Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
Бугаев Д.В. |
Руководитель Управления, |
Члены комиссии:
Короткова И.Ю. |
Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок, |
Крупчак Т.С. |
Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе"), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации",
в присутствии представителей от:
Заказчика: Боева И.А. (доверенность от 28.12.2018 N б/н), Кабеевой Т.Б. (доверенность от 25.12.2018 N б/н).
Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.
УСТАНОВИЛА:
25 декабря 2018 года в Архангельское УФАС России - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Торговый Дом "ВИНАР-М" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГБУЗ "Центральная медико-санитарная часть N 58 Федерального медико-биологического агентства" (далее - Заказчик), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходных материалов для стерилизации (извещение N 0324100001118000372).
Содержание жалобы:
Обжалуются действия Заказчика, в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ "О контрактной системе".
Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 27.12.2018 N 1/2-2-2461.
Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ "О контрактной системе" внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.
17.12.2018 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение N 0324100001118000372 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку расходных материалов для стерилизации (далее - документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 420 289,12 рублей.
Оператор электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ".
Заявитель считает, что Заказчиком в нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе", в пунктах 5, 6 раздела II "Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта" документации об аукционе в характеристиках товара указан несуществующий государственный стандарт, а именно: "ГОСТ Р ИСО 11140-1-2011". Государственного стандарта "ГОСТ Р ИСО 11140-1-2011" не существует: до 01.01.2013 действовал "ГОСТ Р ИСО 11140-1-2009. Стерилизация медицинской продукции. Химические индикаторы. Часть 1. Общие требования", с 01.01.2013 действует "ГОСТ ISO 11140-1-2011. Стерилизация медицинской продукции. Химические индикаторы. Часть 1. Общие требования".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе" документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 1 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе" определены правила описания объекта закупки заказчиком в документации о закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе" в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе" установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В пунктах 5, 6 раздела II "Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта" документации об аукционе установлено следующее:
"_
N п/п |
Наименование товара |
Характеристика товара |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
5 |
Лента индикаторная для контроля воздушной стерилизации |
Предназначена для одновременного упаковывания, герметизации пакетов, упаковок, укладок и контроля (отличия простерилизованных изделий от не подвергавшихся стерилизации) при воздушной стерилизации, ГОСТ Р ИСО 11140-1-2011 (индикатор процесса). _ |
_ |
6 |
Лента индикаторная для контроля паровой стерилизации |
Предназначена для одновременного упаковывания, герметизации пакетов, упаковок, укладок и контроля (отличия простерилизованных изделий от не подвергавшихся стерилизации) при паровой стерилизации, ГОСТ Р ИСО 11140-1-2011 (индикатор процесса). _ |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
_".
В заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что государственный стандарт указан верно, аббревиатура ISO изложена в русской транскрипции и не может вводить в заблуждение потенциальных участников закупки. В период подачи заявок запросов на разъяснения по данному вопросу Заказчику не поступало.
Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что в сети "Интернет", при поиске "ГОСТ Р ИСО 11140-1-2011", система находит ГОСТ ISO 11140-1-2011.
Следовательно, ГОСТ Р ИСО 11140-1-2011 нельзя признать несуществующим государственным стандартом.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Заявитель в жалобе указывает: "Заказчиком в п.22-26 ТЗ заявлен Пакет для паровой, воздушной и другой стерилизации комбинированный самоклеящийся плоский.
По совокупности требуемых характеристик заявленному товару соответствует товар единственного производителя, отсутствующий в свободной продаже (производитель и поставщик - ЗАО "МедТест").
Запрашиваемые Заказчиком комбинированные пакеты стоят гораздо дороже крафтовых или бумажных пакетов, которые прекрасно подходят для заданных в Техническом задании целей.
Указывая конкретный материал изготовления пакетов, Заказчик устанавливает ограничения, так как он ни коим образом не влияет на функциональность данного товара".
На основании части 2 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе" документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 2 статьи 19 ФЗ "О контрактной системе" для целей указанной статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ "О контрактной системе" именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ "О контрактной системе" не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
В соответствии с частью 1 раздела II "Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта" документации об аукционе Заказчиком установлены требования к закупаемому товару, соответствующие его потребностям.
"_
N п/п |
Наименование товара |
Характеристика товара |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
22 |
Пакет для паровой, воздушной и другой стерилизации комбинированный самоклеящийся плоский |
Пакеты самоклеящееся для паровой, воздушной и другой стерилизации комбинированный самоклеящийся плоский. - Непрозрачная сторона должна быть: специальная водоотталкивающая бумага повышенной эластичности плотностью. - Прозрачная сторона должна быть: изготовлена из экструдированной термоформуемой пленки с высоким барьером от влаги, отличным кислородным барьером, обеспечивающуюся отсутствие деформации в процессе стерилизации, угрозы возникновения осколочных разрывов. Обеспечивать гарантированный "микробный барьер" в одинарной упаковке (паровая, воздушная и другая стериализация) - не менее 1 года. Срок годности не менее 36 месяцев. В упаковке не менее 100 штук, упаковка является асептической: Размер пакета не менее 150*400 мм и не более 160*410 мм |
_ |
23 |
Размер пакета не менее 100*500 мм и не более 110*570 мм |
_ |
|
24 |
Размер пакета не менее 100*250 мм и не более 110*260 мм |
_ |
|
25 |
Размер пакета не менее 400*600 мм и не более 410*610 мм |
_ |
|
26 |
Размер пакета не менее 300*600 мм и не более 310*610 мм |
_ |
|
_ |
_ |
_ |
_ |
_".
В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представители Заказчика сообщили следующее.
Потребность Заказчика в комбинированных пакетах, а не бумажных обусловлена возможностью оперативно визуально идентифицировать содержимое пакета, так как одна из сторон пакета является прозрачной.
Согласно данным государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, в форме электронного сервиса на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения http://www.roszdravnadzor.ru, описанию закупаемых пакетов, соответствуют товары производителей: пакеты "ПКСТУ" производства ООО "НПФ "ВИНАР" (регистрационный номер медицинского изделия РЗН 2017/5956), пакеты "Стеримаг" производства ЗАО "Медтест" (регистрационный номер медицинского изделия ФСР 2010/08882).
Следовательно, требования, установленные в техническом задании, не ограничивают поставщиков, в том числе производителей закупаемого расходного материала. Кроме того, из документации об аукционе не следует, что осуществление закупки производится среди производителей товара. В связи с этим, участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и требованиям Заказчика.
ФЗ "О контрактной системе" не обязывает Заказчика подтверждать наличие в его пользовании того либо иного оборудования, для обеспечения бесперебойной работы которого может осуществляться закупка сопутствующих товаров.
Проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик при формировании технического задания руководствовался объективными потребностями и при этом соблюдены условия о недопущении ограничения количества участников закупки.
Установление требований к закупаемому товару в соответствии с потребностью Заказчика не противоречит действующему законодательству о контрактной системе.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 26.12.2018 N0324100001118000372-1 было подано пять заявок на участие в электронном аукционе.
Заявителем в подтверждение своего довода каких-либо доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, не представлено.
При таких обстоятельствах факт ограничения количества участников закупки Комиссией Архангельского УФАС России не установлен.
Таким образом, в действиях Заказчика нарушений ФЗ "О контрактной системе" не установлено.
При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ "О контрактной системе" данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Торговый Дом "ВИНАР-М" необоснованной.
Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Д.В. Бугаев
Члены Комиссии И.Ю. Короткова
Т.С. Крупчак
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 28 декабря 2018 г. N 364-фз-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.01.2019