рассмотрение жалобы назначено на 09.01.2019 г.
В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия антимонопольного органа ограничена доводами жалобы.
Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N14 "Умка" (далее - Положение о закупках), утвержденного протоколом наблюдательного совета N10 от 25.06.2018, разработанного в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
08.12.2018 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение на поставку продуктов питания "Рыба и рыбные продукты", извещение N 31807270970.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с частью 2 Извещения о проведении запроса цен Участники закупки должны предоставить котировочную заявку по форме приложения N 2 к настоящему Извещению в письменной форме (с подписью руководителя организации и печатью организации), либо по электронной почте (в отсканированном виде с подписью руководителя организации и печатью организации).
В случае предоставления котировочной заявки по электронной почте (Zakupkiumkamegion@bk.ru) - все листы заявки должны быть в отсканированном виде, заверены подписью руководителя организации и печатью организации).
Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок N66 от 18.12.2018 в допуске к участию Заявителю отказано в связи с несоответствием требованиям, установленным в извещении о проведении запроса цен.
Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что в все листы заявки Заявителя представлены в отсканированном виде, заверены подписью руководителя организации и печатью организации. Требование о том, что подпись руководителя организации и печать организации должна на отсканированном варианте стоять два раза в Положении о закупках и в Извещении о проведении запроса цен, не установлено.
Таким образом Заказчик необоснованно отклонил заявку Заявителя, так как заявка Заявителя подана в соответствии с требованиями установленными в Извещении о проведении запроса цен, что нарушает пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках.
В соответствии с подпунктом б пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках, протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения, в том числе основания отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка.
В соответствии с пунктом 40.6 Положения о закупках, Протокол рассмотрения и оценки заявок должен содержать следующие сведения, в том числе, сведения о соответствии участников запроса котировок требованиям Заказчика,
установленным в котировочной документации, сведения о допущенных участниках запроса котировок, сведения о недопущенных участниках запроса котировок с указанием причины отказа.
Если положением и документацией для данного этапа предусмотрено право рассматривать и отклонять заявки участников, то в протокол включается информация о количестве отклоненных заявок и причинах их отклонения. При этом указываются положения документации, которым не соответствует каждая заявка.
Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок N66 от 18.12.2018, содержит информацию об отказе в допуске к участию в запросе котировок Заявителя в связи несоответствием требованиям, установленным в извещении о проведении запроса цен, но не указано по каким именно требованиям, положения документации, а так же причины отклонения.
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что Заказчиком нарушен подпункт б пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках, а так же пункт 40.6 Положения о закупках.
Вместе с тем, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установила следующее.
В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках, Для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках, Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:
1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;
4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;
6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
7) порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;
8) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки);
9) требования к участникам такой закупки;
10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии;
11) формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке;
12) дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки;
13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;
14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;
15) описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона;
16) иные сведения, определенные положением о закупке.
Заказчиком установлена конкурентная форма закупки, в виде проведения запроса котировок в электронной форме, в связи с этим заказчик не разрабатывал и не утверждал документацию о закупке.
Форму заявки на участие в запросе котировок в электронной форме Заказчик установил в извещении о проведении запроса котировок.
Антимонопольным органом установлено, что в нарушение требований предусмотренных частью 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчиком не указаны в извещении о проведении запроса котировок, требования предусмотренные пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а именно критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "ТЛК "Геркулес" на действия заказчика - МАДОУ ДС N14 "Умка", при проведении запроса котировок цен на поставку продуктов питания"Рыба и рыбные продукты", извещение N 31807270970, обоснованной.
2.Признать в действиях МАДОУ ДС N14 "Умка", выразившихся необоснованном отклонении заявки ООО "ТЛК "Геркулес", нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
3.Признать в действиях МАДОУ ДС N14 "Умка", выразившихся в не указании в протоколе рассмотрения заявок сведений о недопущенных участниках запроса котировок с указанием причины отказа, нарушение подпункта б пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках, а так же пункта 40.6 Положения о закупках.
4. Выдать МАДОУ ДС N14 "Умка" обязательное для исполнения предписание.
5.Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
6. Разместить настоящее решение на официальном сайте антимонопольного органа.
Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
ПРЕДПИСАНИЕ N 8
11.01.2019 г. г. Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа N 78 от 19.12.2017 в составе:
Председатель комиссии:
<...>
Члены комиссии:
<...>
<...>
на основании своего решения от 11.01.2019 года, вынесенного по жалобе ООО "ТЛК "Геркулес" (вх. N 2060-ж от 21.12.2018 г.), руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
МАДОУ ДС N14 "Умка" в срок до 04.02.2019 года:
1.Отменить все протоколы, составленные в ходе проведения запроса котировок цен на поставку продуктов питания "Рыба и рыбные продукты", извещение N 31807270970.
2.Вернуть закупку N 31807270970 на стадию рассмотрения заявок;
3.Разместить информацию об отмене протоколов и внесении изменений в извещение запроса котировок в сети "Интернет" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru;
4.В срок до 05.02.2019 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов;
5. Контроль за исполнением настоящего предписания возложить на ведущего специалиста - эксперта Воронцову О.В.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 9 января 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.01.2019