Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
Бугаев Д.В. |
Руководитель Управления, |
Члены комиссии:
Вознесенская Н.В. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
Чирова Л.А. |
Специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе"), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации",
в присутствии представителей от:
Заказчика: Лазаревой О.А. (доверенность от 22.01.2019 N 01-17/144);
Уполномоченного органа: Панова О.И. (доверенность от 03.04.2018 N34-Д);
Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.
УСТАНОВИЛА:
15 января 2019 года в Архангельское УФАС России - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Торговый дом "ВИАЛ" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУЗ Архангельской области "Архангельский клинический онкологический диспансер" (далее - Заказчик), Уполномоченного органа - Контрактного агентства Архангельской области (далее - Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лекарственных препаратов в 2019 году (извещение N 0124200000618006044).
Содержание жалобы:
Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ "О контрактной системе".
Заказчик письменных объяснений по жалобе в адрес Архангельского УФАС России не представил.
Уполномоченный орган представил письменные объяснения по жалобе в адрес Архангельского УФАС России от 21.01.2019 N314-05-39.
Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ "О контрактной системе" внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.
В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области "Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области" от 18.12.2009 N 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.
Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области "Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области" от 20 декабря 2013 года N 595-пп (далее - Постановление N 595-пп).
Согласно Постановлению N 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает документацию об электронном аукционе, и организует осуществление закупки.
19.12.2018 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение N 0124200000618006044 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку лекарственных препаратов в 2019 году (далее - документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 004 187,50 рублей.
Оператор электронной площадки - АО "Единая электронная торговая площадка".
Заявитель не согласен с требованиями, установленными к лекарственному средству в документации об аукционе и считает, что они ограничивают количество участников, поскольку отсутствует возможность поставки взаимозаменяемого товара.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе" документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе" в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В соответствии с частью 2 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе" документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе", должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ "О контрактной системе" именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом, заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару. При этом ФЗ "О контрактной системе" не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Пункт 1 раздела II "Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта" содержит наименование и описание объекта закупки, количество товара:
N |
Наименование товара |
Показатель ( характеристики) товара |
Значение показателя (характеристики) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющего определить соответствие потребностям заказчика |
|||
1 |
Амоксициллин+ [Клавулановая кислота |
лекарственная форма |
порошок для приготовления раствора для внутривенного введения. |
|
|
|
дозировка |
1000 мг+200 мг |
шт |
6250 |
|||
или 500 мг+100 мг |
шт |
13500 |
||||
показания |
инфекции верхних отделов дыхательных путей и ЛОР-органов: острый и хронический синусит, острый и хронический средний отит, тонзиллит; инфекции нижних отделов дыхательных путей: обострение хронического бронхита, долевая пневмония и бронхопневмония; инфекции мочевыводящих путей: цистит, уретрит, пиелонефрит; инфекции в гинекологии; инфекции кожи и мягких тканей; инфекции брюшной полости, в т.ч. желчных путей: холецистит, холангит; профилактика инфекций после хирургических вмешательств.* Условия хранения - при температуре не ниже +20°С** |
|
|
|||
|
*Требование установлено в связи с необходимостью закупки для ЛПУ препарата с универсальными зарегистрированными показаниями по применению в связи непредсказуемостью развития и обострения у иммунокомпрометированных пациентов стационара различных по локализации и тяжести инфекционных заболеваний.
** В первой части заявки допускается использование слов: "не ниже" или указывается температурный режим согласно инструкции, не ниже установленного Заказчиком. Данное требование установлено в связи с необходимостью обеспечения стабильности и эффективности препарата при его нахождении в отделениях диспансера в доступе для экстренной стартовой терапии жизнеугрожающих инфекций в условиях, не требующих дополнительного холодильного оборудования. |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
Не допускается предложение лекарственного препарата с иными характеристиками, за исключением:
В случае если участник закупки в рамках одного международного непатентованного наименования или группировочного (химического) наименования или фармакотерапевтической группы предлагает к поставке два и более торговых наименований, он обязан в первой части заявки на участие в аукционе указать конкретное количество каждого торгового наименования. Сумма количеств по торговым наименованиям должна быть не менее количества лекарственного препарата, заявленного по международному непатентованному наименованию или группировочному (химическому) наименованию или фармакотерапевтической группе.
В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что в показаниях к применению препарата указаны именно основные терапевтические свойства лекарственного препарата. Установленные характеристики определялись исходя из нужд и потребностей Заказчика в связи с многопрофильностью учреждения. Лекарственный препарат является антибиотиком широкого спектра действия, в рамках стационара применяется при операциях на брюшной полости, инфекции верхних дыхательных путей и ЛОР-органов. Нельзя не учитывать, что основной контингент медучреждения это больные онкологией, иммунная система которых снижена и задеты также другие системы и органы.
Обоснование указанных требований к товару содержится в части 1 раздела II "Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка и об условиях контракта" документации об аукционе.
Таким образом, у Заказчика существует обоснованная потребность в препарате с установленными им характеристиками.
Учитывая нормы ФЗ "О контрактной системе", основной задачей осуществления закупок является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных ФЗ "О контрактной системе" ограничений.
Следовательно, принцип эффективного использования бюджетных средств должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что из документации об аукционе не усматривается, что осуществление закупки производится среди производителей товара. В связи с этим, участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и требованиям Заказчика.
При рассмотрении документов о проведении электронного аукциона Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 17.01.2019 на участие в электронном аукционе было подано 3 заявки. Данное обстоятельство также свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что включение в техническое задание требований к закупаемому товару о наличии вышеуказанных характеристик лекарственного препарата в соответствии с потребностью Заказчика не противоречит действующему законодательству о контрактной системе.
Заявителем в подтверждение своего довода каких-либо доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, не представлено.
При таких обстоятельствах факт ограничения количества участников закупки Комиссией Архангельского УФАС России не установлен.
Таким образом, в действиях Заказчика нарушений ФЗ "О контрактной системе" не установлено.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 17.01.2019 было подано 3 заявки, которым были присвоены порядковые номера 1, 2, 3.
В ходе изучения материалов дела установлено, что заявка Заявителя была зарегистрирована под номером 3.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 17.01.2019 заявка участника с порядковым номером 3 была допущена как соответствующая требованиям, установленным в документации об аукционе.
На основании подпункта "б" пункта 2 части 3 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе" первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим пунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В пункте 11 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" раздела I "Общие положения" документации об аукционе установлены аналогичные требования.
Уполномоченный орган в обращении от 21.01.2019 N 314-03-40 указал на то, что при составлении протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе от 17.01.2019 была допущена ошибка, в результате которой в данном протоколе заявка участника N3 - ООО "Торговый дом "ВИАЛ" ошибочно указана как соответствующая требованиям, установленным в документации об аукционе, в то время как в заявке не представлены конкретные показатели при требовании к характеристикам поставляемого товара, а именно: "_показания: инфекции верхних отделов дыхательных путей и ЛОР-органов: острый и хронический синусит, острый и хронический средний отит_инфекции брюшной полости, в т.ч. желчных путей: холецистит, холангит;_".
В ходе анализа заявки участника аукциона N 3 Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что заявка действительно не соответствует требованиям пункта 11 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" раздела I "Общие положения", части 1 раздела II "Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта" документации об аукционе.
Частью 1 статьи 67 ФЗ "О контрактной системе" предусмотрено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 указанного Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
На основании части 4 статьи 67 ФЗ "О контрактной системе" участник закупки не допускается к участию в электронном аукционе, в случае непредоставления или несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе", требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, единая комиссия, созданная Уполномоченным органом, нарушила пункт 1 части 4 статьи 67 ФЗ "О контрактной системе".
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Торговый дом "ВИАЛ" необоснованной.
2. Признать единую комиссию, созданную Уполномоченным органом - Контрактным агентством Архангельской области, нарушившей пункт 1 части 4 статьи 67 ФЗ "О контрактной системе".
3. Выдать Уполномоченному органу, единой комиссии, созданной уполномоченным органом, оператору электронной площадки - АО "Единая электронная торговая площадка" предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ "О контрактной системе".
Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Д.В. Бугаев
Члены Комиссии Н.В. Вознесенская
Л.А. Чирова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 22 января 2019 г. N 7оз-19
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.01.2019