Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя комиссии:
Богославский Е.А. - начальник отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии:
Бжассо К.Р. - заместитель начальника отдела контроля органов власти,
Сафронова О.А. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
в присутствие представителя ИП Б.Р.В. (далее - Заявитель) - Ш.А.В. (доверенность б/н от 14.01.2019) в присутствии представителя Организатора торгов ООО "Краснодар Водоканал" (далее - Организатор торгов) - Т.А.А. (доверенность N 34-КР от 01.01.2019), Д.М.М., Е.М.А. (доверенность N 42-КР от 11.01.2019) рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и открытого запроса предложений в электронной форме на право оказания услуг по промывке самотечного коллектора \x{00d8}1000 мм L - 600-м.п. по ул. Головатого от ул. Энгельса до ул. 2-я Линия (извещение N 31807219450 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),
УСТАНОВИЛА:
Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба ИП Б.Р.В. (вх. N 12693 от 26.12.2018 г.) на действия (бездействие) организатора торгов ООО "Краснодар Водоканал" при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право оказания услуг по промывке самотечного коллектора \x{00d8}1000 мм L - 600-м.п. по ул. Головатого от ул. Энгельса до ул. 2-я Линия (извещение N 31807219450 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).
Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.
Рассмотрение жалобы состоялось 14.01.2019 года в 10.00 часов по адресу:
г. Краснодар, ул. Коммунаров, 235, ком. 1.
Заявитель жалобы считает, что решение об отказе в допуске в торгах - необоснованно, в связи с чем, просит признать незаконными действия Организатора торгов и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов.
Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает их несостоятельными, и просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия по делу N 413-Т/2018, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила следующее.
29.11.2018 в соответствие с положениям Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон , о закупках), Положения о закупке товаров, работ услуг для нужд ООО "Краснодар Водоканал" (далее - Положение о закупках) ООО "Краснодар Водоканал" размещено извещение и документация о проведении открытого запроса предложений в электронной форме, наименование: "Оказание услуг по промывке самотечного коллектора D=10 (fttim Ь=600-м.п. по улице Головатого от ул. Энгельса до ул. 2-ая Линия в г. Краснодаре"; дата и время окончания стока приема заявок: 07.12.2018 в 12ч.00 мин по московскому времени; подведение итогов не позднее 05.02.2019, начальная максимальная цена составляет: 2 869 355 руб. 00 коп.
В указанной закупке приняли участие четыре участника:
ООО "ДАОПОЛИС" не соответствующий квалификационным критериям оценки закупочной процедуры (отсутствие необходимой техники);
АО ЦИЭБ "РУСИЧ" соответствующий всем отборочным критериям с итоговым ценовым предложением 1 640 330 руб. 83 коп без НДС;
ООО "Гидросервис-2000" соответствующий всем отборочным критериям с итоговым ценовым предложением 1 651 122 руб. 52 коп без НДС;
ИОЛ Беднов Р.В. не соответствующий квалификационным критериям оценки закупочной процедуры (отсутствие необходимой техники).
21.12.2018 Протоколом заседания тендерного комитета ООО "Краснодар Водоканал" в заочной форме N 70-2018 определен победитель открытого запроса предложения извещение N 31807219450, которым стало АО ЦИЭБ "РУСИЧ" соответствующий всем отборочным критериям с ценовым предложением 1 640 330 руб. 83 коп без НДС.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЭ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" основным документом, регламентирующим проведение закупочных процедур, является положение о закупке.
Пункт 6.1.1. Положения о закупке товаров, работ и услуг для нужд ООО "Краснодар Водоканал" (далее - Положение) определяет, что перед проведением любой закупки Организатор закупки устанавливает, в том числе и критерии отбора и оценки заявок участников закупки.
Установленные в соответствии с п. 6.1.1. Положения требования, сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота), критерии отбора и оценки подлежат отражению в документации о закупке.
В отношении каждого обязательного критерия отбора и оценки Организатор закупки должен установить порядок подтверждения участником закупки его выполнения:
1) путем указания соответствующих сведений и (или) предложений в заявке;
2) путем предоставления в заявке документа, выданного (заверенного) государственным органом, участником или третьим лицом;
3) иным путем, установленным Положением или документацией о закупке.
При формировании критериев отбора и оценки Организатор закупки должен руководствоваться следующими принципами:
1) требования должны быть конкретными, однозначно трактуемыми, обоснованными, а при установлении требований к участникам - измеряемыми;
2) не рекомендуется устанавливать требования, которые могут быть подтверждены только декларативно;
3) в отношении каждого требования и предпочтения (критерия) должен быть установлен порядок подтверждения участником закупки его выполнения (предоставления данных для оценки).
Критерии отбора могут быть из числа следующих:
1) соответствие заявки по своему составу и (или) оформлению требованиям документации о закупке;
2) достоверность сведений и действительность документов, приведенных в заявке;
3) соответствие участника закупки требованиям, установленным документацией о закупке;
4) соответствие предлагаемых ТРУ требованиям, установленным документацией о закупке;
5) соответствие предлагаемых и договорных условий (в т.ч. не превышения объявленной начальной (максимальной) цены договора (цены лота)) требованиям документации о закупке;
6) предоставление участником закупки требуемого обеспечения заявки;
7) иные критерии, установленные документацией о закупке.
Критерии оценки могут быть из числа следующих:
1) цена договора с учетом условий оплаты;
2) наличие аванса;
3) срок поставки/ выполнения работ/ оказания услуг;
4) базис поставки;
5) иные критерии оценки, установленные закупочной документацией.
В соответствие с указанными положениями, а также принимая во внимание специфику необходимой к оказанию услуги ООО "Краснодар Водоканал" в основных квалификационных критериях для оценки и выбора организации для оказания услуг по промывке самотечного коллектора D=1000mm L=600-м.п. по улице Головатого от ул. Энгельса до ул. 2-ая Линия в г. Краснодаре указан следующие требования: "наличие не менее двух комбинированных (каналопромывочных и илососных) машин: объем цистерны не менее 13-м.куб., производительность водяного насоса высокого давления - не менее 300 л/мин, производительностью вакуумного насоса - не менее 1300 м/час не менее 1-й ед.; объем цистерны не менее 16-м.куб., производительность водяного насоса высокого давления - не менее 500 л/мин, производительностью вакуумного насоса - не менее 1500 м/час не менее 1-й ед".
Указанное требование обусловлено тем, что согласно приложению N 2 "Техническое задание", закупочной документации, оказание услуг по промывке самотечного коллектора большого диаметра должно производится без прекращения его эксплуатации, должно быть безопасно для населения и обслуживающего персонала объекта, не должно мешать технологическому процессу водоотведения.
Одновременно с элементами, в следствии которых образовались засоры на указанном коллекторе, согласно существующей технологии необходимо будет выкачивать большое количество воды.
Следовательно, для соблюдения указанных условий, оказание услуг, по промывке самотечного коллектора D=1000mm L=600-м.п. по улице Головатого от ул. Энгельса до ул. 2-ая Линия в г. Краснодаре возможно только при наличии оборудования с критериями, указанными в закупочной документации.
Следует отметить, что частью 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ установлено, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работ и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (часть 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ).
Закон N 223-ФЗ, в отличие от Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон N 44-ФЗ), не содержит прямого запрета на указание в документации о закупке на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Действия ООО "Краснодар Водоканал", установившего в документации требование, о наличии у участника закупочной процедуры технических средств с определенными характеристиками по причине осуществления нормальной работоспособности коллектора при его промывке, не противоречат части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЭ, из которой следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
При этом следует учесть, что потребность наличия у участника закупочной процедуры технических средств с определенными характеристиками обусловлено социальной значимостью объекта и необходимостью соблюдения работоспособности коллектора Заказчика, и не направлено на обеспечение победы конкретного хозяйствующего субъекта. Таким образом, ООО "Краснодар Водоканал" не допустило нарушение принципов ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЭ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также нарушения антимонопольного законодательства.
Пункт 3.4.4. Положения предусматривает подачу участником закупочной процедуры альтернативного предложения (п. 24 "Информационной карты" закупочной документации).
Подача альтернативных предложений может допускаться в рамках запроса предложений, конкурса или конкурентных переговоров в случаях, когда существуют различные технические, технологические, организационные, финансовые или иные пути удовлетворения потребностей Заказчика и Организатор закупки или, при проведении консолидированных закупок, Внешний организатор закупки, желает получить и изучить максимальное число различных предложений.
Возможность подачи альтернативных предложений определяется в документации о закупке. Пункт 24 "Информационной карты" закупочной документации открытого запроса предложения в электронной форме на право оказания услуг по промывке самотечного коллектора D=1000mm L=600-м.п. по улице Головатого от ул. Энгельса до ул. 2-ая Линия в г. Краснодаре определяет указанный порядок подачи альтернативных предложений.
Однако, заявитель жалобы данным правом не воспользовался. Следовательно, в действиях ООО "Краснодар Водоканал" отсутствуют признаки: нарушения действующего законодательства. Наличие возможности подачи альтернативного; предложения исключает какое-либо ограничение потенциального участника в подачи заявки, а также исключает ограничение в допуске к участию в конкурсе.
Раздел 3.4.5 Положения определяет, что уторговывание является формой закупочной процедуры, которая заключается в добровольном повышении участниками закупки предпочтительности своих заявок путем улучшения условий закупки, указанных в извещении о проведении уторговывания.
Уторговывание может быть проведено на любом этапе закупочной процедуры, независимо от наличия результатов отбора и оценки поданных заявок. При этом допуск участника закупки к участию в процедуре уторговывания не является определением соответствия данного участника требованиям и критериям закупки. Уторговывание может проводиться более одного раза.
Среди участников открытого запроса предложения в электронной форме на право оказания услуг по промывке самотечного коллектора D=1000mm L=600-м.п. по улице: Головатого от ул. Энгельса до ул. 2-ая Линия в г. Краснодаре проведена процедура уторговывания, что отражено в Протоколе от 21.12.2018 заседания тендерного комитета ООО "Краснодар Водоканал" в заочной форме N 70-2018.
Следовательно, участие заявителя жалобы в процедуре уторговывания не подтверждает его соответствие требованиям и критериям закупки.
Разделом 3.3.1.2 Положения предусмотрено, что для участия в запросе предложений участник закупочной процедуры должен подать заявку, требования к содержанию, форме, оформлению и составу которой указываются в документации о запросе предложений с учетом положений настоящего раздела.
Сведения, которые содержатся в заявках участников закупки, не должны допускать двусмысленных толкований.
Участник закупки вправе подать только одну основную заявку на участие в отношении каждого предмета закупки.
Прием заявок на участие в запросе предложений прекращается после окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений, установленного в документации по запросу предложений.
Организатор закупки вправе запросить оригиналы или нотариально заверенные копии документов, включённых в состав заявки, на любом этапе проведения закупки. В случае, если участник закупки в установленный в запросе срок не представил Организатору закупки оригиналы либо нотариально заверенные копии запрошенных документов, такие документы считаются непредставленными.
Срок предоставления документов устанавливается одинаковым для всех участников закупки, которым направлен запрос.
Организатор закупки вправе запросить разъяснение заявки на любом этапе проведения закупки.
Срок предоставления разъяснений устанавливается одинаковым для всех участников закупки, которым направлен запрос.
Ответ на запрос не должен изменять условия заявки (сроки и условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, графика платежей и иные существенные условия заявки). Данные запросы могут направляться, в том числе по техническим условиям заявки (уточнение перечня предлагаемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, технических характеристик ТРУ, иных условий), при этом данные уточнения не должны изменять предмет закупки, объем и состав предлагаемых участником закупки ТРУ,
Кроме того, Организатор закупки вправе запросить представление непредставленных, представленных не в полном объеме или в нечитаемом виде документов, подлежащих; предоставлению в соответствии с документацией о закупке.
При запросе разъяснений и/или документов не допускается создание преимущественных условий для кого-либо из участников закупки.
ООО "Краснодар Водоканал" в рамках рассмотрения поданной, заявителем жалобы заявки направлен запрос на ее разъяснение, в части наличия оборудования (каналопромывочных и илососных машин) соответствующего требованиям закупочной документации. Однако, в ответ от ИП Бедное Романа Владимировича предоставил копии документов (договоры купли-продажи, ПТС) которые датированы позднее даты завершения приема заявок от участников. Однако, из представленных документов следует, что каналопромывочные и илососные машины не советуют требуемым характеристикам. Следовательно, в действиях ООО "Краснодар Водоканал" отсутствуют признаки нарушения действующего законодательства.
Статей 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЭ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" определены основные принципы закупки товаров, работ, услуг, одними из которых являются: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации.
Принцип равноправия по отношению к участникам закупки представляет собой конкретизацию общеправового принципа равенства всех перед законом и судом (принципа формального юридического равенства) и заключается в обращенном к заказчику требовании обеспечить равные права, равные возможности для всех участников закупки (равный доступ к информации, равные условия участия в закупке и т.д.), равное отношение к ним на всех стадиях процедуры закупки, указывает на недопустимость избирательного подхода к тем или иным участникам закупки.
Принцип справедливости по отношению к участникам закупки, также представляет собой конкретизацию применительно к закупочной деятельности общеправового принципа справедливости и предполагает требование обеспечивать, с одной стороны, равенство всех участников закупки как субъектов права, а с другой - требование разумной и обоснованной их дифференциации ("равное - равным; неравное - неравным"). Содержание принципа "отсутствие дискриминации по отношению к участникам закупки" охватывается принципами равноправия и справедливости и речь здесь идет о недопустимости неравных действий заказчика в отношении тех или иных участников закупки, которые приводят к разным правовым последствиям для них.
При проведении открытого запроса предложения в электронной форме на право оказания услуг по промывке самотечного коллектора D=1000mm L=600-м.п. по улице Головатого от ул. Энгельса до ул. 2-ая Линия в г. Краснодаре (извещение N 31807219450, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) заказчиком - Организатором закупки указанные принципы соблюдены в полном объеме.
Требования, предъявляемые к участникам запроса предложения, являются четкими, конкретными, не являются непреодолимыми или неопределенными, относятся ко всем потенциальным участникам без исключения, не создают ни каких-либо преимущественных условий отдельным участникам закупочной процедуры.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10).
Из изложенных выше доводов следует, что в действиях ООО "Краснодар Водоканал" отсутствуют признаки нарушения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и антимонопольного законодательства.
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Б.Р.В. (вх. N 12693 от 26.12.2018 г.) на действия (бездействие) организатора торгов ООО "Краснодар Водоканал" при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право оказания услуг по промывке самотечного коллектора \x{00d8}1000 мм L - 600-м.п. по ул. Головатого от ул. Энгельса до ул. 2-я Линия (извещение N 31807219450 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), необоснованной.
Заместитель председателя Комиссии: Е.А. Богославский
Члены Комиссии: К.Р. Бжассо
А.Н. Довлатов
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 14 января 2019 г. N 413-Т/2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.01.2019