Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...>;
с участием представителей
ГУП "Петербургский метрополитен" (далее - Организатор торгов) <...>;
ООО "НПЦ "Система" (далее - Заявитель) <...>;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 18.01.2019 вх. N1614/19) ООО "НПЦ " Система" на действия организатора торгов ГУП "Петербургский метрополитен" и его закупочной комиссии при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку механических запасных частей подвижного состава 3 (извещение N 31807203221, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
26 ноября 2018 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) было опубликовано извещение N31807203221 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку механических запасных частей подвижного состава 3, включая документацию на проведение аукциона (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках ГУП "Петербургский метрополитен" (далее - Положение о закупках), версия 34 от 30.11.2018, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
48 165 044 ,07 руб |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
26.11.2018 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
26.12.2018 в 08:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
29.12.2018 (МСК) 10.01.2019 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
https://www.roseltorg.ru/ |
2. Доводы жалобы:
1) По мнению Заявителя Организатором торгов в п. 3.1. тома 2 Документации применены ненадлежащие условия оценки заявок по подкритерию "Опыт поставки аналогичных товаров (оборудования)", допускающие формальный подход при оценке заявок;
2) Заявитель оспаривает решение закупочной комиссии Организатора торгов о начислении заявке ООО "НПЦ "Система" необоснованно низкого количества баллов по подкритериям "Опыт поставки аналогичных товаров (оборудования)" и "Объем поставки аналогичных товаров (оборудования)";
3) Заявитель полагает безосновательным присвоение заявке участника Закупки ООО "МОСПИК" по подкритерию "Производитель (изготовитель) товаров (оборудования)" 35 баллов, указывая на отсутствие у ООО "МОСПИК" статуса производителя товара (оборудования);
4) По мнению Заявителя участнику Закупки ООО "МОСПИК" также неправомерно начислен максимальный рейтинг по подкритерию "Квалификационные документы" в отсутствие у участника надлежащих документов.
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Оригиналы документов по процедуре Закупки, истребованные уведомлением N78/1773/19 от 21 января 2019 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ГУП "Петербургский метрополитен" относится к унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона N223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
По первому доводу жалобы:
Согласно п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В соответствии с п. 2.2.2.4. Положения о закупках СОЗ подготавливает конкурсную документацию в соответствии с примерной формой конкурсной документации (Приложения N 12, 12 а, 12 б, 12 в, 12 г, 12 д, 12 е, 12 ж) и направляет ее на согласование в ответственные подразделения.
Согласно п. 2.2.2.19.13. Положения о закупках конкурсная документация содержит критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Приложением N12-г к Положению о закупках установлена балльная методика оценки и сопоставления заявок на поставку товаров (оборудования).
Пунктом 2 раздела I Приложения N12-г к Положению о закупках определено, что оценка заявок осуществляется с использованием критериев оценки заявок участников конкурса, приведенных в Таблице N1.
Таблица N1
N п/п |
Наименование критерия оценки заявок |
1 |
Ценовое предложение участника конкурса |
2 |
Деловая репутация участника конкурса |
3 |
Квалификация участника конкурса |
4 |
Срок предоставления гарантии качества товаров (оборудования) |
Согласно п. 3 раздела II Приложения N12-г к Положению о закупках установлено, что конкурсной документацией могут устанавливаться следующие подкритерии, указанные в таблице N3:
Таблица N3
N п/п |
Наименование подкритерия |
Значимость подкритерия, % |
Коэффициент значимости подкритерия, Ккв |
1 |
Опыт поставки аналогичных товаров (оборудования) |
(От 0 до 100) |
(От 0 до 1) |
2 |
Объем поставки аналогичных товаров (оборудования) |
(От 0 до 100) |
(От 0 до 1) |
3 |
Квалификационные документы* |
(От 0 до 100) |
(От 0 до 1) |
4 |
Производитель (изготовитель) товаров (оборудования) |
(От 0 до 100) |
(От 0 до 1) |
5 |
Членство в торгово-промышленной палате |
(От 0 до 100) |
(От 0 до 1) |
В соответствии с п. 3.2 раздела II Приложения N12-г к Положению о закупках подкритерий "Опыт поставки аналогичных товаров (оборудования)" оценивается исходя из анализа количества исполненных договоров на поставку аналогичных товаров (оборудования), заключенных за период не более ________-ти лет до даты окончания приема заявок и представленных в составе заявки и рассчитывается по формуле:
где:
С1i - количество баллов, по подкритерию "Опыт поставки аналогичных товаров (оборудования)", рассчитанное по i-ой заявке;
сmax - наибольшее количество исполненных договоров на поставку аналогичных товаров (оборудования)заключенных за период не более _____-ти лет до даты окончания приема заявок, одного из участников, представленных в составе заявки", шт.;
сi - количество исполненных договоров на поставку аналогичных товаров (оборудования)заключенных за период не более ____-ти лет до даты окончания приема заявок, i-го участника конкурса, представленных в составе заявки, шт.;
i -порядковый номер заявки участника.
Примечание:
Для получения баллов по данному подкритерию требуется предоставление в составе заявки:
- исполненных договоров (контрактов), заключенных за период не более ____-ти лет до даты окончания приема заявок на выполнение соответствующих предмету закупки (аналогичных) работ, оказание услуг, поставок товаров______________________________(указываются виды работ, услуг, товаров, которые техническим заданием определены как аналогичные),
- актов приемки, предусмотренных договором (контрактом).
Пунктом 4.3.1 тома 1 Документации установлено, что конкурсная комиссия Управления метрополитена осуществляет оценку и сопоставление заявок, признанных конкурсной комиссией соответствующими требованиям конкурсной документации. Конкурсные заявки, допущенных до участия в конкурсе участников, оцениваются конкурсной комиссией Управления метрополитена по критериям оценки и сопоставления заявок и в порядке, изложенным в балльной методике оценки и сопоставления заявок Тома 2 настоящей конкурсной документации.
Согласно пп. 2 раздела I п. 10 тома 2 Документации оценка заявок осуществляется с использованием критериев оценки заявок участников конкурса, приведенных в Таблице N1.
Таблица N1
N п/п |
Наименование критерия оценки заявок |
1 |
Ценовое предложение участника конкурса |
2 |
Деловая репутация участника конкурса |
3 |
Квалификация участника конкурса |
4 |
Срок предоставления гарантии качества товаров (оборудования) |
В соответствии с пп. 3 раздела II п. 10 тома 2 Документации конкурсной документацией установлены подкритерии критерия "Квалификация участника конкурса", указанные в таблице N3:
Таблица N3
N п/п |
Наименование подкритерия |
Значимость подкритерия, % |
Коэффициент значимости подкритерия, Ккв |
1 |
Опыт поставки аналогичных товаров (оборудования) |
30 |
0,3 |
2 |
Объем поставки аналогичных товаров (оборудования) |
20 |
0,2 |
3 |
Квалификационные документы |
10 |
0,1 |
4 |
Производитель (изготовитель) товаров (оборудования) |
35 |
0,35 |
5 |
Членство в торгово-промышленной палате |
5 |
0,05 |
Подпунктом 3.1 раздела II п. 10 тома 2 Документации определено, что подкритерий "Опыт поставки аналогичных товаров (оборудования)" оценивается исходя из анализа количества исполненных договоров (контрактов) на поставку аналогичных товаров (оборудования), заключенных за период не более 5-ти лет до даты окончания приема заявок и представленных в составе заявки и рассчитывается по формуле:
где:
С1i - количество баллов, по подкритерию "Опыт поставки аналогичных товаров(оборудования)", рассчитанное по i-ой заявке;
сmax - наибольшее количество исполненных договоров (контрактов) на поставку аналогичных товаров (оборудования) заключенных за период не более 5-ти лет до даты окончания приема заявок, одного из участников, представленных в составе заявки", шт.;
сi - количество исполненных договоров (контрактов) на поставку аналогичных товаров (оборудования) заключенных за период не более 5-ти лет до даты окончания приема заявок, i-го участника конкурса, представленных в составе заявки, шт.;
i -порядковый номер заявки участника.
Таким образом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что условия и порядок оценки заявок по подкритерию "Опыт поставки аналогичных товаров (оборудования)" Документации определены Организатором торгов надлежащим образом в соответствии с действующей редакцией Положения о закупках.
На основании изложенного первый довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения в ходе заседания Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалобы Заявителя.
В отношении второго, третьего и четвертого доводов жалобы:
В соответствии с Протоколом рассмотрения вторых частей заявок от 10.01.2019 к участию в Закупке допущены 3 заявки: ООО "МЕТРОПРОМ", ООО "НПЦ "Система" и ООО "МОСПИК".
Как было указано, пп. 3.1 раздела II п. 10 тома 2 Документации определено, что подкритерий "Опыт поставки аналогичных товаров (оборудования)" оценивается исходя из анализа количества исполненных договоров (контрактов) на поставку аналогичных товаров (оборудования), заключенных за период не более 5-ти лет до даты окончания приема заявок и представленных в составе заявки.
Также, согласно пп. 3.2 раздела II п. 10 тома 2 Документации подкритерий "Объем поставки аналогичных товаров (оборудования)" оценивается исходя из анализа общей стоимости исполненных договоров (контрактов), заключенных за период не более 5 лет до даты окончания приема заявок на поставку аналогичных товаров, на основании документов, подтверждающих исполнение и представленных в составе заявки (акты приемки, товарные или товарно-транспортные накладные, иные документы).
В соответствии с Итоговым протоколом от 14.01.2019 заявке ООО "НПЦ "Система" по подкритериям "Опыт поставки аналогичных товаров (оборудования)" и "Объем поставки аналогичных товаров (оборудования)" присвоено 6,52 и 20 общих баллов соответственно, при этом протоколом зафиксировано, что при оценке заявки ООО "НПЦ "Система" не учитывались следующие документы:
- из представленных в составе конкурсной заявки участника договоров на поставку аналогичных товаров договора N003-К-222-1-940 от 06.12.2013, N45/183 от 11.12.2013, N44/182 от 11.12.2013, 43/2013/634 НХ-2013 от 10.12.2013, N36/2013 от 25.11.2013, N02/2012 от 17.01.2012, N319/24 от 31.08.2013, N37/2013 от 05.12.2013, NТ-М-55-1-7 от 26.12.2011 заключены за период более 5-ти лет до даты окончания приема заявок;
- договор поставки N20000000000000067964 от 17.03.2017 не соответствует заявленному в конкурсной документации требованию по опыту поставки аналогичных товаров.
Датой окончания приема заявок являлось 26.12.2018.
Представитель Организатора торгов пояснила, что представленные в заявке ООО "НПЦ "Система" договоры, упомянутые в Итоговом протоколе от 14.01.2019, были заключены ранее 26.12.2013, что не соответствовало порядку оценки заявок по подкритериям, также, представленный Заявителем договор поставки N20000000000000067964 от 17.03.2017 содержал предметом поставку электрических запасных частей подвижного состава, не являющуюся аналогичной.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по результатам изучения состава заявки ООО "НПЦ "Система" также установила, что ряд приложенных Заявителем договоров, упомянутых в Итоговом протоколе от 14.01.2019, не соответствовал требованиям Документации по срокам заключения договора и по предмету договора.
Таким образом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что оценка закупочной комиссией Организатора торгов заявки ООО "НПЦ "Система" по подкритериям "Опыт поставки аналогичных товаров (оборудования)" и "Объем поставки аналогичных товаров (оборудования)" согласно Итоговому протоколу от 14.01.2019 осуществлена в порядке, соответствующем Документации.
Согласно пп. 3.4 раздела II п. 10 тома 2 Документации подкритерий "Производитель (изготовитель) товаров (оборудования)" оценивается исходя из заявки участника и рассчитывается по формуле:
где:
C4i- количество баллов, по подкритерию "Производитель (изготовитель) товаров (оборудования)", рассчитанное по i-ой заявке;
fmax -количество позиций (штук) в спецификации.
fi-количество позиций (штук), которые изготавливаются участником i-ой заявки согласно заполненным данным столбца "Наименование изготовителя товара" формы N1 п.2 "Заявка" (если кроме участника i-ой заявки будут указаны еще другие изготовители, то данная позиция в расчете не будет учитываться).
i - номер заявки участника.
В соответствии с Итоговым протоколом от 14.01.2019 заявке ООО "МОСПИК" по подкритерию "Производитель (изготовитель) товаров (оборудования)" присвоен максимальный рейтинг в 35 общих баллов.
Представитель Организатора торгов пояснила, что представленная в заявке ООО "МОСПИК" форма N1 "Заявка на участие в конкурсе" содержала сведения об изготовителе товара ООО "МОСПИК" по всем предложенным позициям товаров, при этом, иных источников указанных сведений для оценки заявок по критерию Документацией не предусмотрено.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по результатам изучения состава заявки ООО "МОСПИК" также установила, что форма N1 "Заявка на участие в конкурсе", заполненная ООО "МОСПИК", содержала сведения об изготовителе товара ООО "МОСПИК" по всем предложенным позициям товаров.
Таким образом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что оценка закупочной комиссией Организатора торгов заявки ООО "МОСПИК" по подкритерию "Производитель (изготовитель) товаров (оборудования)" согласно Итоговому протоколу от 14.01.2019 осуществлена в порядке, соответствующем Документации.
Согласно пп. 3.3 раздела II п. 10 тома 2 Документации подкритерий "Квалификационные документы" оценивается исходя из анализа представленных в составе заявки документов, подтверждающих соответствие системы менеджмента качества и производственных процессов требованиям международных стандартов ГОСТ ИСО 9001-2011 либо ГОСТ Р ИСО 9001-2015 и определяется:
C3i = 100,
если в составе заявки участника представлены документы, подтверждающие соответствие системы менеджмента качества и производственных процессов требованиям международных стандартов ГОСТ ИСО 9001-2011 либо ГОСТ Р ИСО 9001-2015
C3i = 0,
если в составе заявки участника не представлены документы, подтверждающие соответствие системы менеджмента качества и производственных процессов требованиям международных стандартов ГОСТ ИСО 9001-2011 либо ГОСТ Р ИСО 9001-2015, либо представленные документы не соответствуют требованиям, предъявляемым конкурсной документацией.
где:
C3i - количество баллов, по подкритерию "Квалификационные документы", определенное по i-ой заявке;
i - порядковый номер заявки участника
В соответствии с Итоговым протоколом от 14.01.2019 всем трем участникам Закупки по подкритерию "Квалификационные документы" присвоен максимальный рейтинг в 10 общих баллов.
Представитель Организатора торгов пояснила, что в составе заявки ООО "МОСПИК" была представлена копия действующего сертификата соответствия системы менеджмента качества и производственных процессов ООО "МОСПИК" требованиям международных стандартов ГОСТ ИСО 9001-2011 либо ГОСТ Р ИСО 9001-2015.
Заявитель в жалобе указал, что приложенная в составе заявки ООО "МОСПИК" копия действующего сертификата относится к поставке запасных частей вагонов метрополитена и запасных частей эскалаторов, а не производственным процессам.
Вместе с тем, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по результатам изучения состава заявок участников Закупки установила, что все три представленные участниками Закупки копии сертификатов соответствия требованиям международных стандартов ГОСТ ИСО 9001-2011 либо ГОСТ Р ИСО 9001-2015 имели различные формулировки, при этом дословно не содержащие фразу "система менеджмента качества и производственные процессы", однако все три представленные участниками Закупки копии сертификатов соответствовали условиям пп. 3.3 раздела II п. 10 тома 2 Документации и предмету Закупки.
Таким образом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что оценка закупочной комиссией Организатора торгов заявок участников Закупки, в т.ч. заявки ООО "МОСПИК" по подкритерию "Квалификационные документы" согласно Итоговому протоколу от 14.01.2019 осуществлена в порядке, соответствующем Документации.
На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит второй, третий и четвертый доводы жалобы Заявителя неподтвержденными и по указанным доводам не усматривает в действиях закупочной комиссии Организатора торгов нарушений порядка проведения процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 18.01.2019 вх. N1614/19) ООО "НПЦ " Система" на действия организатора торгов ГУП "Петербургский метрополитен" и его закупочной комиссии при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку механических запасных частей подвижного состава 3 (извещение N 31807203221), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях организатора торгов ГУП "Петербургский метрополитен" и его закупочной комиссии нарушений, допущенных при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 18.01.2019 вх. N1614/19) ООО "НПЦ " Система" на действия организатора торгов ГУП "Петербургский метрополитен" (ИНН 7830000970, ОГРН 1027810223407) и его закупочной комиссии при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку механических запасных частей подвижного состава 3 (извещение N 31807203221) необоснованной.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 января 2019 г. N Т02-49/19
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.01.2019