Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя Удмуртского УФАС России;
члены Комиссии: <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден;
в присутствии:
представителя Заказчика - АУ УР "Спортивно-оздоровительный лыжный комплекс им. Г.А. Кулаковой" (далее - Заказчик): <_> (приказ о назначении N092/02-01 от 02.04.2018), <_> (доверенность от 19.01.2019);
представителя Заявителя - ООО "Скадо Техно" (далее - Заявитель): <_> (доверенность от 01.07.2016);
рассмотрев дело N АА 05-05/2019-1 Ж по жалобе ООО "Скадо Техно" на действия Заказчика АУ УР "Спортивно-оздоровительный лыжный комплекс им. Г.А. Кулаковой" при проведении открытого конкурса "Оказание услуг финансовой аренды (лизинга) снегоуплотнительной машины" (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 31807156126, далее - Конкурс),
у с т а н о в и л а:
09.01.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике поступила жалоба Заявителя (вх. N 25). В жалобе указаны следующие доводы: 1) по мнению Заявителя, в конкурсной документации Заказчик установил такие показатели товара, которые указывают марку снегоуплотнительной машины "PistenBully100" производства "Kassbohrer Gelandefahrzeus AG"; 2) Заявитель считает, что Заказчик в закупочной документации установил необоснованное требование к наличию дополнительного оборудования: предподогрев гидравлического масла, рама для системы быстрой замены, фара-искатель, одновременно установив требование о том, что машина должна быть серийного производства, что по мнению Заявителя вводит участников закупки в заблуждение при подаче конкурсного предложения; 3) Заявитель считает, что показатель критерия "опыт участника конкурса", подтверждаемый наличием ранее исполненных контрактов за последние 3 года до даты подачи заявки, ограничивает количество участников закупки, поскольку исключает возможность участия в закупке вновь созданные организации, также по мнению Заявителя указанный критерий не связан с предметом торгов и не влияет на качество оказания услуг; 4) требования пункта 17.8 раздела 17 Информационной карты конкурсной документации, пунктов 16 "Единые требования к участникам закупки" и "Требования к форме заявки на участие в конкурсе и инструкции по ее заполнению", подпункта 16.4 раздела "Требования к форме заявки на участие в конкурсе и инструкции по ее заполнению" и формы N1 "Таблица предложения участников" вводят участников закупки в заблуждение при формировании конкурсной заявки.
На заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, считает ее необоснованной, направил в материалы дела письменные пояснения (вх. N226 от 14.01.2019).
Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев жалобу Заявителя, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, установила следующее.
15.11.2018 Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении открытого конкурса и закупочную документацию. Начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 8 527 851,84 рублей.
24.12.2018 Заказчик внес в закупочную документацию и извещение о проведении закупки изменения на основании выданного Удмуртским УФАС России предписания в рамках рассмотрения жалобы ООО "Скадо Техно" по делу NАА 08-12/2018-121 Ж. Продлил срок подачи заявок до 10.01.2019, 10:00. Дата подведения итогов конкурса - 14.01.2019.
На дату рассмотрения жалобы подано 2 заявки от участников закупки ООО "Скадо Техно", ООО "УралБизнесЛизинг". В связи с приостановлением закупки до рассмотрения жалобы по существу конкурсные заявки не рассматривались, победитель не установлен, договор не заключен.
1. В соответствии с пунктом 4 части 9 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) жалоба возвращается заявителю в следующих случаях, если антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов.
Комиссия Удмуртского УФАС России установила, что в рамках рассмотрения жалобы ООО "Скадо Техно" в решении от 17.12.2018 по делу NАА 08-12/2018-121 Ж антимонопольным органом было принято решение относительно обжалуемых действий (бездействия) организатора торгов в части требований к показателям товара при описании объекта закупки, а также рассмотрен довод о том, что в конкурсной документации Заказчик установил такие показатели товара, которые указывают на марку снегоуплотнительной машины "PistenBully100" производства "Kassbohrer Gelandefahrzeus AG", в связи с чем Комиссия Удмуртского УФАС России оставляет без рассмотрения жалобу в этой части.
2. Рассмотрев довод жалобы в части необоснованного требования к наличию дополнительного оборудования при поставке товара, Комиссия Удмуртского УФАС России отклоняет его по следующим основаниям.
В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 Закона.
Согласно части 1.6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках, Закон) при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "или эквивалент", за исключением случаев, указанных в подпунктах "а" - "г" данного пункта.
Из закупочной документации следует, что предметом закупки является оказание услуг финансовой аренды (лизинга). Предметом лизинга является снегоуплотнительная машина.
Согласно статье 2 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон о лизинге) лизинг - совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга;
договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель (далее - лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее - лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.
Согласно части 3 статьи 15 Закона о лизинге в договоре лизинга должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче лизингополучателю в качестве предмета лизинга. При отсутствии этих данных в договоре лизинга условие о предмете, подлежащем передаче в лизинг, считается не согласованным сторонами, а договор лизинга не считается заключенным.
В Разделе II "Описание объекта закупки: Техническое задание" конкурсной документации содержатся требования к поставляемому товару, в том числе:
Дополнительно |
Предпрогрев гидравлического масла Рама для системы быстрой замены Фара-искатель |
Требование к технике |
Техника должна быть серийной, не допускается внесение изменений в конструкцию, доработок, изменение технического оснащения и параметров. Все параметры предлагаемой техники должны полностью соответствовать характеристикам, указанным заводом - изготовителем. |
Понятие "продукция серийного производства" определено в части II Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 18.04.2018 N 44 "О типовых схемах оценки соответствия" - это продукция, изготавливаемая по одной и той же технической документации с использованием единого технологического процесса.
Из доказательств, представленных Заявителем в материалы дела Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что фирма "Kassbohrer Gelandefahrzeus AG" занимается серийным производством снегоуплотнительных машин, в том числе производит модель "PistenBully100" в разной комплектации.
Согласно прайслисту модель "PistenBully100" в стандартной комплектации может быть оснащена дополнительным оборудованием, в том числе предподогревом гидравлического масла, рамой для системы быстрой замены, фара-искателем, что в свою очередь влияет только на стоимость машины, а не на единый технологический процесс производства.
Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что технические характеристики снегоуплотнительной машины в части дополнительного оборудования, указанные в закупочной документации соответствуют потребностям и специфике использования такого товара Заказчиком.
3. Рассмотрев довод Заявителя относительно того, что показатель критерия "опыт участника конкурса", подтверждаемый наличием ранее исполненных контрактов за последние 3 года до даты подачи заявки, ограничивает количество участников закупки, поскольку исключает возможность участия в закупке вновь созданные организации, указанный критерий не связан с предметом торгов и не влияет на качество оказания услуг, Комиссия Удмуртского УФАС России считает необоснованным в связи со следующим.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Согласно части 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.
Из совокупности указанных норм следует, что в закупочной документации могут быть установлены такие критерии оценки, которые соответствуют принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно пункту 3 "Изменения в Извещение и Конкурсную документацию" Заказчик установил критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Одним из критериев оценки является опыт участника конкурса (30 % коэффициент значимости 0,3).
Показатель критерия - наибольшее количество исполненных контрактов на услуги финансовой аренды (лизинга) за последние 3 года (2016, 2017, 2018 гг) до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе - 100 %, коэффициент значимости 1.
В подпунтке 17.8 пункта 4 "Изменения в Извещение и Конкурсную документацию" указаны документы, подтверждающие квалификацию участника конкурса (предоставление является необязательным) - копии документов, подтверждающих квалификацию участника конкурса по показателю 2.1 критерия 2 "Опыт участника конкурса" (копии ранее исполненных контрактов на услуги финансовой аренды (лизинга) за последние 3 года (2016, 2017, 2018 гг) до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе, и актов выполненных работ.
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Рассмотрев вышеуказанные требования, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что показатель критерия "опыт работы" и требования к наличию наибольшего количество исполненных контрактов на услуги финансовой аренды (лизинга) за последние 3 года полностью связан с предметом торгов "оказание услуг финансовой аренды (лизинга)" и не противоречит принципам обеспечения равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки, поскольку носит оценочный характер, и при отсутствии "опыта работы" и исполненных контрактов, не влияет на допуск к участию в Конкурсе.
4. Рассмотрев довод Заявителя о том, что требования пункта 17.8 раздела 17 Информационной карты конкурсной документации, пунктов 16 "Единые требования к участникам закупки" и "Требования к форме заявки на участие в конкурсе и инструкции по ее заполнению", подпункта 16.4 раздела "Требования к форме заявки на участие в конкурсе и инструкции по ее заполнению" и формы N1 "Таблица предложения участников" вводят участников закупки в заблуждение при формировании конкурсной заявки, комиссия Удмуртского УФАС России считает необоснованным.
В пункте 17.8 раздела 17 Информационной карты конкурсной документации указано: "Документы, подтверждающие квалификацию участника конкурса (предоставление является необязательным) - Копии документов, подтверждающих квалификацию участника конкурса по показателю 2.1 критерия 2 "Опыт участника конкурса" (копии ранее исполненных контрактов на услуги финансовой аренды (лизинга) за последние 3 года (2016, 2017, 2018 гг) до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе, и актов выполненных работ.)"
В разделе 3 настоящего решения Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что предоставление документов, подтверждающих квалификацию участника конкурса, является необязательным, поскольку "опыт работы" является оценочным критерием и не влияет на допуск участников закупки к участию в Конкурсе.
В Информационной карте конкурсной документации содержится пункт 16 с названием "Единые требования к участникам закупки" и пункт 16 с названием "Требования к форме заявки на участие в конкурсе и инструкции по ее заполнению". Указанные пункты содержат разные требования: одни относятся к участникам закупки, другие - к форме заявки, при этом требования не повторяются и не соотносятся между собой. Таким образом, можно сделать вывод о том, что Заказчиком в нумерации пунктов была допущена техническая ошибка, что не влияет на содержание требований Заказчика.
В подпункте 16.4 пункта 16 Информационной карты конкурсной документации указано: "Конверт с заявкой на участие в конкурсе оформить следующим образом: конверт адресуется по адресу, указанному в подпункте 1.5 пункта 1 Информационных карт Конкурсной документации; Если конверт не запечатан и не помечен в соответствии с требованиями настоящего пункта, Заказчик не несет ответственности в случае его потери или вскрытия раньше срока".
Из содержания довода Заявителя следует, что указанный подпункт не дает ему четкого понимания того, как надо оформить конверт с заявкой и по какому адресу его необходимо подать, так как в подпункте 1.5 пункта 1 Информационных карт Конкурсной документации не указан адрес Заказчика.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что адрес Заказчика указан в подпункте 1.3 пункта 1 Информационных карт Конкурсной документации, таким образом Конкурсная документация содержит информацию об адресе Заказчика, что не противоречит требованиям принципа информационной открытости закупки, указанных в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
На обозрение Комиссии Удмуртского УФАС России Заказчик представил заявку, поданную ООО "СкадоТехно" для участия в Конкурсе, что в свою очередь опровергает вышеуказанные доводы Заявителя о том что положения Конкурсной документации вводят участника закупки в заблуждение.
Руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "Скадо Техно" на действия Заказчика АУ УР "Спортивно-оздоровительный лыжный комплекс им. Г.А. Кулаковой" при проведении открытого конкурса "Оказание услуг финансовой аренды (лизинга) снегоуплотнительной машины" (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 31807156126), необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель Комиссии |
___________ <_> |
Члены Комиссии |
____________ <_> |
|
____________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 18 января 2019 г. N АА 05-05/2019-1
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.01.2019