Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
в соответствии с ч.4, ч.15, ст.99 Закона о контрактной системе по жалобе ООО "Альянс-Сочи" проведена внеплановая проверка в отношении администрации МО города Сочи при проведении электронного аукциона: "Поставка продуктов питания (молочная продукция)" (извещение N 0118300018718002487),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба ООО "Альянс-Сочи" о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает на неправомерный отказ в допуске к участию в электронном аукционе.
Представителем Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представители Заказчика не согласились. Заявка ООО "Альянс-Сочи" отклонена правомерно.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом/Заказчиком - администрацией МО город Сочи проводился электронный аукцион: "Поставка продуктов питания (молочная продукция)" (извещение N 0118300018718002487).
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 021 133,45 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч.1 ст.65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Согласно ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
27 декабря 2018 года Заказчиком были внесены изменения в инструкцию участникам закупки и в описание объекта закупки, но количественные показатели остались неизменными.
28 декабря 2018 года Заказчиком повторно внесены изменения в описание объекта закупки, извещение о проведении аукциона в электронной форме и информационную карту электронного аукциона, при этом в связи с техническими неполадками в файле "Описание объекта закупки" ошибочно изменились показатели количества поставляемого товара, однако в извещении о проведении электронного аукциона и информационной карте данные показатели остались прежними.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе определено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с п.11) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В Извещении установлено следующее:
Дата и время окончания подачи заявок |
14.01.2019 09:00 |
В соответствии с ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Из пояснений представителя уполномоченного органа 10 января 2019 года Заказчик выявил несоответствия требованиям по количеству закупаемого товара и направил в адрес уполномоченного органа письмо о внесении изменений в описании объекта закупки. Однако, в связи с техническими неполадками в работе Единой информационной системы в сфере закупок, сотрудникам уполномоченного органа не удалось внести изменения, вследствие чего, было размещено разъяснение положений документации об электронном аукционе от 11.01.2019 в 17 часов 49 мин. NРД2 с прикрепленными файлами: "Описание объекта закупки с изменением" и "Участнику закупки", а также скриншоты, подтверждающие некорректную работу сайта.
Таким образом, уполномоченным органом размещен ответ с нарушением ч.4, ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.2) ч.6 ст.67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию: о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Согласно ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Согласно протоколу N0118300018718002487-1 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.01.2019 г. заявка ООО "Альянс-Сочи" (Заявка N5) отклонена. Не соответствует п.2) ч.4 ст.67; п.п. б п.2) ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям (положениям) документации аукциона в электронной форме (п.1 ч. 26 информационной карты аукциона; п. 3.2.2. Инструкции участникам закупки). Предложение участника закупки в отношении количества предлагаемых к поставке товаров не соответствует требованиям заказчика, установленных в извещении и информационной карте аукциона.
Согласно п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пп.б) п.3) ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п.2 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Документация электронного аукциона содержит Раздел "Инструкция по заполнению заявки", где установлено: "Предложение участника в отношении объекта закупки должно полностью соответствовать требованиям к такому объекту, установленным заказчиком в Технической части аукционной документации (сведения о товарах (материалах, оборудовании), применяемых при выполнении работ)".
Документация электронного аукциона содержит Раздел 2 "Описание объекта закупки", где Заказчиком установлены требования к техническим функциональным, качественным характеристикам товаров, входящих в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие). Заказчиком установлено:
В описании объекта закупки заказчиком установлено: "Сыры твердые без вкусовых наполнителей: Единица измерения - кг, Количество - 3 735", "Творог: Единица измерения - кг, Количество - 22 275".
В п.16 Информационной карты заказчиком установлено: "Сыр твердый: Единица измерения - кг, Количество - 3 735", "Творог: Единица измерения - кг, Количество - 22 275".
В первой части заявки ООО "Альянс-Сочи" предложено: "Сыры твердые без вкусовых наполнителей: Единица измерения - кг, Количество - 3 735", "Творог: Единица измерения - кг, Количество - 22 275", что соответствует требованиям Раздела 2 документации электронного аукциона.
Таким образом, отказ в допуске к участию в электронном аукционе ООО "Альянс-Сочи" противоречит требованиям ч.1, ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе.
Кроме того по результатам внеплановой проверки Комиссией Краснодарского УФАС России были установлены нарушения Закона о контрактной системе.
В Разделе 2 "Описание объекта закупки" Заказчиком установлено:
В соответствии с ГОСТ 31453-2013 "Творог. Технические условия" 5.1.2 По органолептическим характеристикам продукт должен соответствовать требованиям таблицы 1. Таблица 1
Наименование показателя |
Характеристика |
Консистенция и внешний вид |
Мягкая, мажущаяся или рассыпчатая с наличием или без ощутимых частиц молочного белка. Для обезжиренного продукта - незначительное выделение сыворотки |
Вкус и запах |
Чистые, кисломолочные, без посторонних привкусов и запахов. Для продукта из восстановленного молока с привкусом сухого молока |
Цвет |
Белый или с кремовым оттенком, равномерный по всей массе |
5.1.3 По физико-химическим показателям продукт должен соответствовать нормам, указанным в таблице 2.
Таким образом, органолептические и физико-химические показатели творога не подлежат конкретизации и в зависимости от партий поставки товара могут быть различными.
Кроме того, на момент подачи заявки на участие в аукционе участник закупки не обязан иметь в наличии товар.
В соответствии с п.5.1.6 ГОСТ 32260-2013 "Сыры полутвердые. Технические условия" по физико-химическим показателям сыры должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 4. Таблица 4. В процентах
|
|
|
|
|
Наименование сыра |
Массовая доля |
Активная кислотность, рН |
||
|
жира в пересчете на сухое вещество |
влаги, не более |
хлористого натрия (поваренной соли) |
|
Советский |
50,0_1,6 |
42,0 |
От 1,5 до 2,5 включ. |
От 5,40 до 5,70 включ. |
Швейцарский |
50,0_1,6 |
42,0 |
От 1,5 до 2,5 включ. |
|
Алтайский |
50,0_1,6 |
42,0 |
От 1,5 до 2,0 включ. |
|
Российский |
50,0_1,6 |
43,0 |
От 1,3 до 1,8 включ. |
От 5,15 до 5,35 включ. |
Голландский |
50,0_1,6 (шаровидный) |
43,0 |
От 1,5 до 3,0 включ. |
От 5,25 до 5,45 включ. |
|
45,0_1,6 (брусковый) |
44,0 |
|
|
Костромской |
45,0_1,6 |
44,0 |
От 1,5 до 2,5 включ. |
|
Ярославский |
45,0_1,6 |
44,0 |
От 1,5 до 2,5 включ. |
|
Эстонский |
45,0_1,6 |
44,0 |
От 1,5 до 2,5 включ. |
|
Степной |
45,0_1,6 |
44,0 |
От 2,0 до 3,0 включ. |
|
Угличский |
45,0_1,6 |
45,0 |
От 1,5 до 2,5 включ. |
|
Латвийский |
45,0_1,6 |
48,0 |
От 2,0 до 2,5 включ. |
От 5,40 до 5,50 включ. |
Таким образом, органолептические и физико-химические показатели сыра не подлежат конкретизации и в зависимости от партий поставки товара могут быть различными.
Кроме того, на момент подачи заявки на участие в аукционе участник закупки не обязан иметь в наличии товар.
В соответствии с письмом ФАС России от 1 июля 2016 года N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, установленные Заказчиком в описании товара требования с учетом положений инструкции по заполнению заявки вводят в заблуждение участников закупки, не позволяя предоставить конкретные показатели, которые станут известны при испытании определенной партии товара, что свидетельствует о нарушении ч.3 ст.7, п.1) ч.1 ст.64, ч.1 ст.33, п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
По результатам внеплановой проверки признать в действиях Уполномоченного органа/Заказчика - администрации МО город Сочи нарушение ч.3 ст.7, п.1) ч.1 ст.64, ч.1 ст.33, п.2) ч.1 ст.64; чч.1, 4 ст.67 Закона о контрактной системе.
Уполномоченному органу - администрации МО город Сочи (аукционной комиссии), Заказчика выдать предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 2
по делу NВП-12/2019 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
30 января 2019 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
на основании своего решения от 30.01.2019 г. по делу NВП-12/2019, принятого по результатам проведения внеплановой проверки в отношении администрации МО города Сочи при проведении электронного аукциона: "Поставка продуктов питания (молочная продукция)" (извещение N 0118300018718002487) в части соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), руководствуясь ч.ч.15, 22 ст.99 Закона о контрактной системе, предписывает:
Уполномоченному органу - администрации МО города Сочи (аукционной комиссии), Заказчикам устранить нарушение ч.3 ст.7, п.1) ч.1 ст.64, ч.1 ст.33, п.2) ч.1 ст.64; чч.1, 4 ст.67 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу N ВП-12/2019 от 30.01.2019 г.
Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней со дня размещения в ЕИС.
4. В срок до 15.02.2019 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 30 января 2019 г. N ВП-12/2019
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.01.2019