Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
(далее - Комиссия) в присутствии представителей:
- от Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края: (представители по доверенностям);
- от КГКУ "Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края" (представитель по доверенности);
- ООО "БИОВИТРУМ" представитель не явился (извещено),
рассмотрев жалобу ООО "БИОВИТРУМ", материалы дела N 7-1/710,
УСТАНОВИЛА:
В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО "БИОВИТРУМ" на действия уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края, заказчика - КГКУ "Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий: аппарат гистологической обработки биологических тканей, ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N 0122200002518007311).
По мнению заявителя, в Разделе "Техническая часть" аукционной документации установлены требования к техническим характеристикам товара, которые ограничивают количество участников закупки, и соответствуют продукции только одного производителя.
Заявитель считает, что в Технической части приведены функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики аппарата гистологической обработки биологических тканей, которым в совокупности требований соответствует оборудование единственного производителя - "Термо Фишер Сайенгифик" (Установка для обработки гистологических тканей STP 120 с принадлежностями). Эксклюзивным поставщиком оборудования данного класса для автоматизации этапов гистологической пробоподготовки на территории России является компания ОПТЭК.
В ходе внеплановой проверки, проведенной Хабаровским УФАС России на основании ст. 99 Федераль-ного закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), установлено следующее.
20.11.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение N 0122200002518007311 о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: аппарат гистологической обработки биологических тканей, ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3666666,67 руб.
Источник финансирования: Хабаровский край.
Уполномоченный орган - Комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края.
Заказчик - КГКУ "Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края".
В материалы проверки уполномоченным органом, заказчиком представлены отзывы на жалобу, согласно которым считают доводы жалобы необоснованными.
В заседании Комиссии представители уполномоченного органа, заказчика поддержали позицию, ранее изложенную в отзыве на жалобу.
Рассмотрев представленные в материалы дела N 7-1/710 документы и сведения, заслушав доводы представителей уполномоченного органа, заказчика, Комиссия установила следующее.
Из материалов дела следует, что описание объекта закупки осно-вано на потребности медицинского учреждения "Межрайонное патологоанатомическое отделение "Вяземская центральная районная боль-ница" (г. Вяземский Хабаровского края).
При формировании технического задания аукционной документации заказчиком сделаны запросы о возможности поставки аппарата гисто-логической обработки биологических тканей.
Возможность поставки аппаратов, удовлетворяющих потребности за-казчика, была указана российским производителем гистологических лабора-торий - ООО "МедТехникаПоинт", Россия - аппарат гистологической обра-ботки биологических тканей "Гистопроцессор ТLР-144", а также эксклюзивным дистрибьютором медицинского оборудования "Термо Фишер Сайентифик" - ООО "ОПТЭК" - установка для обработки гистологических тканей STP 120 с принадлежностями "Термо Шендон Лимитед", Испания.
Кроме того, указанным требованиям соответствует оборудование не-скольких производителей, в том числе:
- прибор для гистологической обработки тканей карусельного типа ТР1020, Leica (производитель: Leica Microsystems (Германия);
- автомат проводки гистопрепаратов (гистопроцессор карусельный) МТР (производитель: "СЛИП Медикал ГмбХ", Германия) - с функцией ваку-умирования (исполнение 11000200 + 11000211 + 11000220 + 11000223.)
Таким образом, довод заявителя о том, что требования, установленные заказчиком к закупаемому медицинскому оборудованию, соответствуют лишь оборудованию единственного производителя, в ходе рассмотрения материалов дела не нашел своего под-тверждения.
В ходе рассмотрения материалов дела установлено, что конкретные показатели товара, требуемого к постав-ке, сформированы следующим образом:
- требования к оборудованию по пункту 4 Технической части установлены в соответствии с потребностью заказчика в оборудовании данного вида в целях обеспечения оперативной проводки материала и возможности использования различных реагентов при обработке разных тканей;
- требования к оборудованию по пункту 4.1 Технической части установлены в соответствии с потребностью заказчика в оборудовании данного вида в це-лях контроля объема емкости и расхода реагентов соответствующего произ-водительности оборудования;
- требования к оборудованию по пункту 6 Технической части установлены в соответствии с потребностью заказчика в оборудовании данного вида в целях осуществления парафинизации не менее двух загрузочных емкостей;
- требования к оборудованию по пункту 7 Технической части установлены в соответствии с потребностью заказчика в оборудовании данного вида, в це-лях осуществления контроля за максимальной производительностью обору-дования;
- требования к оборудованию по пункту 12 Технической части установлены в соответствии с потребностью заказчика в оборудовании данного вида в це-лях обеспечения улучшения качества проводки материала. Качественная проводка материала требуется для замещения жидкостной и жировой состав-ляющей ткани, замещая ее парафином;
- требования к оборудованию по пункту 13 Технической части установлены в соответствии с потребностью заказчика в оборудовании данного вида в це-лях улучшения качества проводки и снижения загрязнения реагентов в емко-стях, за счет оседания на материалах инородных загрязнителей, что может повлечь проявление артефактов при микроскопировании.
В данной закупке заказчиком было проведено усреднение среди гистопроцессоров линейного и карусельного типа, широко представленных на рынке России.
Таким образом, в ходе рассмотрения материалов дела установлено, что тре-бования к технической документации исходят из потребности в оборудо-вании, гарантирующего при данном наборе параметров полный цикл качественной обработки материала. Заказчиком не были рассмотрены гистопроцессоры вакуумного типа, ввиду их технологических особенностей и принципа осуществления обра-ботки ткани. Данная технология отсутствует на проектном оборудовании, и стоимость вакуумных гистопроцессоров гораздо выше аналогичного обору-дования, не использующего вакуум для осуществления процесса проводки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руковод-ствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, техниче-ские и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не долж-ны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, зна-ков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, тре-бования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эк-вивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размеща-ются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии за-купок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
П. 2 ч. 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ установлено, что при составлении описания объекта закупки требуется использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство о контрактной системе допускает самостоятельное формирование заказчиком описания объекта закупки, исходя из потребностей последнего. В частности, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры к объекту закупок, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, исходя из своих потребностей.
Таким образом, заказчик вправе включать в закупочную документацию такие технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Из материалов дела следует, что при подготовке аукционной документации и описании объекта закупки заказчик указал требования к объекту закупки, исходя из профиля и целей своей деятельности, а также руководствуясь реальной практикой применения медицинского оборудования, используемого заказчиком.
Доводы заявителя о том, что совокупность технических и физических характеристик, указанных заказчиком указывают конкретно на оборудование единственного производителя - "Термо Фишер Сайенгифик" (Установка для обработки гистологических тканей STP 120 с принадлежностями), в ходе рассмотрения материалов дела не нашли своего подтверждения.
Также Комиссией учтено, что ООО "БИОВИТРУМ" не представлено никаких документов в обоснование доводов своей жалобы.
В данной связи Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к решению о необоснованности жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "БИОВИТРУМ" на действия уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края, заказчика - КГКУ "Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий: аппарат гистологической обработки биологических тканей, ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N 0122200002518007311) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его оглашения в Арбитражный суд Хабаровского края.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 13 декабря 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.12.2018