Резолютивная часть решения объявлена 16 января 2019 года.
Решение изготовлено в полном объеме 22 января 2019 года.
г. Тамбов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - руководитель Гречишникова Е.А.,
члены Комиссии - начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Попова Н.В.,
рассмотрев дело N Р-45/18 по признакам нарушения пункта 5 части 2, части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) о распространении рекламы алкогольной продукции с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), без предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции,
в присутствии ИП Королевой Е.С., гражданина <_>, гражданина <_>.
У С Т А Н О В И Л А:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе в октябре 2018 года установлено, что при входе в помещение магазина "DobroVar" (г. Тамбов, ул. Пензенская/К.Маркса, д. 61/175, корп. 2) на внешней стене размещена рекламная конструкция (банер) следующего содержания: "DobroVar. Частная пивоварня. Живое. Сварено в соответствии с "Законом о чистоте пива" 1516 г. Без пастеризации. Вода из артезианского источника. Прямые поставки сырья из Германии. Собственные посевные поля".
Хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность в магазине "DobroVar", является ИП Королева Екатерина Сергеевна <_>.
По факту распространения вышеуказанной рекламы по признакам нарушения Закона о рекламе в отношении ИП Королевой Е.С. возбуждено настоящее дело.
ИП Королева Е.С. письмом (вх. от 28.12.2018 N 8573н) сообщила, что вывеска, установленная на внешней части сооружения по адресу: ул. К.Маркса, д. 175, корп. 2 содержит слово "Живое" и обозначает на ней обобщенную информацию группу товаров. Слово является обиходным и обозначает обычно непастеризованную продукцию, которая не подвергается тепловой обработке. Слово "Живое" представляет собой обобщенное наименование группы товаров и не позволяет выделить конкретный товар среди однородных товаров и сформировать к нему интерес. Размещение указанного слова, представляющего обобщенное наименование группы товаров, в месте осуществления производства или реализации таких товаров может рассматриваться как обозначение вида деятельности, осуществляемого в данном месте, что соответствует обычаям делового оборота.
На рассмотрении дела 16.01.2019 ИП Королева Е.С. представила документы и пояснила, что рассматриваемая реклама размещается по двум адресам, по адресу: г. Тамбов, ул. Пензенская/К.Маркса, д. 61/175, корп. 2 с 21 сентября 2018 года и по адресу: г. Тамбов, ул. Ореховая, д. 11 с 08 августа 2018 года. Рекламные банеры были изготовлены ООО "Гланс Стайл" на основании договора N 62 от 24.07.2018 по представленным Королевой Е.С. макетам. Все работы были приняты по актам и оплачены. Пиво, реализуемое в магазинах "DobroVar" ИП Королева Е.С. приобретает у производителя ООО "ДОБРОВАР" по договору поставки N 123 от 08.08.2018.
Изучив материалы и представленные доказательства, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.
Установлено, что посредством технического средства стабильного размещения (рекламной конструкции) в виде банера, смонтированного и расположенного на внешней стене при входе в помещение магазина "DobroVar" с 08.08.2018 по адресу: г. Тамбов, ул. Ореховая, д. 11 и с 21.09.2018 по адресу: г. Тамбов, ул. Пензенская/К.Маркса, д. 61/175, корп. 2 размещена реклама следующего содержания: "DobroVar. Частная пивоварня. Живое. Сварено в соответствии с "Законом о чистоте пива" 1516 г. Без пастеризации. Вода из артезианского источника. Прямые поставки сырья из Германии. Собственные посевные поля".
Исходя из статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама
Согласно данным сайта http://dobro-var.ru/ "DobroVar Живое" - светлое нефильтрованное непастеризованное пиво, содержание этилового спирта не менее 4-5%.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, относятся к алкогольной продукции.
Наименование напитков, реализуемых в помещение магазина "DobroVar" в совокупности с указанием конкретной марки алкогольной продукции ("DobroVar Живое") привлекает потребителей к данному магазину с целью приобретения алкогольной продукции - пива.
Рассматриваемая информация содержит положительную оценку потребительских свойств и качеств реализуемого товара ("DobroVar. Живое. Сварено в соответствии с "Законом о чистоте пива" 1516 г. Без пастеризации"), формируя и поддерживая потребительский интерес ("Частная пивоварня. Вода из артезианского источника. Прямые поставки сырья из Германии. Собственные посевные поля"), способствующий продвижению, как самого производителя, так и реализуемого пива ("DobroVar. Частная пивоварня. Живое. Сварено в соответствии с "Законом о чистоте пива" 1516 г. Без пастеризации"). Такая информация обладает оценочным, ассоциативным эффектом, способным воздействовать на сознание потребителя и подтолкнуть его к выбору соответствующего товара именно в указанном месте.
Таким образом, рассматриваемая реклама является рекламой алкогольной продукции - пива DobroVar, в том числе марки "Живое".
В статье 21 Закона о рекламе содержатся требования, предъявляемые к рекламе алкогольной продукции.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Поскольку рассматриваемые рекламные конструкции с рекламой алкогольной продукции - пива стационарно размещены снаружи на стене помещения, при распространении данной рекламы нарушены требования пункта 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.
Согласно части 3 статьи 21 Закона о рекламе, реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Поскольку в рассматриваемой рекламе алкогольной продукции отсутствует предупреждающая надпись о вреде чрезмерного потребления пива, данная реклама нарушает часть 3 статьи 21 Закона о рекламе.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 21 Закона о рекламе, реклама алкогольной продукции не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.
Согласно данным, представленным Комитетом архитектуры, развития и реконструкции администрации города Тамбова исх. от 22.10.2018 N 24.30-1975/18 (вх. от 23.10.2018 N 6758) на расстоянии менее чем сто метров от входа в помещение магазина "DobroVar" (по адресу: г. Тамбов, ул. Пензенская/К.Маркса, д. 61/175, корп. 2) располагается здание Тамбовского филиала АНО ВО "Российский новый университет" (г. Тамбов, ул. Пензенская/К.Маркса, д. 61/175, корпус 3).
АНО ВО "Российский новый университет" является образовательной организацией на основании лицензии от 28.04.2016 N 2120.
Поскольку рассматриваемая реклама алкогольной продукции размещена по адресу: г. Тамбов, ул. Пензенская/К.Маркса, д. 61/175, корп. 2 на расстоянии менее чем сто метров (71,63 м.), данная реклама нарушает требования пункта 6 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Следовательно, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе является ненадлежащей.
Статьей 38 Закона о рекламе установлено, что за нарушение требований части 3 статьи 21 Закона о рекламе ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель, за нарушение требований части 2 статьи 21 Закона о рекламе ответственность несет рекламораспространитель.
В соответствии с договором от 24.07.2018 N 62, заключенным Королевой Е.С. (Заказчик) с ООО "Гланс Стаил" (Исполнитель), Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязанность по изготовлению и монтажу рекламных конструкций. Услуги по изготовлению рекламных баннеров были оплачены Королевой Е.С. согласно акту N 423 от 24.07.2018 и N 597 от 06.09.2018.
С учетом изложенного, содержание рекламы определено Королевой Е.С. в целях продвижения продукции, реализуемой индивидуальным предпринимателем. Таким образом, ИП Королева Е.С. является рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы.
На дату рассмотрения дела доказательств устранения нарушения в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 37-45 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 N 508, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "DobroVar. Частная пивоварня. Живое. Сварено в соответствии с "Законом о чистоте пива" 1516 г. Без пастеризации. Вода из артезианского источника. Прямые поставки сырья из Германии. Собственные посевные поля", размещающуюся с 21 сентября 2018 года по настоящее время посредством рекламной конструкции (банера) смонтированной и расположенной на внешней стене при входе в помещение магазина "DobroVar" (г. Тамбов, ул. Пензенская/К.Маркса, д. 61/175, корп. 2), поскольку в ней нарушены требования пунктов 5, 6 части 2, части 3 статьи 21 Закона о рекламе.
Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "DobroVar. Частная пивоварня. Живое. Сварено в соответствии с "Законом о чистоте пива" 1516 г. Без пастеризации. Вода из артезианского источника. Прямые поставки сырья из Германии. Собственные посевные поля", размещающуюся с 08 августа 2018 года по настоящее время посредством рекламной конструкции (банера) смонтированной и расположенной на внешней стене при входе в помещение магазина "DobroVar" (г. Тамбов, ул. Ореховая, д. 11), поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 2, части 3 статьи 21 Закона о рекламе.
3. Выдать ИП Королевой Е.С. предписание об устранении нарушения требований рекламного законодательства и представить доказательства его устранения в двухнедельный срок со дня получения настоящего предписания.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП Королевой Е.С.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.
Председатель Комиссии Е.А. Гречишникова
Члены Комиссии: К.И. Мурзин
Н.В. Попова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 16 января 2019 г. N Р-45/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.01.2019