Резолютивная часть решения оглашена "25" декабря 2018 г.
В полном объеме решение изготовлено "16" января 2019 г.
Комиссия Пензенского УФАС России (далее - Комиссия, Комиссия Управления) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия Управления), в составе:
- <Д_> - руководителя Пензенского УФАС России, председателя Комиссии;
- <М_> - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии;
- <П_> - государственного инспектора отдела контроля органов власти и рекламы, члена Комиссии;
при участии
- заявителей - представителя Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пензенской области (ИНН 5836658137, ОГРН 1135836003632, ул. Володарского, 49, г. Пенза, 440000) <М_>; ИП <Х_>;
- ответчика - представителей администрации г. Пензы (ИНН 5836010360, ОГРН 1025801358945, пл. Маршала Жукова, 4, г. Пенза, 440000) <К..> и <П_>;
- заинтересованного лица - представителя Министерства сельского хозяйства Пензенской области (ИНН 5836013019, ОГРН 1035803002443, ул. Володарского, 49, г. Пенза, 440000) <К_>,
рассмотрев дело N 3-09/51-2017 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении администрации г. Пензы по признакам нарушения пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Пензенское УФАС России поступило обращение Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пензенской области о проверке законности отказа администрации г. Пензы (далее также - Администрация) от 24.07.2017 в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО) без проведения торгов.
По результатам рассмотрения указанного обращения Пензенским УФАС России выявлено наличие в действиях администрации г. Пензы, выразившихся в необоснованном отказе ИП <Х_> на его обращение о заключении договора на размещение НТО от 24.04.2017, что приводит (может привести) к необоснованному препятствованию осуществления им хозяйственной деятельности, созданию дискриминационных условий и, как следствие, ограничению конкуренции на рынке розничной торговли через нестационарные торговые объекты, признаков нарушения пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании изложенного, в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции, администрации г. Пензы выдано предупреждение от 21.08.2017 N 3-20-1/08-2017 о необходимости прекратить нарушение пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
19 сентября 2017 года от администрации г. Пензы в адрес Пензенского УФАС России поступило ходатайство о продлении срока выполнения предупреждения от 21.08.2017 N 3-20-1/08-2017 в связи с подготовкой Министерством сельского хозяйства Пензенской области проекта приказа "О внесении изменений в приказ Министерства сельского хозяйства Пензенской области от 02.03.2016 N 32 "Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области", который в настоящее время проходит процедуру согласования.
Рассмотрев указанное ходатайство, Пензенское УФАС России пришло к выводу о возможности продлении срока исполнения предупреждения от 21.08.2017 N 3-20-1/08-2017 до 10 октября 2017 года.
В указанный срок предупреждение администрацией г. Пензы не исполнено.
На основании изложенного Пензенским УФАС России издан приказ от 23 октября 2017 года N 216 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении администрации г. Пензы по признакам нарушения пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением от 02.11.2017 дело N 3-09/51-2017 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 24.11.2017.
В ходе рассмотрения дела установлено, что администрация г. Пензы обжалует предупреждение Пензенского УФАС России от 21.08.2017 N 3-20-1/08-2017 в Арбитражном суде Пензенской области (дело N А49-13501/2017).
В связи с изложенным, определением от 24.11.2017 рассмотрение дела N 3-09/51-2017 о нарушении антимонопольного законодательства приостановлено до вступления в законную силу судебного акта, принятого по существу рассмотрения дела N А49-13501/2017.
В связи со вступлением в законную силу судебного акта, принятого по существу рассмотрения дела N А49-13501/2017, определением от 18.12.2018 рассмотрение дела N 3-09/51-2017 о нарушении антимонопольного законодательства возобновлено и назначено на 25.12.2018.
На рассмотрении дела 25.12.2018 лицами, участвующими в деле, новых доводов и доказательств по делу не представлено.
В ходе анализа материалов дела установлено следующее.
26.11.2004 между ИП <Х_> и Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Пензы (в настоящее время - Управление муниципального имущества администрации г. Пензы) заключен договор N 6051 аренды земельного участка с кадастровым номером 58:29:02 011 007:0037 площадью 122 кв.м., находящегося по адресу: г. Пенза, ул. Суворова, 139, под реконструкцию торгово-остановочного комплекса на неопределенный срок.
В апреле 2017 года ИП <Х_> обратился в администрацию г. Пензы с заявлением о заключении договора на размещение НТО по адресу: г. Пенза, ул. Суворова, 139.
На указанное обращение администрация г. Пензы 24.04.2017 ответила отказом.
Свой отказ администрация г. Пензы обосновала тем, что размещение НТО на территории г. Пензы осуществляется в соответствии с Приказом Министерства сельского хозяйства Пензенской области (далее - Министерство) от 02.03.2016 N 32 "Об утверждении Порядка размещения НТО на территории Пензенской области" (далее - Приказ от 02.03.2016 N 32) и постановлением Администрации г. Пензы от 29.04.2016 N 654 "О порядке проведения открытого аукциона на право заключения договора на размещение НТО на территории г. Пензы" (далее - Постановление от 29.04.2016 N 654). В соответствии с указанными нормативными правовыми актами, размещение НТО в месте, которое включено в Схему, возможно только после заключения договора с победителем аукциона на право заключения договора на размещение НТО, следовательно, размещение НТО без договора на размещение НТО, заключенного с победителем аукциона, действующее законодательство не предусматривает.
На момент заключения ИП <Х_> договора аренды земельного участка в 2004 году вопрос о размещении НТО регулировался статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (в действовавшей редакции; далее также - ЗК РФ), которая предполагала оформление прав землепользования, то есть предоставление земельных участков для размещения НТО.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в законную силу с 01.03.2015, в ЗК РФ внесены изменения.
Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Законом N 381-ФЗ также предусмотрена возможность размещения нестационарных торговых объектов без оформления правоустанавливающих документов на земельный участок.
Согласно части 1 статьи 10 названного Закона, размещение таких объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Постановлением администрации города Пензы от 09.04.2015 N 470 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Пензы (далее - Схема).
Приложением N 1 данной Схемы предусмотрено размещение НТО типа торговый павильон для организации торговли непродовольственными видами товаров (промтоварами (пиротехническая продукция развлекательного характера) на земельном участке по адресу: ул. Суворова, 139, остановка "Депо N 1", площадью 122 кв. м, с кадастровым номером 58:29:2011007:37.
Таким образом, ИП <Х_> являлся владельцем НТО, местоположение которого соответствует утвержденной Схеме размещения.
На момент включения рассматриваемого объекта в Схему Постановлением Администрации от 09.04.2015 N 470 нормативный акт, регламентирующий порядок заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории г. Пензы, принят не был. В Приказе Министерства сельского хозяйства Пензенской области от 02.03.2016 N 32 отсутствует порядок, определяющий оформление прав на размещение объектов, законно включенных в Схему до его утверждения.
В соответствии с приведенными нормами земельного законодательства нахождение НТО на испрашиваемом ИП <Х_> земельном участке в Схеме размещения нестационарных торговых объектов является основанием для размещения данного объекта.
Между тем, Комиссией Управления принято во внимание следующее.
21.08.2017 администрации г. Пензы выдано предупреждение N 3\x{2011}20\x{2011}1/08-2017 о необходимости прекратить нарушение пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и принять меры по устранению последствий такого нарушения, для чего:
- в срок до 21.09.2017 рассмотреть обращение ИП <Х_> от 03.04.2017 в соответствии с нормами действующего законодательства, обеспечив возможность реализации им имеющегося права на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке с кадастровым номером 58:29:02 011 007:0037 площадью 122 кв.м., находящегося по адресу: г. Пенза, ул. Суворова, 139.
О выполнении предупреждения сообщить в Пензенское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 30.01.2018 по делу N А49-13501/2017 указанное предупреждение Пензенского УФАС России признано не соответствующим закону и отменено.
Судом апелляционной и кассационной инстанции решение Арбитражного суда Пензенской области оставлено без изменения.
Судами установлено, что отказ администрации г. Пензы ИП <Х_> в заключении договора на размещение НТО от 24.04.2017 не противоречит установленному порядку заключения договора на размещение НТО, в связи с чем в рассматриваемых действиях администрации г. Пензы отсутствует нарушение антимонопольного законодательства
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления
РЕШИЛА:
Дело N 3-09/51-2017 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении администрации г. Пензы по признакам нарушения пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 25 декабря 2018 г. N 3-09/51-2017
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.01.2019