Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<...>
при участии представителей:
<...>
рассмотрев жалобу ООО "Проектсервис" б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО "Кузнецов" при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплекса работ по проекту "Реконструкция производственной и испытательной базы Открытого Акционерного Общества "КУЗНЕЦОВ" г. Самара" Публичное акционерное общества "Кузнецов", г. Самара, Самарская область" (извещение N 31807226152), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Проектсервис" (далее - Заявитель) от б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО "Кузнецов" при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплекса работ по проекту "Реконструкция производственной и испытательной базы Открытого Акционерного Общества "КУЗНЕЦОВ" г. Самара" Публичное акционерное общества "Кузнецов", г. Самара, Самарская область" (извещение N 31807226152) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым Положением о закупке Государственной корпорации "Ростех", утвержденным Наблюдательным советом Государственной корпорации "Ростех" 18.03.2015 (далее - Положение о закупках).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Извещение о проведении Конкурса, Конкурсная документация (далее - Извещение, Документация) размещены в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.11.2018;
Начальная (максимальная) цена договора - 1 079 350 890 рублей;
Дата окончания подачи заявок - 17.12.2018;
Дата рассмотрения заявок - 20.12.2018;
Дата проведения Конкурса - 26.12.2018;
На участие в Конкурсе подано 2 заявки, из которых одна заявка признана соответствующей требованиям Документации.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:
1) Заказчиком неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе;
2) Заказчиком неправомерно принято решение о допуске ООО "НПО "Энергосервис".
Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно протоколу рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе N 31807226152-2 от 20.12.2018, заявка Заявителя подлежит отклонению на основании подпункта 1 пункта 4.14.9 Документации, в связи с непредставлением в составе заявки документов и сведений, предусмотренных приложением N 3 к информационной карте, а также в соответствии с подпунктом 2 пункта 4.14.9 Документации, в связи с несоответствием участника процедуры закупки, требованиям, установленным в разделе 5 и пунктах 15-17 информационной карты.
Согласно пункту 5.1.5 Документации и пункту 17 информационной карты к участникам закупки установлены квалификационные требования в соответствии с приложением N 1 к информационной карте.
В соответствии с пунктом 3.1 приложения N 1 к информационной карте участники закупки должны соответствовать требованию о наличии опыта успешной поставки продукции сопоставимого характера и объема.
Под продукцией сопоставимого объема понимается выполнение работ по строительству и/или работ по реконструкции и/или работ по капитальному ремонту и/или работ по техническому перевооружению объектов капитального строительства в количестве не менее 1 договора стоимостью не менее 10% от начальной максимальной цены договора, выполненные за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке.
В качестве подтверждающих документов участники закупки должны предоставить в составе заявки: копию договора, копию актов выполненных работ, копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил Документы и пояснил, что Заявителем в составе заявки была представлена справка о наличии опыта от 17.12.2018 N 1986/18, в соответствии с которой Заявитель указал наличие опыта поставки продукции сопоставимого характера по 22 договорам. Иные подтверждающие документы, а именно: копии договоров, копии актов выполненных работ, копии разрешений на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в составе заявки отсутствуют, что не соответствует требованиям Документации и является основанием для отклонения заявки в соответствии с подпунктом 1 пункта 4.14.9 Документации.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком неправомерно принято решение о допуске ООО "НПО "Энергосервис", в связи с отсутствием у участника опыта успешного выполнения работ сопоставимого характера по предмету закупки, установленного пунктом 3.1 приложения N 1 к информационной карте.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе N 31807226152-2 от 20.12.2018, Заказчиком принято решение о допуске ООО "НПО "Энергосервис" к участию в Конкурсе и заключении договора с единственным допущенным участником.
На заседании Комиссии ФАС России установлено, что в составе заявки участником ООО "НПО "Энергосервис" для подтверждения соответствия требованию о наличии опыта успешной поставки продукции сопоставимого характера представлены:
Государственный контракт N 711 от 14.03.2014 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Проектирование и строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в городском округе Тольятти".
Государственный контракт N 712 от 14.03.2014 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Проектирование и строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в г. Самара".
Договор N 2/2015 от 16.07.2015 на выполнение строительно-монтажных работ по строительству Административно-коммерческого центра в п. Управленческий г. Самара
Вместе с тем, подтверждающие документы, а именно: копии актов выполненных работ, копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию в составе заявки представлены исключительно по государственному контракту N 711 от 14.03.2014 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Проектирование и строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в городском округе Тольятти" (далее - Контракт).
При этом согласно представленным документам, срок выполнения работ по Контракту составляет 01.12.2015, в то время как пунктом 3.1 приложения N 1 к информационной карте установлено требование о наличии опыта выполнения работ по строительству и/или работ по реконструкции и/или работ по капитальному ремонту и/или работ по техническому перевооружению объектов капитального строительства, выполненных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке.
На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что деи\x{0306}ствия Заказчика неправомерно допустившего участника, заявка которого не соответствует требованиям Документации, противоречат пункту 2.2.1 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом согласно Жалобе Заявителя, предметом обжалования являются, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном отклонении заявки Заявителя, а также неправомерном допуске ООО "НПО "Энергосервис" к участию в Конкурсе, что является основанием обращения в ФАС России, закрепленным в пункте 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, в соответствии с которым антимонопольный орган осуществляет контроль за соблюдением Закона о закупках.
На основании изложенного Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.
3. В соответствии с подпунктом 2 пункта 4.18.6 Документации Заказчик вправе инспектировать производство участников закупки на предмет наличия заявленных им характеристик и их соответствия установленным в Документации параметрам квалификации и условиям исполнения договора.
Вместе с тем, возможность участия в Конкурсе с учетом указанного положения Документации зависит от волеизъявления Заказчика, а также применение Заказчиком права инспектировать производство участников может применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников Конкурса.
Кроме того, в Положении о закупке и Документации не установлен порядок проведения указанных проверок, что ставит возможность проведения или не проведения выездной проверки в отношении конкретного участника Конкурса в зависимость от решения Заказчика, которое может быть различным в отношении разных участников.
При этом законодательством не установлена обязанность участника Конкурса допускать представителей Заказчика на территорию своей организации, а отказ в таком допуске не является подтверждением предоставления участником в составе заявки документов, содержащих недостоверную информацию.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные требования в Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2.2.1 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России установлены иные не являющиеся предметом обжалования нарушения Закона о закупках, в связи с чем принимает решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Проектсервис" (ИНН: 9701054554, ОГРН: 5167746317900) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика "ПАО "Кузнецов" (ИНН: 6319033379, ОГРН: 1026301705374) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплекса работ по проекту "Реконструкция производственной и испытательной базы Открытого Акционерного Общества "КУЗНЕЦОВ" г. Самара" Публичное акционерное общества "Кузнецов", г. Самара, Самарская область" (извещение N 31807226152) обоснованной в части неправомерного принятия решения о допуске участника ООО "НПО "Энергосервис" к участию в Конкурсе.
Признать Заказчика нарушившим часть 1 статьи 2, часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать Заказчику обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 15.01.2019 N 223-ФЗ-33/19.
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 15.01.2019 N 223-ФЗ-33/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 января 2019 г. N 33/19
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.01.2019