На основании ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1062, Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее -Комиссия Липецкого УФАС России) проведена проверка документов и сведений, поступивших от заказчика - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение N62 г.Липецка об уклонении ООО "Ликом-Сервис" от заключения контракта по итогам совместного электронного аукциона на закупку продуктов питания (хлебобулочные изделия) на 2019 год (реестровый номер 0146300035218000330), на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность ООО "Ликом-Сервис".
Проверка проведена в присутствии представителя ООО "Ликом-Сервис" <_>.
Проверка начата 21.12.2018, окончена 10.01.2019.
Место проведения проверки: г.Липецк, пл.Плеханова, д.1.
Проведение проверки было назначено на 09.01.2019 в 14.20 часов. Однако, с целью предоставления сторонами дополнительной информации, в проведении проверки объявлен перерыв до 10.01.2019 в 16.00 часов.
Заказчик, уведомленный надлежащим образом о месте и времени проведения проверки, своих представителей не направил.
Комиссией Липецкого УФАС России при рассмотрении материалов, в рамках проведения проверки, установлено следующее.
В Липецкое УФАС России 19.12.2018, в порядке, установленном статьёй 104 Закона о контактной системе от заказчика- муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение N62 г.Липецка (далее по тексту- заказчик) поступили сведения, предусмотренные частью 3 указанной статьи. Согласно представленной информации, победитель электронного аукциона - ООО "Ликом-Сервис" (далее по тексту также - общество) в срок, предусмотренный статьей 83.2 Закона о контрактной системе, не подписал проект контракта, что свидетельствует о его уклонении от заключения контракта.
Законный представитель ООО "Ликом-Сервис" пояснил, что причиной не подписания проекта контракта в срок послужили ряд обстоятельств, в числе которых: возникшие перебои в сети Интернет. Вместе с тем, обществом были предприняты следующие действия, направленные на заключение контракта и свидетельствующие о его добросовестности: предоставлена банковская гарантия, выданная банком "АКБ "Держава" ПАО", которая была размещена в реестре банковских гарантий. Таким образом, намерений уклоняться от заключения контракта у общества не имелось.
Руководствуясь пунктом 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", в результате рассмотрения представленных документов и сведений на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность ООО "Ликом-Сервис", Комиссией Липецкого УФАС России, после объявленного перерыва, установлено следующее.
Совместный электронный аукцион на закупку продуктов питания (хлебобулочные изделия) на 2019 год (реестровый номер 0146300035218000330) проведен уполномоченным органом- департаментом образования администрации г.Липецка в интересах ряда заказчиков, в числе которых, МБДОУ N62 г.Липецка.
Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении совместного электронного аукциона на закупку продуктов питания (хлебобулочные изделия) на 2019 год и документация об электронном аукционе (реестровый номер 0146300035218000330).
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 836 335,90 рублей.
Согласно протокола подведения итогов электронного аукциона от 06.12.2018 N0146300035218000330-2-1, победителем электронного аукциона признано ООО "Ликом-Сервис", предложившее наиболее низкую цену контракта- 4 493 978,62 руб. и заявка на участие в электронном аукционе которого соответствовала требованиям документации об электронном аукционе.
Указанный протокол размещен 06.12.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее также -ЕИС).
Порядок заключения контракта по итогам электронного аукциона установлен статьей 83.2 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.9 ст.83.2 Закона о контрактной системе, контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, части 13 настоящей статьи протоколов, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов.
При этом, регламентированный срок для подписания проекта контракта обществом -17.12.2018.
Частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Исходя из представленных заказчиком сведений, полученных с электронной площадки ООО "РТС-тендер" установлено, что заказчик направил проект контракта победителю электронного аукциона - 10.12.2018, т.е. в срок, предусмотренный вышеуказанной нормой Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.3 ст.83.2 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
А согласно ч.4 ст.83.2 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
Из содержания указанной нормы следует, что право победителя аукциона по направлению заказчику протокола разногласий по условиям проекта контракта ограничено предельным сроком- в пять дней с даты размещения последним в ЕИС проекта контракта.
Также следует отметить, что положения частей 3 и 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе предусматривают возможность победителя электронного аукциона в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта совершить одно из следующих действий:
- разместить в ЕИС подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта;
- разместить в ЕИС протокол разногласий при наличии разногласий по проекту контракта.
Однако, как установлено, после указанной даты (т.е. 10.12.2018) обществом в регламентированный оператором электронной площадки и Законом о контрактной системе срок для подписания проекта контракта никаких действий предпринято не было, в частности: не был направлен оператору электронной площадки подписанный проект контракта, либо протокол разногласий по условиям проекта контракта. Также не был направлен документ об обеспечении исполнения контракта.
Вместе с тем, 18.12.2018, т.е. за пределами срока, предусмотренного ч.4 ст.83.2 Закона о контрактной системе, общество разместило в ЕИС протокол разногласий по проекту контракта, в котором указало на необходимость внести в проект контракта изменения относительно реквизитов поставщика.
В соответствии с ч.13 ст.83.2 Закона о контрактной системе, победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
18.12.2018 от оператора электронной площадки поступило уведомление об истечении регламентированного срока для подписания контракта победителем электронного аукциона.
Кроме того, 18.12.2018 заказчиком в ЕИС и на электронной площадке размещен протокол отказа от заключения контракта (в связи с уклонением общества от заключения контракта в соответствии с ч.13 ст.83.2 Закона о контрактной системе).
Вместе с тем, установлено, что обществом предоставлена банковская гарантия, выданная банком "АКБ "Держава" ПАО" от 13.12.2018 в качестве обеспечения исполнения контракта в размере, установленном документацией об электронном аукционе. Указанная банковская гарантия была размещена в реестре банковских гарантий. При этом, следует отметить, что обществом были представлены банковские гарантии, выданные банком "АКБ "Держава" ПАО" от 13.12.2018 в отношении всех заказчиков совместного электронного аукциона (реестровый номер 0146300035218000330), которые были размещены в реестре банковских гарантий.
Соответствующие доказательства представлены на заседание Комиссии Липецкого УФАС России.
Как пояснил законный представитель общества, в последний день для подписания проекта контракта (17.12.2018) в офисе произошли перебои с доступом в сеть Интернет. В тоже время, у его арендодателя имеется договор на предоставление услуг Интернет, заключенный с Липецким филиалом ПАО "Ростелеком". С целью исправления возникшей ситуации, в этот же день арендодателем было направлено обращение к данному поставщику услуг Интернет. При этом, в силу того, что электронная подпись находится на жестком диске компьютера, подписать контракт в другом месте не представилось возможным. Между тем, доступ в сеть Интернет был восстановлен лишь 18.12.2018. В подтверждение вышеизложенного, законным представителем общества Комиссии Липецкого УФАС России были представлены соответствующие доказательства.
Согласно пункту 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1062, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 этих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.
Пунктом 12 данных Правил установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Комиссия Липецкого УФАС России, в результате проверки факта уклонения ООО "Ликом-Сервис" от заключения контракта, приходит к выводу, что основания для включения сведений об указанном выше обществе в реестр недобросовестных поставщиков, отсутствуют.
Так, в рамках проведения проверки Комиссией Липецкого УФАС России установлено, и подтверждается материалами дела, что ООО "Ликом-Сервис", осознавая всю меру ответственности, получило банковскую гарантию, выданную банком "АКБ "Держава" ПАО" от 13.12.2018 в качестве обеспечения исполнения контракта, которая была размещена в реестре банковских гарантий. Данное обстоятельство, по мнению Комиссии Липецкого УФАС России, свидетельствует об отсутствии факта намеренного уклонения ООО "Ликом-Сервис" от заключения контракта.
Более того, бесспорных доказательств, подтверждающих умышленное уклонение данного общества от заключения контракта, в материалах дела не имеется.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно п.1, п.2 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, вменяемая антимонопольным органом, влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных заказов.
Такая санкция, в рассматриваемом случае, не отвечает целям реализации ведения реестра, поскольку представленная информация и документы не свидетельствуют о том, что общество намеренно уклонилось от заключения контракта.
Таким образом, факт намеренного уклонения общества от заключения контракта не является очевидным. Обратные обстоятельства при рассмотрении настоящего дела установлены не были.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия Липецкого УФАС России
РЕШИЛА:
1. Не включать в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Ликом-Сервис" (ИНН 4824049315, ОГРН 1094823014340, место нахождения: 398037, г. Липецк, пр-д. Боевой, д.1, ком. 5).
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 10 января 2019 г. N РНП-48-11-м/19
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.01.2019