Комиссия Ярославского УФАС России в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Ярославского УФАС России Гудкевич Е.В.;
члены Комиссии: начальник отдела контроля органов власти и рекламы Семенюк А.В., ведущий специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля Савичева К.А., рассмотрев дело N 06-03/08-18, возбужденное в отношении Публичного акционерного общества "ОДК-Сатурн" (ИНН 7610052644, 152903, Ярославская область, г. Рыбинск, пр. Ленина, д. 163), по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
в присутствии на заседании Комиссии представителя ПАО "ОДК-Сатурн" по доверенности <_>, представителя АО "Спецавтобаза N 1" <_> по доверенности,
у с т а н о в и л а:
Дело N 06-03/08-18 возбуждено 10.10.2018 на основании решения по результатам рассмотрения жалобы на нарушения при организации и проведении торгов и порядка заключения договоров N 06-07/98-18 от 20.09.2018 (исх. N 10524/06-07 от 25.09.2018).
Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам. Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке. Требования к документации о закупке установлены частью 10 статьи 4 Закона о закупках.
Пунктами 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках определено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Документация о Закупке утверждена председателем комиссии ПАО "ОДК-Сатурн" А.А. Соболевым (далее - Документация о закупке).
В соответствии с пунктом 3.2.1 Документации о закупке проведение данной процедуры конкурса регулируется нормами, предусмотренными статьями 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации и Единым положением о закупке Государственной корпорации "Ростех" (в редакции, действующей на дату официального размещения извещения).
Единое положение о закупке государственной корпорации "Ростех", утвержденное Наблюдательным советом Государственной корпорации "Ростех" (Протокол от 18 марта 2015 N 2) (далее - Положение о закупке), определяет единые правила осуществления закупочной деятельности и подлежит обязательному применению в Корпорации и в организациях Корпорации, которые присоединились к нему в порядке, установленном в подразделе 1.3 Положения, вне зависимости от их организационно-правовой формы, направлений деятельности, особенностей управления и уровня подчинения Корпорации.
Согласно пункту 1.1.10 Положения в случае, если какие-либо вопросы не урегулированы настоящим Положением, необходимые сведения и информация могут быть уточнены в документации о закупке с учетом целей и принципов закупочной деятельности, установленных в Положении, и норм законодательства.
В соответствии с пунктом 2.2.1 Положения о закупке предусмотрены основные принципы осуществления закупок, в том числе: информационная открытость, обеспечение гласности и прозрачности закупок, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам, обеспечение целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение продукции (с учетом, при необходимости, стоимости жизненного цикла закупаемой продукции), реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика, отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам.
Как было установлено Комиссией, 22.08.2018 года на сайте Электронной торговой площадки по адресу http://etprf.ru ПАО "ОДК-Сатурн" (далее - Заказчик) было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение такелажно-монтажных работ по перебазировке оборудования согласно Техническому заданию (номер извещения - 31806845317) (далее - Закупка), а также закупочная документация.
В соответствии с пунктом 10.1 договора на выполнение работ подрядчик до начала выполнения работ страхует оборудование Заказчика по полной стоимости на весь срок выполнения работ с ответственностью "за все риски", исключая террористические акты, гражданские волнения, забастовки и беспорядки, с представлением оригинала полиса, в котором ПАО "ОДК-Сатурн" является выгодоприобретателем (бенефициаром), Заказчику. Страховой полис должен быть выдан страховой компанией, рейтинг которой по классификации РА "Эксперт" не ниже ruAA.
Закон о закупках не содержит ни перечня требований (в том числе квалификационных), ни правил или ограничений по их установлению. Единственное правило, предусмотренное в Законе о закупках по этому поводу, заключается в запрете на установление неизмеряемых требований к участникам закупки (п. 4 ч. 1 см. 3 Закона о закупке). К неизмеряемым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Пунктом 10.3 договора предусмотрено, что страховая сумма (лимит возмещения), установленная в каждом страховом сертификате/полисе не менее 200 000 000, 00 (двести миллионов рублей и 00/100) рублей.
Вместе с тем в соответствии со статьей 947 ГК РФ при страховании имущества или предпринимательского риска, если договором страхования не предусмотрено иное, страховая сумма не должна превышать их действительную стоимость (страховую стоимость).
Согласно пункту 1 статьи 951 ГК РФ если страховая сумма, указанная в договоре страхования имущества или предпринимательского риска, превышает страховую стоимость, договор является ничтожным в той части страховой суммы, которая превышает страховую стоимость. Соответственно, договор, заключаемый по результатам проведения запроса котировок в электронной форме на выполнение такелажно-монтажных работ по перебазировке оборудования согласно Техническому заданию (номер извещения - 31806845317), в части превышения страховой суммы является ничтожным в силу прямого указания закона.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
При этом под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, к числу которых помимо прямо поименованных относятся любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
06.09.2018 Протоколом N 761/009-1498 было установлено, что на участие в закупке было подано пять (5) заявок. Закупочная комиссия рассмотрела заявки участников процедуры закупки, документы и утвердила результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, в соответствии с которыми все заявки были допущены к участию в закупке.
Оценка и сопоставление заявок были осуществлены закупочной комиссией в соответствии с порядком, предусмотренным разделом 4.13 извещения, с учетом единственного критерия оценки - "Цена договора". На основании приведенной ранжировки заявок победителем был признан участник закупки с идентификационным номером 15221, заявка которого заняла первое место в ранжировке с предложенной ценой договора: 1 354 952,67 рублей с НДС, с объемом поставляемой продукции: в соответствии с техническим заданием, сроком исполнения договора.
Таким образом, рассматриваемые положения, а именно: пункт 10.1 проекта договора на выполнение работ (подрядчик до начала выполнения работ страхует оборудование Заказчика по полной стоимости на весь срок выполнения работ с ответственностью "за все риски", исключая террористические акты, гражданские волнения, забастовки и беспорядки, с представлением оригинала полиса, в котором ПАО "ОДК-Сатурн" является выгодоприобретателем (бенефициаром), Заказчику. Страховой полис должен быть выдан страховой компанией, рейтинг которой по классификации РА "Эксперт" не ниже ruAA); пункт 10.3 договора (страховая сумма (лимит возмещения), установленная в каждом страховом сертификате/полисе не менее 200 000 000, 00 (двести миллионов рублей и 00/100) рублей), не привели к ограничению конкуренции при проведении закупки. Как указано выше, в закупке приняло участие пять участников, все заявки были допущены, оценены и сопоставлены ПАО "ОДК-Сатурн". АО "Спецавтобаза N 1" было участником рассматриваемой закупки, до подведения итогов по вопросу разъяснения документации в адрес заказчика не обращалось, заявка АО "Спецавтобаза N 1" была допущена и оценена комиссии на основании единственного критерия: цена договора, что может быть расценено как отсутствие ограничения конкуренции при проведении Закупки со стороны заказчика. Основанием для прекращения дела послужило положение пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно: комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Руководствуясь частями 1-4 ст. 41, пунктом 1 части 1 ст. 48, частью 1 ст. 49 Федерального закона о защите конкуренции Комиссия,
р е ш и л а :
1. Дело N 06-03/08-18 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ПАО "ОДК-Сатурн" по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" прекратить.
Председатель Комиссии: Е.В. Гудкевич
Члены Комиссии:
А.В. Семенюк
К.А. Савичева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 12 декабря 2018 г. N 06-03/08-18 (ключевые темы: положение о закупке - ограничение конкуренции - страховая стоимость - участники закупок - техническое задание)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.12.2018