Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от СПб ГУП "Горэлектротранс" (далее - Организатор торгов); от ООО ТД "Ремикс" (далее - Заявитель).
В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 25.12.2018 вх. N 33514-ЭП/18) ООО ТД "Ремикс" на действия Организатора торгов СПб ГУП "Горэлектротранс" при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку песка кварцевого сухого просеянного фракцией 0,63 - 1,2 мм (извещение N 31807273119), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
10 декабря 2018 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31807273119 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку песка кварцевого сухого просеянного фракцией 0,63 - 1,2 мм (далее - Закупка), включая Документацию об аукционе (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП "Горэлектротранс" (далее - Положение о закупках) в редакции от 22.10.2018, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
3 368 371 ,50 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
10.12.2018 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
18.12.2018 в 09:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
18.12.2018, 20.12.2018 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
196105, Санкт-Петербург, ул. Сызранская, д. 15, Конференц-зал. |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре N 31807273119 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном установлении в Документации излишне суженных требований к техническим и качественным характеристикам товара не соответствующих требованиям, предусмотренным действующим ГОСТ на товар, являющийся предметом Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
СПб ГУП "Горэлектротранс" относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО ТД "Ремикс" в составе документов истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/38218/18 от 27.12.2018 был представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/38218/18 от 27.12.2018, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
информационная открытость закупки;
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
На основании ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с п. 1.3 Документации предметом аукциона является право заключения договора на поставку песка кварцевого сухого просеянного фракцией 0,63-1,2 мм.
Как следует из п. 3 Документации, сведения о наименовании закупаемых товаров, их количестве (объеме), ценах за единицу товара, начальной (максимальной) цене договора, расходах участника, нормативных документах, согласно которым установлены требования, технических и функциональных характеристиках товара, требования к их безопасности, качеству, упаковке, отгрузке товара, к результатам, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, потребностям заказчика, место, условия и сроки поставки товаров, форма, сроки и порядок оплаты изложены в техническом задании, являющемся приложением N 2 к аукционной документации.
Пунктом 2.2 приложения N 2 к Документации (Технические требования) установлено, что технические характеристики товаров указаны в приложении N 1 к техническим требованиям.
Продукция должна поставляться в соответствии с ГОСТ и ТУ, а также удовлетворять требованиям, установленным действующим законодательством.
Согласно п. 1 приложения N 1 к техническим требованиям (Перечень закупаемого товара) товаром, требуемым к поставке, является песок кварцевый сухой просеянный (б/б объемом 1 тн., с полиэтиленовым вкладышем, без технических отверстий), который должен соответствовать ГОСТ 8736-2014.
Кроме того, в соответствии с п. 1 приложения N 1 к техническим требованиям к песку кварцевому сухому просеянному установлены следующие требования:
полный остаток на сите N 063 - 33% по массе;
содержание пылевидных и глинистых частиц - 3% по массе;
содержание зерен крупностью св. 5 мм - 15% по массе;
содержание глины в комках - 0,5% по массе;
содержание зерен крупностью св. 10 мм - 0,3% по массе;
модуль крупности в интервале - 2,1 - 2,4 Мк;
класс песка - II.
На основании п. 4.2.2 ГОСТ 8736-2014 каждую группу песка характеризуют значением модуля крупности Мк. К средней группе песка согласно ГОСТ 8736-2014 установлены следующие характеристики модуля крупности: 2,0 - 2,5 Мк.
Таким образом, СПб ГУП "Горэлектротранс" необходим к поставке песок, соответствующий группе песка "средний" с классом песка II.
Согласно п. 4.2.3 ГОСТ 8736-2014 с "средней" группе песка относится песок с полным остатком на сите N 063 от 30 до 45% по массе.
Таким образом, требование п. 1 приложения N 1 к техническим требованиям к поставляемому песку в виде полного остатка на сите N 063 в размере 33% по массе, существенно ограничивает возможность поставки песка соответствующего ГОСТ 8736-2014, согласно которому к "средней" группе песка установлен более широкий диапазон возможных значений для данной характеристики товара в размере от 30 до 45% по массе.
В соответствии с п. 4.2.4 ГОСТ 8736-2014 содержание в песке зерен крупностью св. 10 мм для песка класса II "средней" группы не должно превышать 5% по массе. Содержание в песке зерен крупностью св. 5 мм для песка класса II "средней" группы не должно превышать 15% по массе.
Таким образом, требование п. 1 приложения N 1 к техническим требованиям к поставляемому песку в виде содержания в песке зерен крупностью св. 10 мм в размере 0,3% по массе, существенно ограничивает возможность поставки песка соответствующего ГОСТ 8736-2014, согласно которому к "средней" группе песка установлен предел максимального значения содержания в песке зерен крупностью св. 10 мм - не более 5% по массе. Также требование к поставляемому песку в виде содержания в песке зерен крупностью св. 5 мм в размере 15% по массе, существенно ограничивает возможность поставки песка соответствующего ГОСТ 8736-2014, согласно которому к "средней" группе песка установлен предел максимального значения содержания в песке зерен крупностью св. 5 мм - не более 15% по массе, то есть допускающего содержание в песке зерен крупностью св. 5 мм от 0 до 15% по массе включительно.
На основании п. 4.2.5 ГОСТ 8736-2014 содержание в песке пылевидных и глинистых частиц для песка "средней" группы класса II не должно превышать 3% по массе. Содержание глины в комках для песка "средней" группы класса II не должно превышать 0,5% по массе.
Таким образом, требование п. 1 приложения N 1 к техническим требованиям к поставляемому песку в виде содержания пылевидных и глинистых частиц в размере 3% по массе, ограничивает возможность поставки песка соответствующего ГОСТ 8736-2014, согласно которому к "средней" группе песка класса II установлен предел максимального значения содержания в песке пылевидных и глинистых частиц - не более 3%, допускающего содержание в песке пылевидных и глинистых частиц от 0 до 3% по массе включительно. Также требование к поставляемому песку в виде содержания в песке глины в комках в размере 0,5% по массе, ограничивает возможность поставки песка соответствующего ГОСТ 8736-2014, согласно которому к "средней" группе песка класса II установлен предел максимального значения содержания в песке глины в комках - не более 0,5% по массе, допускающего содержание в песке глины в комках от 0 до 0,5% по массе включительно.
Комиссией СПб УФАС России установлено, что Организатором торгов в п. 1 приложения N 1 к техническим требованиям предъявляются чрезмерные требования к характеристикам поставляемого товара, как следствие, являющиеся дискриминационными, в том числе не соответствующие требованиям, предусмотренным действующим ГОСТ на товар, являющийся предметом Закупки.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по необоснованному установлению в п. 1 приложения N 1 к техническим требованиям чрезмерных дискриминационных требований к характеристикам поставляемого товара, не соответствующих действующим стандартам, нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в установлении ненадлежащих требований, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 25.12.2018 вх. N 33514-ЭП/18) ООО ТД "Ремикс" на действия Организатора торгов СПб ГУП "Горэлектротранс" (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку песка кварцевого сухого просеянного фракцией 0,63 - 1,2 мм (извещение N 31807273119) обоснованной.
2) Признать в действиях Организатора торгов СПб ГУП "Горэлектротранс" (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в установлении ненадлежащих требований, допущенные путем установления в п. 1 приложения N 1 к техническим требованиям чрезмерных дискриминационных требований к характеристикам поставляемого товара, не соответствующих действующим стандартам;
3) Выдать Организатору торгов СПб ГУП "Горэлектротранс" (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений организации и проведения аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку песка кварцевого сухого просеянного фракцией 0,63 - 1,2 мм (извещение N 31807273119) путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
09 января 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
на основании решения Комиссии от 09.01.2019 N Т02-3/19 по жалобе на действия организатора торгов СПб ГУП "Горэлектротранс" при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку песка кварцевого сухого просеянного фракцией 0,63 - 1,2 мм (извещение N 31807273119, далее - Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов СПб ГУП "Горэлектротранс" (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку песка кварцевого сухого просеянного фракцией 0,63 - 1,2 мм (извещение N 31807273119), путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 31 января 2019 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 января 2019 г. N Т02-3/19
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.01.2019