Резолютивная часть решения оглашена 29 декабря 2018 года.
Решение изготовлено в полном объеме 22 января 2019 года.
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела N 03/04-АМЗ-2018 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
"_"
в отсутствие представителей ответчиков:
Общества с ограниченной ответственностью "Инсайт",
Общества с ограниченной ответственностью "АМК",
извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев дело N 03/04-АМЗ-2018, возбужденное по признакам нарушения ООО "АМК" и ООО "Инсайт" пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении и участии (реализации) соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которое привело к поддержанию цен на торгах в открытых аукционах в электронной форме,
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России письмом от 25.10.2017 N012/15-3600 (вх. N04-05/7278 от 26.10.2017) поступила информация Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее - Госслужба по тарифам) об аукционах в электронной форме за 9 месяцев 2017 года, при проведении которых усматриваются признаки согласованных действий участников закупок, направленных на поддержание цен на торгах, созданию недобросовестной конкуренции и неэффективному расходованию бюджетных средств.
Из обращения следует, что в настоящее время при осуществлении закупок путем проведения аукционов в электронной форме прослеживаются коррупционные проявления со стороны участников закупок.
Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не предусмотрен механизм защиты закупок от недобросовестных участников торгов, в связи, с чем действия некоторых участников торгов обладают признаками согласованных действий, направленных на поддержание цен на торгах, когда из допущенных к торгам участников ценовое предложение о снижении цены на 0,5 % поступает только от одного участника, и государственный контракт заключается по минимально сниженной цене. Указанные действия приводят к устранению конкуренции на торгах и неэффективному расходованию бюджетных средств.
В этой связи Госслужба по тарифам просит осуществить проверочные мероприятия в отношении аукционов, в том числе электронного аукциона с реестровым номером N0115200001117000702, в которых присутствуют признаки согласованных действий со стороны участников торгов и привлечь данных участников к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
В результате проведенного Чувашским УФАС России анализа электронного аукциона с реестровым номером N 0115200001117000702 и экономического поведения участников данного аукциона - Общества с ограниченной ответственностью "АМК" (ИНН 2130081692, 428020, Чувашская Республика, г.Чебоксары, ул.Строителей, д. 10, пом. 1) и Общества с ограниченной ответственностью "Инсайт" (ИНН 1657107231, 420029, Республика Татарстан, г.Казань, ул.Сибирский Тракт, д. 34, корп. 4, пом. 316) выявлены признаки заключения указанными хозяйствующими субъектами антиконкурентного соглашения с целью поддержания цен на торгах при участии в открытом аукционе в электронной форме от 30.03.2017 N 0115200001117000702, в связи с чем возбуждено настоящее дело.
В ходе рассмотрения дела ООО "АМК" и ООО "Инсайт" поддерживали позицию об отсутствии антиконкурентного соглашения между указанными обществами с целью поддержания цен на торгах по основаниям, указанным в письменных пояснениях, имеющихся в материалах дела.
В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией установлено следующее.
Согласно информации, представленной оператором электронной торговой площадки АО "Единая электронная торговая площадка" письмом от 07.12.2017 (вх. N04-05/8134), Комиссией установлены следующие обстоятельства:
21.04.2017 Бюджетным учреждением Чувашской Республики "Республиканский клинический онкологический диспансер" Министерства здравоохранения Чувашской Республики проведен открытый аукцион в электронной форме N 0115200001117000702 (далее - ОАЭФ) на оказание услуг по передаче дополнительных неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на использование программного обеспечения для ведения онкологического регистра БУ "Республиканский клинический онкологический диспансер" Минздрава Чувашии, с начальной максимальной ценой контракта, составляющей 8 940 000,00 рублей.
Заказчиком аукциона является БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР" МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, организатором торгов - ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКЕ И ТАРИФАМ.
Извещение N 0115200001117000702 о проведении настоящего аукциона было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки www.roseltorg.ru 30.03.2017.
Реестровый номер аукциона 0115200001117000702.
Идентификационный код закупки: 172212801599921300100100320026201244.
В период с 30.03.2017 время 09:45 по 17.04.2017 время 09:00 в рамках проведения ОАЭФ на оказание услуг по передаче дополнительных неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на использование программного обеспечения для ведения онкологического регистра БУ "Республиканский клинический онкологический диспансер" Минздрава Чувашии в соответствии с извещением N 0115200001117000702 о проведении электронного аукциона были получены заявки от следующих организаций:
1. Общество с ограниченной ответственностью ""АМК"", ИНН 2130081692.
2. Общество с ограниченной ответственностью ""Инсайт"", ИНН 1657107231.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ директором и одним из учредителей ООО""АМК"" с размером доли в уставном капитале - 50% является "_", вторым учредителем с размером доли в уставном капитале - 50% является "_".
Согласно выписке из ЕГРЮЛ директором и единственным учредителем ООО""Инсайт"" с 21.07.2015 по настоящее время является "_".
При этом при проверке аффилированных лиц по собственникам и руководителям участников аукциона установлено следующее.
Ранее в период с 23.06.2011 по 21.07.2015 директором и учредителем ООО""Инсайт"" являлся "_".
На момент рассмотрения дела "_"является директором ООО "МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР РАННЕЙ ДИАГНОСТИКИ" (ИНН 2130140820), учредителями с размерами долей в уставном капитале по 50% являются "_".
Таким образом, условия о допустимости антиконкурентных соглашений, установленных частью 7 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), не распространяются на ООО ""АМК"", ООО ""Инсайт"" и при осуществлении своей деятельности они должны соблюдать требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 18.04.2017 на участие в электронном аукционе на процедуру рассмотрения первых частей заявок оператором электронной площадки: www.roseltorg.ru предоставлены первые части заявок на участие в электронном аукционе:
N п/п |
Порядковый номер заявки |
Дата и время регистрации заявки |
1 |
Участник N 1 |
14.04.2017 14:00 |
2 |
Участник N 2 |
14.04.2017 14:05 |
Аукционная комиссия рассмотрела представленные оператором электронной площадки www.roseltorg.ru первые части заявок на соответствие требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, и приняла решение о допуске участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе с соответствующим порядковым номером, к участию в электронном аукционе и о признании их участниками электронного аукциона.
Порядковый номер заявки |
"За" принятие решения |
"Против" принятия решения |
1 |
2 |
3 |
Участник N 1 |
4 |
- |
Участник N 2 |
4 |
- |
Решение об отказе в допуске участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе с соответствующим порядковым номером, к участию в электронном аукционе - отсутствует.
Файлы, содержащиеся в составе заявок участников ОАЭФ: (первые части заявок) ООО ""АМК"" и ООО ""Инсайт"" поступили на электронную площадку в один день, с разницей в 5 минут.
В результате изучения заявок, представленных ООО ""АМК"" и ООО""Инсайт"" для принятия участия в закупке, идентичность заявок, включенных в состав 1-ой и 2-ой части заявки по форме, содержанию текста, орфографии, пунктуации, не установлена.
При этом Комиссия отмечает, что при подготовке заявки ООО ""АМК"" мог быть использован образец, размещенный заказчиком, поскольку заявка ООО""АМК"" оформлена по аналогии технического задания, размещенного заказчиком в составе аукционной документации.
В результате анализа свойств файлов, полученных Торговой площадкой от ООО ""АМК"" и ООО ""Инсайт"", установлено совпадение учетных записей, изменявших файл - "_" (данные представлены в Таблице).
Таблица
Наименование участника |
Наименование файла в составе заявки |
Учетная запись создавшая файл |
Учетная запись изменявшая файл |
Объем, Кбайт |
Дата/время создания файлов |
Дата/время изменения файлов |
Аукцион от 30.03.2017 г. N 0115200001117000702 | ||||||
ООО ""АМК"" |
"_" |
"_" |
"_" |
143 |
21.03.2017 10:03 |
11.04.2017 11:32 |
ООО ""Инсайт"" |
"_" |
"_" |
"_" |
17,8 |
14.04.2017 13:37 |
14.04.2017 13:37 |
Учётная запись - это совокупность личных данных пользователя, которая хранится в системе используемого веб-сайта или оборудования.
Совпадение одних и тех же учетных записей, с помощью которых создавались и изменялись файлы заявок, свидетельствует об использовании и обмене файлами заявок ООО ""АМК"" и ООО ""Инсайт"" между собой и осуществлении координации по подготовке заявок на участие в аукционе.
В связи с тем, что аукционной комиссией заказчика ни одна из заявок не отклонена, Комиссия приходит к выводу, что обмен информацией между ООО""АМК"" и ООО""Инсайт"" осуществлялся в целях допуска участников к участию в аукционе.
Заявки на участие в аукционе и ценовые предложения направлялись участниками аукциона ООО ""АМК"" и ООО ""Инсайт"" с одного IP - адреса "_".
IP-адрес - это уникальный сетевой адрес узла в компьютерной сети, построенный по протоколу IP.
IP-адрес называют статическим (постоянным, неизменяемым, публичным), если он назначается пользователем в настройках устройства, либо если назначается автоматически при подключении устройства к сети и не может быть присвоен другому устройству.
IP-адрес называют динамическим (непостоянным, изменяемым), если он назначается автоматически при подключении устройства к сети и используется в течение ограниченного промежутка времени, указанного в сервисе назначавшего IP-адрес.
Провайдером данного IP-адреса является INFO-LINK Cheboksary.
Согласно информации, представленной ООО "Инфолинк", IP-адрес - принадлежит ООО "АМК" по договору от "_".
В соответствии с приложением к договору подключение абонентского оборудования осуществлено по адресу: Чувашская Республика, г.Чебоксары, ул.Строителей, д. 10, пом. 1.
При анализе информации о контактных телефонах, адресах электронной почты ООО""АМК"" и ООО ""Инсайт"" установлено следующее.
Согласно сведениям, размещенным в системе "Seldon.Basis" по адресу в сети Интернет https://basis.myseldon.com/ru, контактный номер телефона "_", указанный ООО ""АМК"" на торговой электронной площадке АО "Единая электронная торговая площадка", указывается и в контактной информации ООО""Инсайт"" на торгах от 24.06.2015; контактный номер телефона "_", указанный ООО""Инсайт"" на торговой электронной площадке АО "Единая электронная торговая площадка", указывается и в контактной информации ООО ""АМК"" на торгах от 12.08.2015.
Также в соответствии со сведениями, размещенными в системе "Seldon.Basis" у ООО ""АМК"" и у ООО ""Инсайт"" указан один и тот же номер телефона: "_", используемый ООО ""АМК"" при участии в торгах от 15.09.2017, и ООО ""Инсайт"" при участии в торгах от 30.06.2015; один и тот же адрес электронной почты: "_" при участии ООО ""АМК"" в торгах от 30.10.2015, а также, в карточке клиента (2-ая часть заявки на участие в аукционе: "_"и при участии ООО ""Инсайт"" в торгах от 10.02.2017.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона:
Дата и время начала аукциона: 21-04-2017 10:41:00 [GMT +3 Москва, Волгоград].
Дата и время окончания аукциона: 21-04-2017 10:51:18 [GMT +3 Москва, Волгоград].
Дата и время окончания с учетом десяти минут с момента завершения аукциона: 21-04-2017 11:01:18 [GMT +3 Москва, Волгоград].
При проведении процедуры N 0115200001117001469 от 25.05.2017 участниками аукциона были даны следующие ценовые предложения:
- участник N 1 ООО ""АМК"" подал ценовое предложение со временем подачи:
Время: 2017-04-21 10:41:18.18765, Цена: "_" руб., со снижением от начальной цены контракта на 0,5%, после чего прекратил подачу ценовых предложений.
При этом участником N 2 ООО ""Инсайт"" ценовые предложения не подавались.
Все минимальные предложения о цене контракта, сделанные участниками закупки и ранжированные по мере убывания:
Место |
Наименование участника |
Дата и время подачи |
Сумма предложения |
Валюта |
Порядковый номер заявки |
Снижение, % |
1 |
Участник N1 |
21-04-2017 10:41:18 [GMT +3] |
"_" |
RUR |
Заявка N1 |
0,5% |
Аукционная комиссия, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрела представленную оператором электронной площадки www.roseltorg.ru вторую часть заявки, поданную участником аукциона в электронной форме, проводимом на электронной торговой площадке www.roseltorg.ru:
N пп |
Порядковый номер заявки |
Наименование участника закупки (организации) |
Предложение о цене контракта, руб. |
Решение о соответствии или несоответствии требованиям документации об электронном аукционе |
1 |
Участник N 1 |
Общество с ограниченной ответственностью "АМК" |
"_" |
соответствует требованиям |
В соответствии с частью 10 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ победителем электронного аукциона признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в аукционе в электронной форме которого соответствует требованиям документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 13 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ аукцион признан несостоявшимся.
По результатам аукциона с ООО ""АМК"" заключен контракт N 154 от 10.05.2017.
На основании изложенных обстоятельств, проанализировав поведение хозяйствующих субъектов при участии в электронном аукционе с реестровым номером 0115200001117000702, Комиссией установлены следующие обстоятельства:
- завершение торгов с минимальным снижением (повышением) начальной цены контракта - 0,5%;
- использование ООО ""АМК"" и ООО ""Инсайт"" в контактной информации одного номера телефона, одного адреса электронной почты;
- использование одних учетных записей, на которых изменялись файлы заявок, наличие единого автора, сформировавшего документы первых частей заявок на участие в электронном аукционе, созданные в виде электронных файлов в формате Microsoft Word (doc) ;
- файлы, содержащиеся в составе заявок участников ОАЭФ: (первые части заявок) ООО ""АМК"" и ООО ""Инсайт"" поступили на электронную площадку в один день, с разницей 5 мин.
- вход на электронную площадку, подача заявок на участие в аукционе ООО""АМК"" и ООО ""Инсайт"" осуществлялись с одного и того же IP-адреса:, подключение по которому осуществлено по одному адресу: Чувашская Республика, г.Чебоксары, ул.Строителей, д. 10, пом. 1.
Согласно сведениям об IP-адресах, с которых осуществлялся вход на электронную площадку участниками аукциона, представленным АО "Единая электронная торговая площадка", ООО ""Инсайт"", также как и ООО ""АМК"", осуществляло вход в личный кабинет и действия, связанные с участием в аукционах, с IP-адреса: "_" (время выхода - "_". Провайдером данного IP-адреса является ООО"Телеком-МК".
В соответствии с информацией, представленной ООО "Телеком-МК" IP-адрес - "_" используется с "_" по договору об оказании услуг связи "_"абонентом ООО "МедСтром" (ОГРН 1085260008316, ИНН 5260227436, Юридический адрес: 603009, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 39, оф. 21; Адрес предоставления услуг связи: 603053, г. Нижний Новгород, пр. Бусыгина, д. 1, 3 этаж, оф. 13). Согласно выписке из ЕГРЮЛ, директором и учредителем "МедСтром" является "_", размер доли в уставном капитале - 100%. "_"в период "_" являлся совладельцем компании ООО "Камея", ИНН5259093604, адрес (место нахождения) юридического лица: 420080 Россия, Татарстан республика, город Казань, улица. Декабристов, 127.
Предоставление ООО "Телеком-МК" услуг связи по договору осуществляется по статическому типу подключения IP с размещением оборудования по адресу: 603053, г.Н.Новгород, пр.Бусыгина, д.1, 3 этаж, офис 13.
В аукционах N 0815200000115000169, N 0815200000115000203, N0815200000115000233, N 0815200000115000366, N 0815200000115000437 ООО""АМК"" и ООО ""Инсайт"" использовался один IP-адрес: "_", провайдером которого является Net By Net Holding LLC.
- ООО ""Инсайт"" отказалось от участия в аукционе, от конкурентной борьбы, с тем, чтобы победило ООО ""АМК"", которое получило право заключения контракта по минимально сниженной максимальной цене контракта;
- отсутствие экономического обоснования поведения одного из участников соглашения, создающего преимущества для другого участника соглашения, не соответствующего цели осуществления предпринимательской деятельности - получению прибыли;
- отсутствие рационального объяснения расходов ООО ""Инсайт"" по внесению денежных средств в качестве обеспечения заявки для участия в аукционе при реальном отсутствии цели заключения контракта по итогам торгов.
Комиссия приходит к выводу, что такое поведение имеет иную мотивацию и является результатом реализации группового "стратегического" поведения, направленного на предоставление преимуществ иному определенному участнику торгов.
При этом согласно части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядок.
Таким образом, финансовые затраты на участие в аукционе экономически нецелесообразны и могут быть выгодны только в случае наличия намерения участника заключить по его итогам договор.
Указанные обстоятельства позволяют Комиссии прийти к выводу о том, что компания-победитель заранее определялась участниками аукциона.
Информация об участниках аукциона от 30.03.2017 N 0115200001117000702:
Значение показателя |
Общество с ограниченной ответственностью ""АМК"" |
Общество с ограниченной ответственностью ""Инсайт"" |
Лицо, имеющее право действовать от имени ЮЛ |
"_" |
"_" |
Предмет аукциона |
оказание услуг по передаче дополнительных неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на использование программного обеспечения для ведения онкологического регистра БУ "Республиканский клинический онкологический диспансер" Минздрава Чувашии |
оказание услуг по передаче дополнительных неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на использование программного обеспечения для ведения онкологического регистра БУ "Республиканский клинический онкологический диспансер" Минздрава Чувашии |
Статус аукциона |
Архив: аукцион не состоялся, контракт заключен |
Архив: аукцион не состоялся, контракт заключен |
НМЦ контракта |
8940000.00 |
8940000.00 |
Номер заявки |
1 |
2 |
Юридический адрес |
".." |
"_" |
Почтовый адрес |
"_" |
"_" |
Е-mail |
"_" |
"_" |
Телефон |
"_" |
"_" |
Дата, время подачи заявки |
2017-04-14 14:00:50 |
2017-04-14 14:05:39 |
Статус заявки |
Соответствует по части 2 |
Соответствует по части 1 |
IP-адрес подачи заявок |
"_" |
"_" |
Запрос провайдеру |
INFO-LINK Cheboksary |
INFO-LINK Cheboksary |
Сертификат электронной подписи подачи заявки |
"_" |
"_" |
Дата, время аукциона |
2017-04-21 10:41:00 - 2017-04-21 10:51:18 |
2017-04-21 10:41:00 - 2017-04-21 10:51:18 |
IP-адрес подачи ценовых предложений |
"_" |
- |
Запрос провайдеру |
INFO-LINK Cheboksary |
INFO-LINK Cheboksary |
Сертификат электронной подписи подачи ЦП |
"_" |
- |
Дата, время подачи ценовых предложений |
Время: 2017-04-21 10:41:18 |
- |
Ценовое предложение |
Цена: 8895300 |
- |
Процент снижения НМЦ по участнику |
0,5 |
- |
Время, дата подписания контракта |
2017-05-10 14:24:43 |
- |
IP-адрес подписания контракта |
"_" |
- |
Запрос провайдеру |
INFO-LINK Cheboksary |
- |
Наряду с изложенным Комиссией Чувашского УФАС России проанализирована представленная АО "Единая электронная торговая площадка", ЗАО "Сбербанк-АСТ", ООО "РТС-Тендр" информация о совместном участии ООО""АМК"" и ООО ""Инсайт"" в аукционах в электронной форме за период 2015-2017 г.г., в результате чего Комиссией установлено аналогичное поведение указанных участников в следующих аукционах от 26.02.2015 N 0815200000115000169, от 11.03.2015 N 0815200000115000203, от 13.03.2015 N 0815200000115000223, от 17.03.2015 N 0815200000115000233, от 23.04.2015 N 0815200000115000366, от 06.05.2015 N 0815200000115000437, от 18.06.2015 N 0315100000515000095, от 29.06.2015 N 0315100000515000109, от 01.10.2015 N 0815200000115001293, от 07.10.2015 N 0815200000115001331, от 08.10.2015 N 0815200000115001338, от 12.10.2015 N 0315100000515000175, от 19.10.2015 N 0815200000115001384, от 18.12.2015 N 0815200000115001770, от 02.03.2016 N 0815200000116000156, от 14.03.2016 N 0815200000116000196, от 01.09.2016 N 0815200000116001011, от 12.09.2016 N 0115200001116002534, от 30.09.2016 N 0815200000116001075, от 30.09.2016 N 0815200000116001166:
"_"
Факты использования ООО "АМК" и ООО "Инсайт" единой инфраструктуры для участия в вышеуказанных электронных аукционах, совпадение IP-адресов подачи заявок и ценовых предложений, совпадение IP-адресов, с которых осуществлялся вход на электронную площадку, создание и изменение файлов заявок одной учетной записью, единообразие в написании текста, аналогичное поведение при участии в аукционах свидетельствуют о том, что при проведении электронных аукционов от 30.03.2017 N 0115200001117000702, от 26.02.2015 N 0815200000115000169, от 11.03.2015 N 0815200000115000203, от 13.03.2015 N 0815200000115000223, от 17.03.2015 N 0815200000115000233, от 23.04.2015 N 0815200000115000366, от 06.05.2015 N 0815200000115000437, от 18.06.2015 N 0315100000515000095, от 29.06.2015 N 0315100000515000109, от 01.10.2015 N 0815200000115001293, от 07.10.2015 N 0815200000115001331, от 08.10.2015 N 0815200000115001338, от 12.10.2015 N 0315100000515000175, от 19.10.2015 N 0815200000115001384, от 18.12.2015 N 0815200000115001770, от 02.03.2016 N 0815200000116000156, от 14.03.2016 N 0815200000116000196, от 01.09.2016 N 0815200000116001011, от 12.09.2016 N 0115200001116002534, от 30.09.2016 N 0815200000116001075, от 30.09.2016 N 0815200000116001166 между участниками аукциона ООО "АМК" и ООО "Инсайт" имеет место ценовой сговор (соглашение), направленный на победу заранее определенной компании по минимально сниженной начальной максимальной цене контракта.
В результате достижения антиконкурентного соглашения ООО "АМК" и ООО"Инсайт" совместно реализовали единую стратегию поведения, целью которой явилась не конкуренция между ними в ходе торгов, а достижение результата - победы в конкретных аукционах ООО "АМК", с ценой контракта близкой к начальной цене.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции.
В силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
При этом согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под признаками ограничения конкуренции понимаются, в том числе, сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Согласно аналитической записке Чувашского УФАС России по анализу состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденной 19.12.2018, по результатам проведенного анализа конкуренции на товарном рынке, в котором действуют хозяйствующие субъекты Общество с ограниченной ответственностью "АМК" и Общество с ограниченной ответственностью "Инсайт", установлено, что указанные хозяйствующие субъекты действуют в одном сегменте товарного рынка и являются конкурентами.
При участии в аукционах ООО "АМК" и ООО "Инсайт" использовали следующую модель поведения: в случае допуска к участию в аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок обоих участников, одно из ценовых предложений делал преимущественно ООО "Инсайт", ООО "АМК" снижал цену не более чем на 1% и становился победителем закупки, либо ООО "Инсайт" не участвовало в подаче ценовых предложений, а ООО "АМК" становилось победителем, при этом делало одно ценовое предложение и снижало цену на 0,5%.
Под проведением торгов подразумевается состязательность хозяйствующих субъектов. Любое нарушение предусмотренной процедуры и тем более заключение участниками торгов соглашения, препятствующего выявлению реальной цены, по которой субъекты рынка готовы заключить государственный контракт, а также истинного победителя, не может не влиять на конкуренцию.
Квалификация поведения хозяйствующих субъектов как противоправного соглашения в качестве нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции предполагает установление намеренного поведения каждого хозяйствующего субъекта определенным образом, для достижения заранее оговоренной участниками аукциона цели, причинно-следственной связи между действиями участников аукциона и поддержанием цены на торгах, соответствием результата действий интересам каждого хозяйствующего субъекта и одновременно их заведомой осведомленностью о будущих действиях друг друга. При этом правовое значение придается также взаимной обусловленности действий участников аукциона при отсутствии внешних обстоятельств, спровоцировавших синхронное поведение участников рынка.
В соответствии с частью 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 3 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" отмечено, что согласованность действий хозяйствующих субъектов может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. О согласованности действия может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно однообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.
Подход, заключающийся в оценке картины аукциона и поведения его участников, применяется также при доказывании антиконкурентных соглашений.
Сведения о наличии письменного соглашения между ООО ""АМК"" и ООО""Инсайт"" отсутствуют, однако, из совокупности имеющихся и проанализированных документов и информации следует, что между ООО ""АМК"" и ООО ""Инсайт"" заключено соглашение в устной форме.
Соглашение, достигнутое в устной форме, не может и не должно быть документально подтверждено. О наличии устного соглашения свидетельствует установленная определенная нетипичная модель поведения ООО ""АМК"" и ООО""Инсайт"" на аукционах, описанная выше.
Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе, с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов ("Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной форме", утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 16.03.2016).
Электронный аукцион представляет собой разновидность торгов, то есть конкурентной процедуры, предполагающей состязание участников с тем, чтобы получить право заключения контракта посредством предложения наиболее выгодных для заказчика условий.
Конкурирующие хозяйствующие субъекты обязаны вести самостоятельную и независимую борьбу за потребителя поставляемых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, а попытки любого рода кооперации в этом вопросе нарушают запреты антимонопольного законодательства.
Таким образом, проведенный Комиссией анализ вышеуказанных аукционов выявил основные методы реализации картеля по поддержанию цен на электронных торгах.
- компания-победитель заранее определялась участниками антиконкурентного соглашения.
- участники вышеуказанных аукционов создавали лишь видимость торгов и конкуренции, снижение цены контракта в таких аукционах составляет от 0,5 до 1,5%.
- хозяйствующие субъекты преследовали цель получения выгоды посредством заключения государственных контрактов с заказчиком с минимально возможным понижением первоначальной максимальной цены.
- последнее ценовое предложение подавалось преимущественно ООО""АМК"" с целью победы именно ООО ""АМК"" . Так, принимая совместное участие в 21 аукционе, ООО ""АМК"" становилось победителем в 19 аукционах, отдавало победу ООО "Инсайт" в 2 аукционах;
- совместная подготовка ООО ""АМК"" и ООО ""Инсайт"" заявок на участие в торгах;
- использование ООО ""АМК"" и ООО ""Инсайт"" единой инфраструктуры при участии в торгах;
- аукционы проходили в разные периоды времени, отличались друг от друга начальной (максимальной) ценой и рядом других обстоятельств, однако, описанная выше модель поведения, состоящая из повторяющихся (аналогичных действий), однозначно прослеживается в каждом их перечисленных аукционов.
Как следует из совокупности документов и информации, участники аукционов вступили в устное антиконкурентное соглашение, целью которого было поддержание цен и обеспечение победы на торгах определенных участников картеля.
Вышеописанная система взаимоотношений ООО ""АМК"" и ООО ""Инсайт"" обеспечивала поддержание цен (минимальное снижение НМЦ в ходе торгов) при проведении аукционов.
В результате действий ООО ""АМК"" и ООО ""Инсайт"" имеются негативные последствия - отсутствие экономии бюджетных средств заказчиками аукционов, на которое они могли рассчитывать при наличии реальной конкурентной борьбы на данных торгах, предполагающей открытость, честность и добропорядочные намерения.
Результатом указанных действий является ущерб для бюджета, так как получена минимальная экономия бюджетных средств. Так, согласно размещенным на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации докладам о результатах мониторинга применения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по итогам 2016 года и по итогам 2017 года среднее снижение цен при проведении конкурентных закупок составило от 7% до 8,9 %.
Кроме того, вышеуказанные факты были подтверждены в результате внеплановой выездной проверки, проведенной в отношении ООО "АМК" на основании приказа Чувашского УФАС России от "_" (акт проверки N2 от 25.05.2018).
Так, в ходе указанной проверки по фактическому местонахождению ООО"АМК" установлено наличие в помещениях, занимаемых обществом, печатей и штампов, документов как ООО "АМК", так и ООО "Инсайт", что также свидетельствует о наличии тесных взаимоотношений между обществами и использовании единой инфраструктуры в целях регулирования действий каждого из них в зависимости от договоренности.
Таким образом, по результатам анализа совокупности всех имеющихся в материалах дела доказательств, Комиссия установила причинно-следственную связь между скооперированными действиями ООО "АМК" и ООО "Инсайт" и наступившими последствиями в виде минимального снижения начальной максимальной цены заключенных контрактов.
В соответствии со статьей 41.1 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.
На дату принятия настоящего решения с момента проведения аукционов от 26.02.2015 N 0815200000115000169, от 11.03.2015 N 0815200000115000203, от 13.03.2015 N 0815200000115000223, от 17.03.2015 N 0815200000115000233, от 23.04.2015 N 0815200000115000366, от 06.05.2015 N 0815200000115000437, от 18.06.2015 N 0315100000515000095, от 29.06.2015 N 0315100000515000109, от 01.10.2015 N 0815200000115001293, от 07.10.2015 N 0815200000115001331, от 08.10.2015 N 0815200000115001338, от 12.10.2015 N 0315100000515000175, от 19.10.2015 N 0815200000115001384, от 18.12.2015 N 0815200000115001770 истекло три года, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу об истечении срока давности рассмотрения дела в части рассматриваемых действий при участии в указанных аукционах.
Перед окончанием рассмотрения дела комиссией в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции принято заключение об обстоятельствах дела от 20.12.2018.
В заседании Комиссии 28.12.2018 представитель ООО "АМК" заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью получения и представления Комиссии дополнительных доказательств и подготовки надлежащей позиции по делу.
Рассмотрев указанное ходатайство, Комиссия не считает возможным удовлетворить его в связи с истечением предусмотренного административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 N339, девятимесячного максимального срока рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства - 5 января 2019 года, а также в связи с тем, что на протяжении всего срока рассмотрения дела осуществлено более 10 заседаний Комиссии, в большинстве из которых ответчики ходатайствовали об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств и необходимостью ознакомления с материалами дела. При этом какие-либо существенные доказательства ответчиками не представлялись. Кроме того, ответчиком не конкретизируются какие именно доказательства ему необходимо представить в опровержение выводов, к которым пришла Комиссия в заключении об обстоятельствах дела от 20.12.2018.
До окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение Комиссии поступили пояснения ООО"АМК" от 29.12.2018 в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела. Так, общество считает, что минимальное снижение начальной цены контракта в некоторых аукционах обусловлено наличием у общества скидки от поставщиков товара и нерентабельностью поставки товара по определенной цене, представив при этом копии товарных накладных.
Комиссия признает данные доводы несостоятельными, в связи с тем, что указанные документы не свидетельствуют о невозможности снижения на торгах НМЦК и не позволяют установить цену товаров, реализуемых его производителями.
Кроме того, Комиссия отмечает, что в целях определения возможности снижения начальной цены контракта определением об отложении рассмотрения дела от 22.11.2018 у ответчиков была затребована подробная информация о ценах и поставщиках (производителях) поставляемых и планируемых к поставке медицинских изделий, являвшихся предметом рассматриваемых аукционов, а также иные документы и информацию, связанные с рассмотрением вопроса о скидках, предоставляемых поставщиками (производителями) товаров, являвшихся предметом вышеуказанных аукционов, в том числе информацию о том, какие именно медицинские изделия, являвшиеся предметом торгов, производит каждый поставщик. Однако данная информация ответчиками не представлена, что не позволяет Комиссии признать обоснованным довод о невозможности снижения начальной цены контракта.
Не признает состоятельными Комиссия и доводы о том, что совпадение контактной информации обусловлено совместительством работы главного бухгалтера ООО "АМК" в ООО "Инсайт", поскольку данное обстоятельство не опровергает совокупность всех вышеустановленных фактов совпадения множества обстоятельств, а наоборот свидетельствует о наличии тесных взаимосвязей между обществами, в том числе кадровых, позволяющих координировать действия друг друга при участии в торгах.
Наряду с изложенным Комиссия отмечает, что в рамках рассмотрения настоящего дела ответчиками не представлены иные документы и информация, подтверждающие и обосновывающие отсутствие тесных скоординированных взаимоотношений между обществами при участии в торгах, а совокупность установленных доказательств позволяет Комиссии прийти к выводу о заключении ответчиками антиконкурентного соглашения, направленного на поддержание цены на торгах.
Таким образом, Комиссия, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, приходит к окончательному выводу о заключении ООО""АМК"" и ООО ""Инсайт"" соглашения, которое привело или могло привести к поддержанию цен на торгах при участии в электронных аукционах от 30.03.2017 N 0115200001117000702, от 02.03.2016 N 0815200000116000156, от 14.03.2016 N 0815200000116000196, от 01.09.2016 N 0815200000116001011, от 12.09.2016 N 0115200001116002534, от 30.09.2016 N 0815200000116001075, от 30.09.2016 N 0815200000116001166, а, следовательно, о наличии нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 "О защите конкуренции".
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.
Соглашение было заключено его участниками в период проведения открытых аукционов в электронной форме и реализовывалось в 2016 - 2017 годах.
Таким образом, в связи с завершением процедур проведения рассматриваемых аукционов, Комиссия приходит к выводу о том, что основания для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать Общество с ограниченной ответственностью "АМК" (ИНН 2130081692, 428020, Чувашская Республика, г.Чебоксары, ул.Строителей, д. 10, пом. 1) и Общество с ограниченной ответственностью "Инсайт" (ИНН 1657107231, 420029, Республика Татарстан, г.Казань, ул.Сибирский Тракт, д. 34, корп. 4, пом. 316) нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции), что выразилось в заключении и участии (реализации) соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которое привело к поддержанию цен на торгах в открытых аукционах в электронной форме от 30.03.2017 N 0115200001117000702, от 02.03.2016 N0815200000116000156, от 14.03.2016 N 0815200000116000196, от 01.09.2016 N0815200000116001011, от 12.09.2016 N 0115200001116002534, от 30.09.2016 N0815200000116001075, от 30.09.2016 N 0815200000116001166.
2.Предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства по факту заключения и реализации антиконкурентного соглашения ООО "АМК" и ООО "Инсайт" не выдавать.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии: "_"
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 29 декабря 2018 г. N 03/04-АМЗ-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.01.2019