Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Комиссия УФАС) в составе:
<_> - председатель комиссии, заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области;
<_> - член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области;
<_> - член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области,
рассмотрев жалобу ООО "ТД "ВИАЛ" (далее - Заявитель) на действия Заказчиков (указаны в таблице) и Комитета государственного заказа по Вологодской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона, в присутствии представителей:
от Заказчика - <_> (по доверенности от 14.01.2019),
от Уполномоченного органа - <_> (по доверенности от 10.01.2019 N 2),
в отсутствие представителей от Заявителя (уведомлен о дате и времени надлежащим способом),
УСТАНОВИЛА:
16.01.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - УФАС) поступила жалоба от ООО "ТД "ВИАЛ" на положения документации электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Омепразол, извещение N 0130200002418004071, противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заявитель считает, что в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчики, установив следующие требования к лекарственному препарату МНН Омепразол: срок хранения после разведения в 0,9 % растворе натрия хлорида не менее 5 часов, ограничили число потенциальных участников закупки.
В обоснование правомерности действий Заказчика его представитель пояснил следующее.
У Заказчика существует объективная обоснованная потребность в закупке именно Омепразол лиофилизат для приготовления раствора для инфузий или лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения 40 мг для лечения пациентов с гастродуоденальными кровотечениями, которые находятся в реанимации и для лечения пациентов, которые находятся в условиях стационара, где необходима стабильность приготовленного инфузионного раствора на 5% декстрозе и физиологического раствора не менее 5 часов.
Заказчик пояснил, что исполняя п. 6 Правительства от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1380), согласно которому "описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" п. 5 настоящего документа, в случае если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты и при этом документация о закупке должна содержать: обоснование необходимости указания таких характеристик", Заказчиками в документацию об электронном аукционе включено обоснование требуемых характеристик: "Лекарственная форма: лиофилизат для приготовления раствора для инфузий или лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения.
Обоснование показателя "Возможные растворители: 5% инфузионный раствор декстрозы и физиологический раствор (раствор натрия хлорида 0,9%)".
Раствор омепразола, приготовленный на растворе 0,9% натрия хлорида применяется для лечения кислотозависимых заболеваний при невозможности проведения пероральной терапии капсулами, а так же для проведение медикаментозного гемостаза у пациентов с гастродуоденальными кровотечениями.
Лиофилизат омепразола, который растворяется только в 5% растворе декстрозы, не используются для проведения медикаментозного гемостаза у пациентов с гастродуоденальными кровотечениями. [1,2,3] Но применяется для лечения кислотозависимых заболеваний при невозможности проведения пероральной терапии капсулами, в случаях, когда увеличение объема циркулирующей крови не требуется.
Таким образом, в своей работе медицинские организации используют оба растворителя. Поэтому закупка препарата, способного растворяться и в 5% растворе декстрозы и в 0,9% растворе натрия хлорида, является эффективной.
Лекарственный препарат с требуемыми характеристиками производится несколькими производителями.
Лекарственная форма: лиофилизат для приготовления раствора для инфузий или лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения.
Обоснование показателя "Срок хранения после разведения в 0,9% растворе натрия хлорида не менее 5 часов".
Для лечения пациентов с гастродуоденальными кровотечениями, которые находятся в реанимации, применяется антацидная терапия. Всем таким больным внутривенно вводят омепразол 80 мг болюсно, в дальнейшем - 8 мг/час в течение не менее 3х суток, с последующим переводом на пероральный прием. [4,5,6,7,8]
8 мг/час - это 5 часов и более, в случае, если инфузия вынужденно прерывается реанимационными действиями врачей ( 40 мг во флаконе, надо 8 мг в час = это 5 часов). Поэтому готовый раствор омепразола должен быть стабилен 5 часов и более.
В Российской Федерации язвенной болезнью страдает 1,7-5% населения, причем количество пациентов с кровотечениями из хронических язв желудка и 12-перстной кишки составляет 90-160 человек на 100 000 населения и имеет отчетливую тенденцию к увеличению (Майстренко Н.А., 2003; Панцырев Ю.М., 2003; Затевахин И.И., 2003; Гостищев В.К., 2012; Щеголев А.А., 2013, Ермолов А.С., 2014; Кубышкин В.А., 2014).
Данные требования не ограничивают область применения данного лекарственного препарата и делает возможный использования в различных отделениях и учреждениях разных профилей, что повышает эффективность закупки.
Лекарственный препарат с требуемыми характеристиками производится несколькими производителями.".
Таким образом, у Зказчиков существует обоснованная потребность в препарате с установленными им характеристиками.
По совокупности характеристик, указанных заказчиком в аукционной документации, соответствуют также препараты с наименованием "Хелицид" (производство "Зентива а.с." Чешская республика), "Ультоп" (производство АО "KRKA д.д. Ново место", Словения), "Омез" (производство Д-р Реддис Лабораторис Лтд., Индия), "Лосек" (производство АстраЗенека АБ, Швеция), "Ортанол" (производство Сандоз д.д., Словения) (инструкции по медицинскому применению прилагаются).
Следовательно, Заказчики обеспечивает необходимую конкуренцию при осуществлении указанной закупки.
Производство препарата даже единственным производителем не свидетельствует о том, что включение рассматриваемого требования в документацию об электронном аукционе влечет ограничение количества участников закупки, поскольку товар одного производителя может быть предложен заказчику различными участниками размещения заказа, так как предметом закупки является поставка, а не производство (изготовление) товара, и таким образом в закупке может участвовать неограниченное количество поставщиков, готовых поставить продукцию, отвечающую требованиям документации и удовлетворяющую потребности заказчика, и способных предложить требуемый к поставке препарат по разной цене в зависимости от условий их договорных отношений со своими контрагентами, в том числе, с производителем. Рассматриваемый препарат свободно обращается на товарном рынке. Таким образом, отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов. Следовательно, принципы расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и развития добросовестной конкуренции, не должны толковаться в ущерб потребностям заказчиков и пониматься как запрет на размещение заказа на поставку товара с такими качественными (функциональными) характеристиками, которые хотя и в наибольшей степени соответствуют потребностям заказчика, но не могут быть заказаны по причине того, что требуемым характеристикам соответствует товар только одного производителя.
Учитывая нормы законодательства о контрактной системе в сфере закупок, основной задачей осуществления закупок является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных законодательства о контрактной системе в сфере закупок ограничений.
Следовательно, принцип эффективного использования бюджетных средств должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
В силу требований п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
П. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Из смысла ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок следует, что заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара. Положения законодательства о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все существующие типы, виды, модели товара.
Ч. 5 ст. 33 Закона о контрактной системе определено, что особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению N 1380 установлены особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Особенности описания лекарственных препаратов Постановления Правительства N 1380).
Согласно п. 5 Особенностей описания лекарственных препаратов Постановления Правительства N 1380, при описании объекта закупки не допускается указывать:
а) эквивалентные дозировки лекарственного препарата, предусматривающие необходимость деления твердой лекарственной формы препарата;
б) дозировку лекарственного препарата в определенных единицах измерения при возможности конвертирования в иные единицы измерения (например, "МЕ" (международная единица) может быть конвертирована в "мг" или "процент" может быть конвертирован в "мг/мл" и т.д.);
в) объем наполнения первичной упаковки лекарственного препарата, за исключением растворов для инфузий;
г) наличие (отсутствие) вспомогательных веществ;
д) фиксированный температурный режим хранения препаратов при наличии альтернативного;
е) форму выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата (например, "ампула", "флакон", "блистер" и др.);
ж) количество единиц (таблеток, ампул) лекарственного препарата во вторичной упаковке, а также требование поставки конкретного количества упаковок вместо количества лекарственного препарата;
з) требования к показателям фармакодинамики и (или) фармакокинетики лекарственного препарата (например, время начала действия, проявление максимального эффекта, продолжительность действия лекарственного препарата);
и) иные характеристики лекарственных препаратов, содержащиеся в инструкциях по применению лекарственных препаратов, указывающие на конкретного производителя лекарственного препарата".
Согласно п. 6 Особенностей описания лекарственных препаратов Постановления Правительства N 1380, описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5 в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать:
а) обоснование необходимости указания таких характеристик;
б) показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Как установлено в ходе заседания Комиссии УФАС, Заказчиками, в разделе III "Техническое задание" документации об аукционе, указаны требования к товару и обоснование необходимости установления характеристик к лекарственному препарату.
Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что с учетом формулировки пп. "а" п. 6 Особенностей описания лекарственных препаратов Постановления N 1380, обоснование, техническое задание содержит обоснование необходимости указания характеристик товара.
Комиссия УФАС определила, что при описании функциональных, технических и качественных характеристик товара заказчиком использовались показатели и требования, как того требуют положения ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок и Положения N 1380.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Комиссия установила факт отсутствия ограничения количества участников рассматриваемой закупки, принимая во внимание обстоятельство, что было подано четыре заявки от участников закупки, две из которых были допущены на участие в аукционе. Участниками аукциона предложены к поставке лекарственные препараты "Омез" и "Ультоп".
Таким образом, с учетом изложенного, Комиссия УФАС не усматривает в положениях документации об электронном аукционе нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия УФАС провела внеплановую проверку, по результатам которой нарушений законодательства о контрактной системе не выявлено.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) Заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ТД "ВИАЛ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 23 января 2019 г. N 04-11/9-19
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.01.2019