Резолютивная часть решения объявлена 4 декабря 2018 года.
Решение изготовлено в полном объеме 18 декабря 2018 года.
г. Тамбов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - руководитель Гречишникова Е.А.,
члены Комиссии - начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Попова Н.В., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,
рассмотрев дело N Р-48/18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы соляных пещер "ГалаКурс", содержащей признаки нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
в присутствии ИП <_> - лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства,
УСТАНОВИЛА:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области при осуществлении государственного контроля за соблюдением участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе установлено следующее.
С сентября 2018 года при входе в магазин "Пятерочка", расположенный в ТЦ "Атриум" по адресу: г. Тамбов, Бульвар Энтузиастов, д. 1 н, распространяется реклама следующего содержания: "Эстетика лица и тела. 4 этаж. Соляные пещеры. Предварительная запись: 42-22-55. Лечебные свойства соляных пещер известны во всем мире. Особые природные качества, дарующие расслабление и улучшение самочувствия были открыты много столетий назад. В соляной комнате поддерживается микроклимат соляной шахты, только концентрация соляных частиц гораздо больше. Соляная пыль - основной лечебный фактор спелео- и галотерапии. Спелеотерапию применяли как метод профилактики и реабилитации заболеваний дыхательных путей, ЛОР органов, кожи, нарушения обмена веществ, ухудшения работы иммунной системы".
На 4 этаже при входе в помещение соляных пещер "ГалоКурс" распространяются листовки с информацией следующего содержания: "ГалоКурс. Соляные пещеры. Лечебные свойства соляных пещер известны во всем мире. Особые природные качества, дарующие расслабление и улучшение самочувствия были открыты много столетий назад. В соляной комнате поддерживается микроклимат соляной шахты, только концентрация соляных частиц гораздо больше. Соляная пыль - основной лечебный фактор спелео- и галотерапии. Спелеотерапию применяли как метод профилактики и реабилитации заболеваний дыхательных путей, ЛОР органов, кожи, нарушения обмена веществ, ухудшения работы иммунной системы. Предварительная запись: 42-22-55. Ждем детей и взрослых по адресу: бул. Энтузиастов, 1 Н, ТЦ "Атриум", 4 этаж. galokurs_tambov, #ГАЛОКУРСТАМБОВ". На оборотной стороне листовки размещается следующая информация: "Галокурс. Соляные пещеры. Для детей первое посещение - БЕСПЛАТНО. Соляные пещеры".
Хозяйствующим субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность в соляных пещерах "ГалаКурс", является ИП <_>.
Согласно части 7 статьи 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Поскольку вышеуказанная реклама не сопровождалась предупреждением о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов, по признакам нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе в отношении ИП <_> возбуждено настоящее дело.
По результатам рассмотрения дела Комиссия пришла к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация направлена на привлечение внимания к услугам "соляных пещер", формирует и поддерживает интерес потребителей к данным услугам, следовательно, является рекламой соляных пещер, воспользоваться которыми можно в помещении центра "ГалаКурс". Реклама размещается с сентября 2018 года. В соответствии с пояснениями ИП <_> от 29.11.2018 макет рекламы на баннере, а также листовках был разработан ею лично и впоследствии распечатан у знакомого по устной договоренности, документов на изготовление и размещение рекламы у предпринимателя не сохранилось.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.12.2011 N 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг", услуга, которая оказывается в "соляной пещере" - "Спелеотерапия" (А20.30.018) относится к медицинской услуге класса "А", раздела 20 (лечение климатическими воздействиями (вода, воздух и др.), подраздела 030. Услуга представляет собой определенный вид медицинских вмешательств, направленный на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющий самостоятельное законченное значение.
В тоже время, ИП <_> на рассмотрении дела, а также в письменных пояснениях от 29.11.2018 сообщила, что рекламируемая предпринимателем деятельность является физкультурно-оздоровительной, аппарат, используемый в "соляных пещерах" не является медицинским. Также ответчик сообщил, что лицензия на медицинскую деятельность у него отсутствует.
Согласно информации, размещенной на официальной странице социальной сети "Вконтакте" http://vk.com/galokurs tambov в группе
"Соляные пещеры "ГалоКурс":
"показания к услуге "Соляная пещера": все легочные и бронхиальные
болезни, аллергия, кожные заболевания (в том числе воспалительные процессы), заболевания сердечно-сосудистой системы, психологические состояния (депрессия, усталость, напряжение), эндокринные патологии, период
реабилитации после ОРЗ, ОРВИ, гриппа и многое другое" (скриншот прилагается);
"Польза от посещений соляной пещеры: высокая эффективности галотерапии, отсутствие побочных реакций. 10-20 ежедневных процедур галотерапии: укрепляют иммунитет ребенка, оказывают противовоспалительное,
саногенное действие, ликвидируют последствия приема антибиотиков, позволяют значительно уменьшить назначение лекарственных средств, что способствует предотвращению возникновения дисбактериозов и аллергических реакций";
декларация о соответствии Таможенного союза ТС NRU Д-RU.AH58.B.04032 от 12.04.2016 по 11.04.2017, выданная на Оборудование
электротехническое для распыления сухого соляного аэрозоля, торговой марки "ГалоФорт": аэрозольгенератор, модель АГФ-01, изготовитель ИП Липин Е.А.;
сертификат соответствия NРОСС RU.ПЩ01.Н14166 от 07.04.2017 по 06.04.2018, выданный на Оборудование электротехническое для распыления сухого соляного аэрозоля, торговой марки "ГалоФорт": аэрозольгеьератор, модель АГФ-01, изготовитель ИП Липин Е.А.;
сертификат соответствия NРОСС RU.ПЩ01.Н11084 от 12.12.2016 по 11.12.2017, выданный на продукцию "Ультрагалит": высокодисперсный сухой соляной аэрозоль на основе NaCl (пищевой каменной соли), т.м. "ГалоФорт" ТУ 9192-003-0185726496-2015, изготовитель ИП Липин Е.А.
По данным обстоятельствам Территориальный орган Росздравнадзора по Тамбовской области письмом от 20.11.2018 (исх. N И68-01.07-2292/18-1/17-1) сообщил, что "в Номенклатуру медицинских услуг, утвержденную Приказом Министерства здравоохранения РФ от 13 октября 2017 г. N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" включена медицинская услуга "Спевоздействие" (код услуги А20.30.018). Медицинские услуги класса "А" представляют собой определенные виды медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеют самостоятельное законченное значение. Спелеовоздействие относится к медицинским услугам класса "А" раздела 20, в рамках которых, осуществляется лечение климатическими воздействиями (вода,
воздух и др.).
Для проведения процедур "Спелеовоздействие" используется аэроионизирующее оборудование, такое как галогенераторы, галокамеры, спелеоклиматические камеры, зарегистрированные в установленном законом порядке как медицинские изделия. В соответствии с терминами и определениями Методических указаний МУ 4.3.1517-03 "Санитарно-эпидемиологическая оценка и эксплуатация аэроионизирующего оборудования" (утв.Главным государственным санитарным врачом РФ 29.06.2003):
галокамера (или спелеоклиматическая камера) - помещение, полностью или частично облицованное внутри солью и предназначенное для пользования в санитарно-эпидемиологических (для профилактики заболеваний) и лечебных целях;
галогенератор - устройство, предназначенное для искусственного
создания аэрозолей солей для использования в лечебных целях.
В соответствии с Номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 6 июня 2012 г. N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий"), размещенной на официальном сайте Росздравнадзора в разделе "Сервисы": "Галогенератор хлорида натрия для ингаляционной терапии - работающее от сети (сети переменного тока) изделие, предназначенное для распыления аэрозолей из сухой соли в окружающую среду для проведения ингаляции пациенту с целью увеличения потока секреций из дыхательных путей и уменьшения растяжения дыхательных путей и их отека воспалительного характера; предназначается для пациентов с респираторными нарушениями
(например, астмой, синуситом, ринитом) и для общего укрепления здоровья. Это стационарное изделие, разработанное для использования в различных условиях (например, в медицинских учреждениях, в домашних условиях, в офисе), состоящее, как правило, из электродвигателя, который прогоняет окружающий атмосферный воздух через фильтр, содержащий, главным образом, хлорид натрия (NaCl), при этом хлорид натрия выделяется в окружающую среду, а пыль улавливается".
По данным Государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий сведения о зарегистрированном в установленном законом порядке и разрешенном к обращению на территории Российской Федерации медицинском изделии: "Оборудование электротехническое для распыления сухого соляного аэрозоля, торговой марки "Гало- Форт": аэрозольгенератор, модель АГФ-01, изготовитель ИП Липин Е.А." - отсутствуют.
Таким образом, согласно информации, размещаемой в социальных сетях, в ТЦ "Атриум" и листовках об услуге "Соляная пещера" хозяйствующий субъект фактически предлагает населению предоставление медицинских услуг Спелеотерапии с применением электротехнического оборудования (для распыления сухого соляного аэрозоля торговой марки "ГалоФорт": аэрозольгенератор, модель АГФ-01, изготовитель ИП Липин Е.А.".
С учетом изложенного, Комиссия считает необходимым исходить из следующего.
Комиссия согласна с компетентным органом, что по сути услуги, оказываемые предпринимателем, ничем не отличаются от медицинских, оборудование на котором оказываются услуги по своему действию и принципам функционирования аналогично медицинскому изделию "галогенератор".
Однако, в соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
В соответствии с пунктом 5 той же статьи, медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.
Ответчик по делу не имеет права осуществлять медицинскую деятельность, а потому его услуга не может считаться медицинской.
С учетом изложенного и диспозиции ч.7 ст.24 Закона о рекламе рассматриваемая реклама не может быть признана нарушающей данную норму, поскольку объектом рекламирования не являются медицинские услуги.
В тоже время, в рекламе содержатся фразы "ГалаКурс", "Лечебные свойства соляных пещер известны во всем мире", "Регулярное посещение поможет", "Соляная пыль - основной лечебный фактор спелео- и галотерапии", "Спелеотерапию применяли как метод профилактики и реабилитации заболеваний дыхательных путей, ЛОР органов, кожи, нарушения обмена веществ, ухудшения работы иммунной системы" из которых, можно сделать вывод о положительном влиянии рекламируемой услуги на течение болезней, перечисленных в рекламе в качестве показаний к применению соляных пещер "ГалаКурс": заболевания дыхательных путей, ЛОР органов, кожи, нарушения обмена веществ, нормализация работы иммунной системы.
В соответствии со статьей 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и, вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Как указано выше, в рассматриваемой рекламе содержатся указания на положительное влияние услуги на течение ряда болезней при том, что данная реклама не является рекламой медицинской услуги.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что использование в рекламе указания на положительное влияние на течение таких болезней как: заболевания дыхательных путей, ЛОР органов, кожи, нарушения обмена веществ, нормализация работы иммунной системы, при использовании объекта рекламирования - соляных пещер "Галакурс" противоречит требованиям пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.
Кроме того, рассматриваемая информация вводит в заблуждение потребителей рекламы, поскольку создает впечатление, что оказываемые услуги являются медицинскими и их использование может помочь при ряде заболеваний, перечисленных в рекламе, что нарушает требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Следовательно, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе является ненадлежащей.
Статьей 38 Закона о рекламе установлено, что за нарушение части 7 статьи 5 ответственность несет рекламодатель, за нарушение части 6 статьи 5 Закона о рекламе ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП <_>.
Доказательства прекращения распространения ненадлежащей рекламы соляных пещер "ГалаКурс" в материалах дела отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе", пунктами 37-45 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 N 508, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать ненадлежащей рекламу соляных пещер "ГалаКурс" следующего содержания: "Эстетика лица и тела. 4 этаж. Соляные пещеры. Предварительная запись: 42-22-55. Лечебные свойства соляных пещер известны во всем мире. Особые природные качества, дарующие расслабление и улучшение самочувствия были открыты много столетий назад. В соляной комнате поддерживается микроклимат соляной шахты, только концентрация соляных частиц гораздо больше. Соляная пыль - основной лечебный фактор спелео- и галотерапии. Спелеотерапию применяли как метод профилактики и реабилитации заболеваний дыхательных путей, ЛОР органов, кожи, нарушения обмена веществ, ухудшения работы иммунной системы", размещаемую с сентября 2018 года при входе в магазин "Пятерочка", расположенный в ТЦ "Атриум" по адресу: г. Тамбов, Бульвар Энтузиастов, д. 1 н, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.
Признать ненадлежащей рекламу соляных пещер "ГалаКурс" следующего содержания: "ГалоКурс. Соляные пещеры. Лечебные свойства соляных пещер известны во всем мире. Особые природные качества, дарующие расслабление и улучшение самочувствия были открыты много столетий назад. В соляной комнате поддерживается микроклимат соляной шахты, только концентрация соляных частиц гораздо больше. Соляная пыль - основной лечебный фактор спелео- и галотерапии. Спелеотерапию применяли как метод профилактики и реабилитации заболеваний дыхательных путей, ЛОР органов, кожи, нарушения обмена веществ, ухудшения работы иммунной системы. Предварительная запись: 42-22-55. Ждем детей и взрослых по адресу: бул. Энтузиастов, 1 Н, ТЦ "Атриум", 4 этаж. galokurs_tambov, #ГАЛОКУРСТАМБОВ". На оборотной стороне листовки размещается следующая информация: "Галокурс. Соляные пещеры. Для детей первое посещение - БЕСПЛАТНО. Соляные пещеры", размещаемую с сентября 2018 года на 4 этаже в листовках при входе в помещение соляных пещер "ГалоКурс" (ТЦ "Атриум" по адресу: г. Тамбов, Бульвар Энтузиастов, д. 1), поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.
2. Выдать ИП <_> предписание о прекращении распространения рекламы, нарушающей требования части 7 статьи 5, пункта 6 части 6 статьи 5 Закона о рекламе в 2-х недельный срок со дня получения предписания.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновного лица.
4. Передать материалы дела в Прокуратуру Тамбовской области в части рассмотрения вопроса правомерности оказания услуг Спелеотерапии с применением электротехнического оборудования (для распыления сухого соляного аэрозоля торговой марки "ГалоФорт": аэрозольгенератор, модель АГФ-01, изготовитель ИП Липин Е.А).
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.
Председатель Комиссии Е.А. Гречишникова
Члены Комиссии: К.И. Мурзин
Н.В.Попова
А.Н. Мясникова
Исп. Мясникова Алена Николаевна,
тел. (4752) 72-93-54
ИП <_>
П Р Е Д П И С А Н И Е N Р-48/18
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
18 декабря 2018 года г. Тамбов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - руководитель Гречишникова Е.А.,
члены Комиссии - начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Попова Н.В., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,
на основании своего решения от 18 декабря 2018 года по делу N Р-48/18 о признании ненадлежащей рекламы соляных пещер "ГалаКурс", распространяющуюся с сентября 2018 года при входе в магазин "Пятерочка", расположенный в ТЦ "Атриум" по адресу: г. Тамбов, Бульвар Энтузиастов, д. 1 н, а также на листовках при входе в помещение соляных пещер, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закона о рекламе),
и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 N 508,
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:
1. ИП <_>в двухнедельный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требований части 7 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы соляных пещер "ГалаКурс", содержащей указание на положительное влияние на течение болезней при входе в магазин "Пятерочка", расположенный в ТЦ "Атриум" (г. Тамбов, ул. Бульвар Энтузиастов, 1), а также в рекламных листовках.
2. ИП <_>представить в Тамбовское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания 24 января 2019 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Тамбовское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф на должностных лиц в размере от двенадцати тысячи до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Председатель Комиссии Е.А. Гречишникова
Члены Комиссии: К.И. Мурзин
Н.В. Попова
А.Н. Мясникова
Исп. Мясникова Алена Николаевна,
т. (4752) 72-93-54.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 4 декабря 2018 г. N Р-48/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.12.2018