Резолютивная часть решения оглашена "25" декабря 2018 г.
В полном объеме решение изготовлено "16" января 2019 г.
Комиссия Пензенского УФАС России (далее - Комиссия, Комиссия Управления) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия Управления), в составе:
- <Д_> - руководителя Пензенского УФАС России, председателя Комиссии;
- <М..> - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии;
- <П_> - государственного инспектора отдела контроля органов власти и рекламы, члена Комиссии;
при участии ответчика - представителя Министерства сельского хозяйства Пензенской области (ИНН 5836013019, ОГРН 1035803002443, ул. Володарского, 49, г. Пенза, 440000) <К_>,
рассмотрев дело N 3-09/03-2018 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении Министерства сельского хозяйства Пензенской области по признакам нарушения пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
Приказом Министерства сельского хозяйства Пензенской области (далее также - Минсельхоз, Министерство) от 02.03.2016 N 32 утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области.
Приказом Минсельхоза от 4 октября 2017 г. N 465 в приказ Министерства сельского хозяйства Пензенской области от 02.03.2016 N 32 "Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области" внесены изменения.
В ходе анализа положений указанных актов Министерства Пензенское УФАС России пришло к выводу о наличии в действиях Минсельхоза, выразившихся во внесении изменений в Приказ Министерства сельского хозяйства Пензенской области от 02.03.2016 N 32 "Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области" путем принятия Приказа от 4 октября 2017 г. N 465, установившего, что обязательным условием для приобретения права на заключение договора на размещение НТО в местах, определенных Схемой без проведения аукциона является надлежащее исполнение хозяйствующим субъектом своих обязательств по действующему (на момент обращения) договору аренды того же земельного участка, заключенному до 1 марта 2015 года, или заключенному после 1 марта 2015 года в случаях и порядке, которые предусмотрены пунктами 2 и 3 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предоставленного для размещения НТО, признаков нарушения пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании изложенного, в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции, Министерству сельского хозяйства Пензенской области выдано предупреждение от 09.01.2018 N 3-20-1/01-2018 о необходимости прекратить нарушение пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
25.01.2018 в Пензенское УФАС России поступил отказ Министерства выполнить указанное предупреждение.
На основании изложенного Пензенским УФАС России издан приказ от 25 января 2018 года N 14 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства по признакам нарушения пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением от 01.02.2018 дело N 3-09/03-2018 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 20.02.2018.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Министерство сельского хозяйства Пензенской области обжалует предупреждение Пензенского УФАС России от 09.01.2018 N 3-20-1/01-2018 в Арбитражном суде Пензенской области (дело N А49-1761/2018).
В связи с изложенным, определением от 21.02.2018 рассмотрение дела N 3-09/03-2018 о нарушении антимонопольного законодательства приостановлено до вступления в законную силу судебного акта, принятого по существу рассмотрения дела N А49-1761/2018.
В связи со вступлением в законную силу судебного акта, принятого по существу рассмотрения дела N А49-1761/2018, определением от 18.12.2018 рассмотрение дела N 3-09/03-2018 возобновлено и назначено на 25.12.2018.
На рассмотрении дела 25.12.2018 лицами, участвующими в деле, новых доводов и доказательств не представлено.
В ходе анализа материалов дела установлено следующее.
Приказом Министерства от 02.03.2016 N 32 утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области (далее - Приказ N 32).
Приказом N 32 установлено, что порядок размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО) устанавливает процедуру размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области (далее - Порядок) на земельных участках, находящихся в государственной (за исключением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации) и муниципальной собственности, и осуществляется на основании схем размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных органом местного самоуправления, определенным Уставом муниципального образования в соответствии с действующим законодательством (далее - Схема) и договора на размещение НТО.
Приказом Минсельхоза от 4 октября 2017 г. N 465 (далее - Приказ N 465) в приказ Министерства сельского хозяйства Пензенской области от 02.03.2016 N 32 "Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области" внесены изменения.
В частности Пункт 10 Приказа N 32 изложен в следующей редакции:
"10. Без проведения аукциона договор на размещение НТО в местах, определенных Схемой, заключается в следующих случаях:
10.1. размещение передвижных средств развозной торговли (специализированных или специально оборудованных для розничной торговли механических транспортных средств производителей хлебобулочных изделий, молочной, мясной, рыбной, кондитерской продукции, социально значимых продовольственных товаров первой необходимости);
10.2. размещение НТО хозяйствующим субъектом, надлежащим образом исполнявшим свои обязательства по действующему договору аренды того же земельного участка, заключенному до 1 марта 2015 года, предоставленного для размещения НТО;
10.3. размещение НТО хозяйствующим субъектом, надлежащим образом исполнявшим свои обязательства по действующему договору аренды того же земельного участка, заключенному после 1 марта 2015 года в случаях и порядке, которые предусмотрены пунктами 2 и 3 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предоставленного для размещения НТО".
Таким образом, пункты 10.2, 10.3 Приказа N 32 в редакции Приказа N 465 предоставляют право на заключение договора на размещение НТО без проведения аукциона хозяйствующим субъектам при наличии у них договора аренды земельного участка, действующего на момент обращения в уполномоченный орган для заключения договора на размещение НТО, место размещения которого предусмотрено Схемой. Обязательным условием также является надлежащее исполнение обязательств по договору аренды.
С 1 марта 2015 года вступили в силу изменения в Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее также - ЗК РФ), внесенные Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которыми использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, для размещения нестационарных торговых объектов может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута (подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Законом N 381-ФЗ предусмотрена возможность размещения нестационарных торговых объектов без оформления правоустанавливающих документов на земельный участок.
На основании части 1 статьи 10 названного Закона размещение таких объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
В соответствии с приведенными нормами законодательства, законное нахождение НТО на земельных участках, включенных в Схему, является основанием для размещения данного объекта.
Постановлением администрации г. Пензы от 09.04.2015 N 470 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы.
Право на размещение НТО в местах, определенных Схемой, предоставляется уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с Приказом N 32 от 02.03.2016.
Таким образом, на момент включения земельных участков в Схему Постановлением Администрации от 09.04.2015 N 470 нормативный акт, регламентирующий порядок заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории г. Пензы, принят не был.
В соответствии с внесенными изменениями в Земельный кодекс РФ, возможность размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, включенных в Схему, не ставится в зависимость от наличия действующего договора аренды на соответствующий земельный участок.
Между тем, Комиссией Управления принято во внимание следующее.
09.01.2018 Министерству сельского хозяйства Пензенской области выдано предупреждение N 3-20-1/01-2018 о необходимости прекратить нарушение пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и принять меры по устранению последствий такого нарушения, для чего:
- в срок до 20.01.2018 привести пункты 10.2, 10.3 Приказа Министерства сельского хозяйства Пензенской области от 02.03.2016 N 32 "Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области" в соответствие с действующим законодательством, в частности, исключить условие о надлежащем исполнении хозяйствующим субъектом, своих обязательств по действующему договору аренды того же земельного участка, в качестве обязательного условия для приобретения данным хозяйствующим субъектом права на заключение договора на размещение НТО без проведения аукциона, в случае если его НТО был законно расположен на том же месте, включенном в Схему, до утверждения вышеуказанного Приказа N 32.
О выполнении предупреждения сообщить в Пензенское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 26.06.2018 по делу N А49-1761/2018 указанное предупреждение Пензенского УФАС России признано не соответствующим закону и отменено.
Судом апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Пензенской области оставлено без изменения.
Судами установлено, что включение Приказом N 465 от 04.10.2017 в Приказ N 32 пунктов 10.2 и 10.3, предусматривающих право арендаторов земельных участков на заключение без аукциона договоров на размещение НТО по тем же адресам, не противоречит нормам законодательства, в связи с чем в рассматриваемых действиях Минсельхоза отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления
РЕШИЛА:
Дело N 3-09/03-2018 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении Министерства сельского хозяйства Пензенской области по признакам нарушения пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 25 декабря 2018 г. N 3-09/03-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.01.2019