Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
"...";
членов Комиссии:
"...";
"...";
в присутствии представителей ПАО "МРСК ЦЕНТРА": "..." по доверенности от 28.08.2018 N Д-ТБ/128, "..." по доверенности от 24.12.2018 N Д-ТБ/165, "..." по доверенности от 06.11.2018 N Д-ЦА/276;
в отсутствие представителя ООО "ЭНЕРГОЗАПЧАСТЬ", надлежащим образом извещенного о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по существу письмом Московского УФАС России от 20.12.2018 N ИГ/63135/18;
рассмотрев жалобу ООО "ЭНЕРГОЗАПЧАСТЬ" (далее - Заявителя) на действия
ПАО "МРСК ЦЕНТРА" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку запчастей к выключателям, разъединителям для нужд ПАО "МРСК Центра" (филиала "Тамбовэнерго") (реестровый N 31806999345) (далее - Запрос предложений),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Запроса предложений.
Согласно доводам жалобы Заявитель оспаривает неправомерное начисление баллов по критерию "Опыт участника по поставкам/выполнению работ/оказанию услуг (в рублях)", а также положения Закупочной документации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
05.10.2018 в ЕИС опубликовано извещение о проведении Запроса предложений (далее - Извещение), дата размещения актуальной версии Извещения - 08.10.2018. Начальная (максимальная) цена договора составляет 1 728 106 ,80 руб.
На основании протокола очного заседания Закупочной комиссии по подведению итогов закупочной процедуры N 0324-ТА-18 от 06.12.2018 (далее - Протокол) победителем закупочной процедуры признано ООО "ЭНЕРГОТЕХСОЮЗ" (далее также Победитель), заявке которого было начислено 37,48 баллов.
Заявке Заявителя было начислено 33,28 баллов, с присвоением 2 места.
Исходя из доводов жалобы, заявка Заявителя содержала достаточное количество договоров для получения максимального балла по критерию "Опыт участника по поставкам/выполнению работ/оказанию услуг (в рублях)", что, в свою очередь, повлекло неправомерное определение Заказчиком победителя закупочной процедуры.
В Приложении "Оценочная стадия" к Закупочной документации Заказчиком установлены следующие критерии оценки:
- Ценовой критерий: Общая стоимость со значимостью критерия - 70 баллов;
Неценовые критерии:
Опыт участника по поставкам/выполнению работ/оказанию услуг со значимостью критерия - 20 баллов;
Срок поставок/выполнения работ/оказания услуг со значимостью критерия - 10 баллов.
Согласно подпункту "г" пункта 3.3.8.2 Закупочной документации участник должен обладать опытом аналогичных поставок (желательно наличие за последние 3 года не менее 1 завершенного аналогичного договора по выполняемым поставкам, (в т.ч. объемам поставок и общей сумме договора). Под термином аналогичного договора понимается договор, идентичный предмету и сопоставимый с объемом и суммой поставок договора по данной закупочной процедуре.
Информация о наличии у участника опыта аналогичных поставок оформляется участников в соответствии с установленной в приложении N 7 Заказчиком формой.
По результатам рассмотрения заявки победителя установлено, что
ООО "ЭНЕРГОТЕХСОЮЗ" представлены сведения о 11 договорах, заключенных на общую стоимость в размере 148 362 904,46 руб.
Между тем, сумма, представленная ООО "ЭНЕРГОТЕХСОЮЗ" по прочим предприятиям не должна учитываться Заказчиком при оценке заявки поскольку представление сведений о наличии у участника аналогичного опыта поставки в такой форме не предусмотрено Закупочной документации, в связи с тем, что Заказчиком в Приложении N 7 установлены конкретные требования о представлении сведений по данному критерию. В том числе, для учета соответствующего договора участнику необходимо указать конкретное наименование Заказчика с которым был заключен договор.
Стоит отметить, что общая сумма договоров без учета суммы по прочим предприятиям Заявителя составляет 240 675 391,99 руб., что, в свою очередь, превышает сумму заключенных договоров победителя.
Таким образом, оценка заявок участников Заказчиком произведена не в соответствии с установленным в Закупочной документацией порядке.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики при проведении закупочных процедур должны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В данном случае действия Заказчика, выразившиеся в оценке заявок участников в порядке, не предусмотренном документацией, не соответствуют требованиям части 6 статьи 3 Закона о закупках.
При таких обстоятельствах данный довод жалобы признается обоснованным.
Также, указанные в составе жалобы доводы в целом сводятся к оспариванию положений Закупочной документации.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что оспариваемые Заявителем положения Закупочной документации, которые по его мнению, установлены Заказчиком неправомерно, подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок, а именно до 23.11.2018.
В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников закупочной процедуры, которые подали заявки в соответствии с условиями Закупочной документации.
Согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, "действия в обход закона" с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается осуществление гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что обжалование Заявителем положений Закупочной документации после принятия участия в самой закупочной процедуре не подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поскольку как было указано ранее Заявитель, принимая участие в публично-правовой процедуре конклюдентно соглашается с ее условиями в связи с чем обжалование участником положений Закупочной документации после окончания срока подачи заявок свидетельствует о злоупотреблении своим правом на обжалование процедуры.
Таким образом, Заявитель не может обжаловать указанные действия Заказчика при проведении Запроса предложений, в связи с чем у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения данного довода жалобы Заявителя.
Учитывая изложенное жалоба Заявителя в данной части подлежит оставлению без рассмотрения.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что по результатам проведения закупочной процедуры Заказчиком 19.12.2018 был заключен договор N 6800/09035/18.
Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу от 20.12.2018 N ИГ/63145/18 (далее - Уведомление) антимонопольным органом посредством электронной почты в адрес Заказчика было направлено 20.12.2018.
Таким образом, договор был заключен Заказчиком до направления антимонопольным органом соответствующего уведомления.
Следовательно, у антимонопольного органа отсутствуют правовые основания для выдачи Заказчику обязательного для исполнения предписания.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭНЕРГОЗАПЧАСТЬ" (ОГРН 1069672004753 ИНН 6672202263) на действия ПАО "МРСК ЦЕНТРА" (ОГРН 1046900099498
ИНН 6901067107) при проведении Запроса предложений в части неправомерной оценки заявок участников закупочной процедуры - обоснованной, в остальной части оставить без рассмотрения.
2. Установить в действиях ПАО "МРСК ЦЕНТРА" нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.
3. Обязательное для исполнение предписание ПАО "МРСК ЦЕНТРА" не выдавать, так как по итогам проведения закупочной процедуры 19.12.2018 заключен договор
N 6800/09035/18.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии "..."
члены Комиссии "..."
"..."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 декабря 2018 г. N 1-00-2373/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.01.2019