Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области <_>, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении N 08-АП108/2018, возбужденного в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Северо-Курильский морской порт" (сокращенное наименование - ООО "СКМП", ОГРН 1186501001730, ИНН/КПП 6515003476/651501001, юридический адрес: 694550, Сахалинская область, Северо-Курильский район, г. Северо-Курильск, ул. Сахалинская, д. 34, зарегистрирован в качестве юридического лица 13.03.2018 МИФНС N 1 по Сахалинской области) по признакам нарушения ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
03.09.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступило заявление директора ООО "СК МАК" (далее - заявитель) о нарушении ООО "СКМП" Правил недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.10.2017 N 1285 (далее - Правила), которые выразились в недопуске 01.09.2018 в порт Северо-Курильска судна "Рефрижератор-605", зафрахтованного ООО "СК МАК".
Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа потребителей к услугам по погрузке, выгрузке, хранению и перевалке грузов, а также к услугам буксиров, оказываемым субъектами естественных монополий в портах (далее - услуги субъектов естественных монополий в портах) устанавливаются Правилами.
Целью настоящих Правил является предупреждение создания условий, которые ставят одних потребителей услуг субъектов естественных монополий в портах (далее - потребители) в неравное положение по сравнению с другими потребителями.
В целях обеспечения баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий доступ к услугам субъектов естественных монополий в портах осуществляется на недискриминационной основе.
Недискриминационный доступ к услугам субъектов естественных монополий в портах предусматривает применение субъектами естественных монополий равных условий предоставления услуг субъектов естественных монополий в портах, имеющих сопоставимые технологические, технические и качественные характеристики, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил субъекты естественных монополий в целях обеспечения недискриминационного доступа потребителей к услугам субъектов естественных монополий в портах обязаны не допускать создания условий, которые ставят в неравное положение одного потребителя (нескольких потребителей) по сравнению с другими потребителями при оказании услуг субъектов естественных монополий в портах.
Пунктом 5 Правил установлено, что услуги субъектов естественных монополий в портах предоставляются потребителям на основании договоров.
Договоры могут заключаться как на разовое предоставление услуги субъектов естественных монополий в портах, так и на установленный период.
Из материалов дела следует, что 11.05.2018 между заявителем (Заказчик) и ООО "СКМП" (Исполнитель) был заключен договор N 18 на возмездное оказание услуг (далее - Договор), согласно пункту 1.1 которого Исполнитель предоставляет услуги:
- по обслуживанию судов, владельцем и/или представителем которых является Заказчик, во время их стоянки у причала морского терминала Северо-Курильск морского порта Невельск;
- по предоставлению территории причалов для временного складирования (технологического накопления) грузов Заказчика;
- по предоставлению причала для проведения погрузо-разгрузочных работ силами и средствами Заказчика.
В соответствии с п. 2.4 Договора Заказчик обязуется:
- не менее чем за трое суток до планируемой даты постановки каждого судна на стоянку у причалов Исполнителя подать письменную заявку по форме, утвержденной Исполнителем согласно приложению N 2 к настоящему Договору;
- не менее чем за трое суток до планируемой даты проведения Заказчиком своими силами и средствами погрузо-разгрузочных работ на причале Исполнителя, а также временного складирования (технологического накопления), подать письменную заявку по утвержденной Исполнителем форме согласно приложениям N 3, N 4 к настоящему Договору.
Так, 27.08.2018 заявителем в адрес ООО "СКМП" были составлены заявки: N 063 на предоставление причала для осуществления погрузо-разгрузочных работ и N 064 на предоставление причальной стенки для стоянки судна в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск.
Согласно пояснениям заявителя, направленным письмом за исх. N 146 от 11.09.2018, ООО "СКМП" принимает заявки только нарочно в диспетчерской в помещении здания, расположенного на территории морского порта по адресу: г. Северо-Курильск, ул. Набережная, д. 2. При этом сотрудником, принимающим заявки, отметка о принятии не ставится, дата и время поступления заявки не фиксируется, поэтому доказать факт подачи заявки при таких обстоятельствах невозможно.
Из заявления ООО "СК МАК" следует, что подошедшее 01.09.2018 на рейд морского терминала Северо-Курильск порта Невельск судно "Рефрижератор-605", ИМО 8225668, с грузом первой необходимости: продуктов, лекарств, снабжения, строительными материалами, необходимыми для выполнения строительства по ФЦП "Курилы" не смогло зайти в порт-ковш по причине не постановки судна к причальной стенке.
Оператор морского терминала - арендатор гидротехнических сооружений ООО "СКМП" разместил маломерный рыболовный флот по периметру всего порт-ковша "первым бортом".
ООО "СК МАК" с целью обеспечения равного доступа морским судам и эффективному использованию портовой инфраструктуры было предложено оператору морского терминала - арендатору гидротехнических сооружений ООО "СКМП" произвести следующие действия: разместить маломерный рыболовный флот "вторым бортом", а также судно р/ш "Ирида" переставить на Восточный мол, 5 Причал, длина 138 м.п., а т/р "Рефрижератор-605" поставить на Причальные стенки 2-3, 4 Причал, 198 м.п. Однако на данное предложение был получен устный, не мотивированный отказ.
Оператору порта ООО "Северо-Курильский морской порт" службой капитана порта также было предложено разместить суда в порту Северо-Курильска по описанной выше схеме для постановки к причалу судна т/р "Рефрижератор-605".
Судно т/р "Рефрижератор-605", после обращения руководства ООО "СК МАК" в Правительство Сахалинской области (к Министру транспорта и дорожного хозяйства <_>.) за оказанием содействия в сложившейся ситуации, было заведено в порт в 19:30 02.09.2018.
С целью фиксации факта не допуска судна "Рефрижератор-605" 01.09.2018 в порт Северо-Курильска заявителем снят видеосюжет под названием "Беспредел в Северо-Курильском порту", который размещен в сети интернет на сайте www.youtube.com по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=v_R4scRd7zU.
Таким образом, 01.09.2018 судно т/р "Рефрижератор-605", ИМО 8225668, зафрахтованное ООО "СК МАК", при соблюдении последним пункта 2.4 Договора, не смогло зайти в морской терминал Северо-Курильск порта Невельск и произвести выгрузку груза, что является нарушением п. "б" ч. 4 Правил, выразившимся в создании ООО "СКМП" условий, которые поставили ООО "СК МАК" в неравное положение по сравнению с другими потребителями при оказании услуг субъектов естественных монополий в портах.
Однако учитывая возможность наличия объективных причин для отказа ООО "СКМП" в предоставлении услуг заявителю услуг по Договору, Сахалинское УФАС России истребовало от ООО "СКМП" информацию (документы), письменные пояснения о причинах непостановки 01.09.2018 в морской терминал Северо-Курильска порта Невельск судна "Рефрижератор-605", ИМО 8225668, зафрахтованного ООО "СК МАК", каким образом осуществляется прием, регистрация заявок хозяйствующих субъектов на предоставление причальной стенки для стоянки судов, на предоставление причала для осуществления погрузо-разгрузочных работ в указанном морском терминале, журналы (реестры), в которых регистрируются заявки, локальные акты, на основании которых происходит прием и регистрация заявок, обращений.
На указанный запрос информации ООО "СКМП" сообщило, что прием и регистрация заявок осуществляется посредством факсимильной связи, электронной почты, нарочно с последующей фиксацией в журнале заявок. Также представили копии листов журнала с отображением заявок ООО "СК МАК" от 27.08.2018 NN 60, 61 на предоставление причала для погрузо-разгрузочных работ, стоянки судна ТР "Рефрижератор-605".
12.11.2018 на составление протокола по настоящему делу явился представитель ООО "СКМП" <_> который представил на обозрение оригиналы журнала приема заявок, заявок ООО "СК МАК" от 27.08.2018 NN 60 и 61.
В представленных заявках ООО "СК МАК" просит ООО "СКМП" разрешить постановку судна ТР "Рефрижератор-605" к причалу N 1-5 с 00 час. 00 мин. 02.09.2018 по 00 час. 00 мин. 06.09.2018, а планируемая дата начала работ - 02.09.2018.
Для определения противоправности, виновности и совершения действий (бездействия) ООО "СКМП" был произведен опрос представителя ООО "СК МАК".
12.12.2018 должностное лицо Сахалинского УФАС России получило объяснение от представителя ООО "СК МАК" <_> следующего содержания:
Как вы можете пояснить тот факт, что в журнале приема заявок, представленном <_>., имеется запись от 27.08.2018 о приеме заявки на предоставление причальной стенки и погрузо-разгрузочные работы на судно т/р "Рефрижератор-605", тогда как ООО "СК МАК" утверждает в своем заявлении, что регистрация заявок не ведется?
Ответ: На нашей копии документов ООО "СКМП" не ставит отметку входящего документа (номера и даты), объясняя это тем, что у них такой документооборот не ведется.
Можете пояснить, в какой кабинет и к какому специалисту подавалась заявка?
Ответ: Не могу пояснить.
<_>. представлены оригиналы заявок N 060 и N 061 от 27.08.2018 на предоставление причальной стенки для стоянки судна и для осуществления погрузо-разгрузочных работ на 02.09.2018, тогда как ООО "СК МАК" предоставил заявки N 063 и N 064 от 27.08.2018 на предоставление причальной стенки 01.09.2018. Как можете пояснить этот факт?
Ответ: Да, действительно, мы подавали заявки N 060 и N 061 27.08.2018, но потом в этот же день были поданы повторные заявки N 063 и N 064, в которых дата предоставления причальной стенки для стоянки судна и для осуществления погрузо-разгрузочных работ была изменена на 01.09.2018.
В связи с чем ООО "СК МАК" необходимо было изменить дату предоставления причальной стенки для стоянки судна и для осуществления погрузо-разгрузочных работ?
Ответ: Не могу пояснить. Видимо, капитан судна изначально не рассчитывал подойти в порт 01.09.2018.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет административное наказание.
На рассмотрение дела явился защитник ООО "СКМП" <_> действующий на основании доверенности от 10.01.2019.
В ходе рассмотрения данного дела в соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ всесторонне и полно исследованы материалы дела о совершении административного правонарушения.
Исходя из имеющихся в материалах настоящего дела доказательств, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, приходит к выводу об отсутствии достоверных доказательств наличия самого события рассматриваемого правонарушения, а также невозможности получения административным органом таких доказательств.
В соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ.
В свою очередь п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 4.1, 24.5, 29.9 и 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Дело об административном правонарушении N 08-АП108/2018, возбужденное в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Северо-Курильский морской порт" (сокращенное наименование - ООО "СКМП", ОГРН 1186501001730, ИНН/КПП 6515003476/651501001, юридический адрес: 694550, Сахалинская область, Северо-Курильский район, г. Северо-Курильск, ул. Сахалинская, д. 34, зарегистрирован в качестве юридического лица 13.03.2018 МИФНС N 1 по Сахалинской области) прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд по месту рассмотрения дела, в течение 10 суток со дня вручения или получения постановления.
Согласно ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя управления <_>
Копию постановления получил (а) "_____" ________________ 2019 г.
______________________________________
(подпись нарушителя или законного представителя ответчика)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 11 января 2019 г. N 08-АП108/2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.01.2019