Резолютивная часть решения оглашена 07 февраля 2019 года.
Решение изготовлено в полном объеме 07 февраля 2019 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 22.03.2016 N40 в составе:
"_"
при участии представителя заявителя- "_", по доверенности от 06.02.2019,
при участии представителя организатора торгов - администрации Батыревского района Чувашской Республики:
- "_"
рассмотрев жалобу "_" на действия организатора торгов - Администрации Батыревского района Чувашской Республики при проведении открытого аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Батыревского района на земельном участке с кадастровым номером 21:08:240211:62, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России поступила жалоба "..." от 01.02.2019 (вх. от 04.02.2019 N 05-10/604) на действия организатора торгов - Администрации Батыревского района Чувашской Республики при проведении открытого аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Батыревского района на земельном участке с кадастровым номером 21:08:240211:62.
В своей жалобе заявитель сообщает о том, что администрацией в нарушение норм действующего законодательства в документации о торгах отсутствует указание на наличие обременения на земельном участке- канализационные сети "_"
Также в аукционной документации отсутствует схема размещения нестационарных торговых объектов.
Представитель администрации Батыревского района Чувашской Республики нарушение не признал, указав о соответствии извещения и документации нормам законодательства.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей сторон по делу, Комиссия приходит к следующему.
Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" определен порядок рассмотрения жалоб на действия организатора торгов.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При рассмотрении жалоб на действия организатора торгов, в частности проводимых в соответствии с не нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления о проведении конкурсов по размещению объектов НТО, Комиссия рассматривает действия организатора торгов на предмет соответствия проводимых торгов нормам Положения о проведении торгов, так как именно данным документом установлен порядок организации и проведения торгов, нарушение которого может привести к ограничению либо устранению конкуренции при проведении процедуры торгов.
Правоотношения сторон, связанные с размещением (установкой) и эксплуатацией временного некапитального (нестационарного) торгового объекта регулируются, в том числе, Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее -Закон N381-ФЗ). В соответствии со статьей 2 Закона N381-ФЗ к нестационарным торговым объектам относятся торговые объекты, представляющие собой временные сооружения или временные конструкции, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижные сооружения.
Статьей 3 Закона N381-ФЗ органы местного самоуправления наделены правом издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Приказом Минэкономразвития Чувашской Республики от 16.11.2010 N 184 утвержден Порядок разработки и утверждения схемы нестационарных торговых объектов.
Статьей 39.33 Земельного кодекса РФ установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков, к ним относятся также размещение нестационарных торговых объектов.
Статьей 39.36 Земельного кодекса РФ установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Таким образом, размещение нестационарных торговых объектов, установка и эксплуатация рекламных конструкций осуществляется на основании утвержденных схем размещения нестационарных торговых объектов без оформления прав на земельные участки.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона N 381-ФЗ органы местного само-управления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 5 статьи 10 Закона 381-ФЗ).
Определением от 16 января 2018 года N 10-О Конституционный Суд определил смысл положений статей 2 и 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и пункта 4 Указа Президента Российской Федерации "О свободе торговли".
Оспоренными положениями определяются, в частности, особенности размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Спорные нормы, обязывая осуществлять разносную торговлю исключительно в местах, установленных схемами размещения нестационарных торговых объектов, по существу запрещают занятие разносной торговлей путем непосредственного контакта продавца с покупателем в организациях, на транспорте, на дому или на улице.
Конституционный Суд указал на недопустимость распространения на сферу разносной торговли утверждаемых органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности.
Согласно пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
Законом N 381-ФЗ также предусмотрена возможность размещения нестационарных торговых объектов без оформления правоустанавливающих документов на земельный участок.
На основании части 1 статьи 10 названного Закона размещение таких объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения.
Постановлением администрации Батыревского района от 08.07.2016 N 273 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Батыревского района Чувашской Республики.
Постановлением администрации Батыревского района Чувашской Республики от 14.12.2018 N 1217 в действующую схему внесены изменения, согласно которых включен следующий адрес: с. Батырево, ул. Ленина (кадастровый номер 21:08:240211:62).
Администрацией Батыревского района Чувашской Республики 15 января на сайте администрации размещено объявление о проведении открытого аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Батыревского района - http://batyr.cap.ru/news/2019/01/15/izveschenie-%E2%84%96-1-o-provedenii- otkritogo-aukciona-na.
В извещении указывается, что аукцион проводится в соответствии с постановлением администрации Батыревского района Чувашской Республики от 14.07.2016 года N 279 "Об утверждении порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Батыревского района" (с изменениями внесенными постановлением администрации Батыревского района от 23.11.2018 года N 1115).
Извещение о проведении аукциона, включая проект договора на размещение нестационарного торгового объекта, размещено на официальном сайте администрации Батыревского района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://batyr.cap.ru/news?type=ads).
Место размещения, площадь, тип и специализация предполагаемых к установке нестационарных торговых объектов, право на размещение которых выставляется на аукцион, а так же срок действия такого права и начальный размер платы за размещение, указаны в приложении N4 к настоящему извещению.
1 к извещению N 1 о проведении открытого аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Батыревского района является проект договора на право размещения нестационарного торгового объекта на территории Батыревского района.
Приложением 2 к извещению N 1 о проведении открытого аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Батыревского района является образец заявки на участие в аукционе по приобретению права на заключение договора на право размещения нестационарного торгового объекта на территории Батыревского района (для индивидуального предпринимателя).
Приложением 3 к извещению N 1 о проведении открытого аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Батыревского района является форма заявки на участие в аукционе по приобретению права на заключение договора на право размещения нестационарного торгового объекта на территории Батыревского района (для юридического лица).
Приложением 4 к извещению N 1 о проведении открытого аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Батыревского района определяется следующее: N лота; место размещения и адрес; тип торгового объекта; площадь земельного участка; срок осуществления торговой деятельности; специализация торгового объекта.
Таким образом, вывод заявителя о несоответствии разыгрываемого права на размещение нестационарного торгового объекта схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Батыревского района является необоснованным.
В своей жалобе заявитель сообщает о том, что администрацией в нарушение норм действующего законодательства в документации о торгах отсутствует указание на наличие обременения на земельном участке- канализационные сети "_"
Как указывалось ранее, правоотношения сторон, связанные с размещением (установкой) и эксплуатацией временного некапитального (нестационарного) торгового объекта регулируются, в том числе, Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее -Закон N381-ФЗ). В соответствии со статьей 2 Закона N381-ФЗ к нестационарным торговым объектам относятся торговые объекты, представляющие собой временные сооружения или временные конструкции, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижные сооружения.
Таким образом, вывод заявителя о необходимости указания в документации обременения в виде наличия канализационных сетях при проведении торгов на право размещения нестационарных торговых объектов является ошибочным.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Исходя из установленных обстоятельств дела, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу "_" необоснованной.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Чувашского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу "_" необоснованной.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 7 февраля 2019 г. N 09-Т-2019
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.02.2019