Резолютивная часть решения оглашена "16" января 2019 года г. Ханты-Мансийск
Решение в полном объеме изготовлено "21" января 2019 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа N 133 от 30.11.2018 года в составе:
Председатель комиссии:
<...> - заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
<...> - государственный инспектор Отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства;
<...> - государственный инспектор Отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства;
в присутствии представитя Заказчика - <...> по доверенности от 15.01.2019 года N 01-24;
в отсутствии представителя Заявителя, уведомленного надлежащим образом, о чем свидетельствуют материалы дела;
рассмотрев жалобу ООО "Волжская фабрика упаковки" (вх. от 28.12.2018 N 2114-ж),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба ООО "Волжская фабрика упаковки" на действия заказчик Муниципального водоканализационного предприятия МО г. Ханты-Мансийск при проведении запроса котировок на поставку полиоксихлорида алюминия марки АКВА-АУРАТтм 30, извещение N 31807337128.
В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. от 09.01.2019 N 02/СР-03).
Рассмотрение жалобы назначено на 16.01.2019 года.
Доводы жалобы ООО "Волжская фабрика упаковки" заключаются в следующем:
1) создает определенным участникам проводимой закупки преимуществ, путем установления определенной торговой марки Аква-Аурат 30;
2) отсутствие ответа на направленный запрос разъяснений;
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.
В силу части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
С учетом, доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.
Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителя Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.
Закупочная деятельность Заказчика регулируется Положением о закупке товаров, работ, услуг Муниципального Водоканализационного предприятия муниципального образования г. Ханты-Мансийска (далее - МП "Водоканал") с изменениями утвержденными приказом N 01-769 от "25" декабря 2018 года, утвержденным директором МП "Водоканал" Н.Н. Молчановым от 25.12.2018 года.
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru 20.12.2018 года Заказчиком опубликовано извещение N 31807337128 о запроса котировок на поставку полиоксихлорида алюминия марки АКВА-АУРАТтм 30.
Предметом проводимой закупки, согласно пункту 1.1.3. Документации о закупке в форме запроса котировок на поставку полиоксихлорида алюминия марки АКВА-АУРАТтм30 (далее - Документация о закупке), является поставка полиоксихлорида алюминия марки АКВА-АУРАТтм30.
Согласно части 6.1 статьи 4 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться правилами указанными в настоящей части, в том числе правилом, согласно которому в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о том, что включение в предмет проводимой закупки требования, в отношении товарной марки АКВА-АУРАТтм30, приводит к созданию необоснованных препятствий и сокращению количества участников проводимой закупки, что представляет собой необоснованное ограничение конкуренции.
Кроме того, вышеуказанный вывод подтвержден позицией Верховного суда, отображенной в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018).
Согласно пункту 10 вышеуказанного обзора, указание конкретного товарного знака или требований к закупаемому товару, свидетельствующие о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования приводят к созданию необоснованных препятствий для участников закупки, влекут сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции.
На основании выше изложенного, в действиях МП "Водоканал" выявлены признаки нарушения части 6.1 статьи 4 и части 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части включение в предмет проводимой закупки требования, в отношении товарной марки АКВА-АУРАТтм30, что приводит к нарушению принципа необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам проводимой закупки.
Таким образом, довод заявителя жалобы N 1, в части создания определенным участникам проводимой закупки преимуществ, путем установления определенной торговой марки Аква-Аурат 30, является обоснованным.
В ходе рассмотрения дела, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было установлено следующее.
Согласно информации представленной представителем Заказчика, в адрес МП "Водоканал" поступил запроса на разъяснение положений документации о закупке извещение N 31807337128 от 20.12.2018 года (исх. ООО "Волжская фабрика упаковки" от 25.12.2018 года N ЗК/76.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, ответ на вышеуказанный запрос размещен 27.12.2018 18.17, что подтверждено материалами дела.
На основании вышеизложенного, в действиях МП "Водоканал" признаков нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о закупках не выявлено.
Таким образом, довод заявителя жалобы N 2, в части отсутствия ответа на направленный запрос разъяснений, является необоснованным.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Волжская фабрика упаковки" на действия заказчик Муниципального водоканализационного предприятия МО г. Ханты-Мансийск при проведении запроса котировок на поставку полиоксихлорида алюминия марки АКВА-АУРАТтм 30, извещение N 31807337128, в части довода N 1- обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Волжская фабрика упаковки" на действия заказчик Муниципального водоканализационного предприятия МО г. Ханты-Мансийск при проведении запроса котировок на поставку полиоксихлорида алюминия марки АКВА-АУРАТтм 30, извещение N 31807337128, в части довода N 2- необоснованной.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание.
4. Разместить настоящее решение на официальном сайте антимонопольного органа.
Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии <...>
Члены комиссии: <...>
<...>
ПРЕДПИСАНИЕ N 9
21 января 2019 года г. Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
<...> - заместитель руководителя;
Члены комиссии:
<...> - государственный инспектор отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства;
<...> - государственный инспектор отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства;
в присутствии представитя Заказчика - <...> по доверенности от 15.01.2019 года N 01-24;
в отсутствии представителя Заявителя, уведомленного надлежащим образом, о чем свидетельствуют материалы дела;
на основании своего Решения от 21.01.2019 года, вынесенного по жалобе ООО "Волжская фабрика упаковки" (вх. от 28.12.2018 N 2114-ж) на действия заказчик Муниципального водоканализационного предприятия МО г. Ханты-Мансийск при проведении запроса котировок на поставку полиоксихлорида алюминия марки АКВА-АУРАТтм 30, извещение N 31807337128, руководствуясь подпунктом "а" пункта 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Муниципальное водоканализационное предприятие МО г. Ханты-Мансийск в срок до 04 февраля 2019 года:
1. Отменить протоколы, составленные в ходе проведения запроса котировок на поставку полиоксихлорида алюминия марки АКВА-АУРАТтм 30, извещение N 31807337128.
2. Вернуть участникам закупки, ранее поданные заявки на участие в запросе котировок, а также денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок на участие в данном запросе (при наличии).
3. С учетом принятого Решения от 21.01.2019 года, вынесенного по жалобе ООО "Волжская фабрика упаковки" (вх. от 28.12.2018 N 2114-ж) внести изменения в документацию запроса котировок на поставку полиоксихлорида алюминия марки АКВА-АУРАТтм 30.
4. В срок до 08 февраля 2019 года представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
5. Официальному сайту www.zakupki.gov.ru обеспечить исполнение Организатором закупки, пунктов 1, 2 настоящего предписания.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель комиссии <...>
Члены комиссии <...>
<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 16 января 2019 г. N 2114-ж
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.01.2019