Резолютивная часть решения оглашена "21" января 2019 года
В полном объёме решение изготовлено "23" января 2019 года
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
председатель комиссии Мурманского УФАС России:
Попова И.Н. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
члены комиссии Мурманского УФАС России:
Полищук М.С. - начальник отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Фирсова Н.М. - главный специалист-эксперт отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителей:
Комитета по управлению имуществом администрации Печенгского района (далее - Организатор торгов, Комитет) - <...> (по доверенности),
общества с ограниченной ответственностью "Никельская управляющая компания" - <...> (по доверенности),
рассмотрев в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту решения - Закон о защите конкуренции) жалобы общества с ограниченной ответственностью "Никельская управляющая компания" (далее - ООО "Никельская управляющая компания", Общество, Заявитель) на действия Администрацию муниципального образования Печенгский район Мурманской области (далее - Администрация Печенгского района) при проведении открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, извещение: 291118/0048014/04, 281118/0048014/01, 281118/0048014/02, 281118/0048014/03, 291118/0048014/01, 291118/0048014/02, 291118/0048014/03 (далее - Открытые конкурсы, торги),
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 25 декабря 2018 года обратилось ООО "Никельская управляющая компания" с жалобами на действия Администрации Печенгского района при проведении Открытых конкурсов.
Из существа поданных жалоб следует, Администрация Печенгского района в нарушение Постановления Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Постановление N75) отменила проведение Открытых конкурсов.
По мнению Заявителя в действиях Администрации Печенгского района усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Общество просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Заседание Комиссии Мурманского УФАС России начато в 14 часов 30 минут 10 января 2019 года, на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции продолжено 21 января в 15 часов 00 минут.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Общества, возражения Комитета, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
В статье 18.1 Закона о защите конкуренции указаны пределы рассмотрения жалоб антимонопольным органом и комиссией антимонопольного органа. Это - действия (бездействия) при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов, т.е. соблюдение порядка и правил организации и проведения торгов, заключения договоров по их итогам.
Порядок и правила организации и проведения торгов, порядок заключения договоров определяются правовыми актами различного уровня.
При рассмотрении жалобы по статье 18.1 Закона о защите конкуренции исследуется порядок организации и проведения торгов, заключения договора. При этом исследуются нормы, которыми регулируется такой порядок. Комиссия антимонопольного органа рассматривает вопрос о нарушении норм законодательства, регламентирующих проведение торгов.
Необходимым условием является установление нарушений порядка организации и проведения торгов, порядка заключения договоров, установленных федеральными законами и иными правовыми актами.
В соответствии с частью 2 статьи 163 Жилищного кодекса РФ Управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса.
Согласно части 4 статьи 161 Жилищного кодекса РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Частью 5 статьи 200 Жилищного кодекса РФ установлено, что в случае, если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в соответствии с требованиями части 4 настоящей статьи, о выборе способа управления таким домом не принято или не реализовано либо общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проведение которого орган местного самоуправления обязан инициировать в соответствии с частью 4 настоящей статьи, не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления в течение трех дней со дня проведения данного общего собрания или по истечении указанного в части 4 настоящей статьи срока обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
Порядок проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом установлен Постановлением N 75 (далее - Правила).
В силу пункта 3 Правил N75 Конкурс проводится, если:
1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях:
собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях:
большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации;
собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса РФ;
3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В силу пункта 1 части 1 статьи 165 Жилищного кодекса РФ, в целях создания условий для управления МКД органы местного самоуправления обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций.
В соответствии с Постановлением Администрации Печенгского района от 27.11.2018 N1167 (далее - ПостановлениеN1167) организатором торгов является Комитет по управлению имуществом администрации Печенгского района.
В целях реализации Правил Комитетом на официальном сайте www.torgi.gov.ru 28 и 29 ноября 2018 года размещены извещения о проведении Открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами (88 МКД).
Установлено, что доля муниципальной собственности 86 МКД, включенных в перечень Открытых конкурсов, составляет менее чем пятьдесят процентов.
В силу абзаца первого пункта 39 Правил, в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом и реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
Вместе с тем, Комиссией Мурманского УФАС России установлено, что на основании Постановления Администрации Печенгского района от 21.12.2018 N1295 в связи с выявленными техническими ошибками Постановление N1167 признано утратившим силу.
Таким образом, Администрация Печенгского района в нарушение пункта 39 Правил отменила проведение Открытых конкурсов.
Жалоба Общества признается обоснованной.
В тоже время, Комиссия Мурманского УФАС России признает несостоятельным довод Заявителя о том, что в действиях Администрации Печенгского района усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.9 КоАП РФ в виду следующего.
В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.9 настоящего Кодекса, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
В связи с тем, что жалобы ООО "Никельская управляющая компания" рассмотрены в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции (порядок организации и проведения торгов), а не в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, статья 14.9 КоАП РФ не может быть применима.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, Комиссия Мурманского УФАС России, руководствуясь статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы общества с ограниченной ответственностью "Никельская управляющая компания" на действия Администрации Печенгского района при проведении открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, извещение: 291118/0048014/04, 281118/0048014/01, 281118/0048014/02, 281118/0048014/03, 291118/0048014/01, 291118/0048014/02, 291118/0048014/03 обоснованными.
2. Признать Администрацию муниципального образования Печенгский район Мурманской области нарушившим требования пункта 39 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75.
3. Выдать Администрации муниципального образования Печенгский район Мурманской области предписание об устранении выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России:
И.Н. Попова
Члены комиссии
Мурманского УФАС России:
М.С. Полищук
Н.М. Фирсова
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 06-12/19-01-07
21 января 2019 г.
город Мурманск
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
председатель комиссии Мурманского УФАС России:
Попова И.Н. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
члены комиссии Мурманского УФАС России:
Полищук М.С. - начальник отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Фирсова Н.М. - главный специалист-эксперт отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
на основании решения от 21 января 2019 года по делу N 06-12/19-01-07, принятого по результатам рассмотрения жалоб в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" общества с ограниченной ответственностью "Никельская управляющая компания" на действия Администрации муниципального образования Печенгский район Мурманской области при проведении открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, извещение: 291118/0048014/04, 281118/0048014/01, 281118/0048014/02, 281118/0048014/03, 291118/0048014/01, 291118/0048014/02, 291118/0048014/03,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Администрации муниципального образования Печенгский район Мурманской области устранить нарушения пункта 39 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 путём:
1.1 проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами.
2. Администрации муниципального образования Печенгский район Мурманской области исполнить предписание и в срок до 28 февраля 2019 года представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области доказательства исполнения предписания в письменном виде либо в форме электронного документа (в соответствии с законом об электронной цифровой подписи) на электронный адрес: to51@fas.gov.ru
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России:
И.Н. Попова
Члены комиссии
Мурманского УФАС России:
М.С. Полищук
Н.М. Фирсова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 21 января 2019 г. N 06-12/19-01-07
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.01.2019